«Что мне нравится в школе»
1. Несоответствие теме указывает на:
А) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее.
2. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
Б) детский негативизм. В этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к чёткому выполнению школьных требований;
В) неверное истолкование поставленной задачи, её непонимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
При несоответствии рисунка заданной теме при количественной обработке проставляется 0 баллов.
3. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е., что именно изображено:
А) учебные ситуации – учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребёнка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);
Б) ситуации неучебного характера – школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);
В) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы. Стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).
|
Для изучения школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надёжности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребёнка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об отношении к школе, но и выявить не стороны школьной жизни, которые являются для ребёнка наиболее привлекательными.
Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей первоклассников)
Инструкция: Уважаемые родители! Выберите, пожалуйста, утверждение, наиболее точно отражающее состояние Вашего ребёнка на данный момент
I шкала – «Успешность выполнения школьных заданий»
5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.
4. Небольшие помарки, единичные ошибки.
3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала – «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»
5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.
3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
|
2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.
1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
III шкала – «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»
5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.
4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала – «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»
5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.
4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
3. Иногда бывают проявления сниженного настроения.
2. Случаются проявления отрицательных эмоций:
а) тревожность, огорчение, иногда страх;
б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).