Психология имеет давнее прошлое, но короткую историю. Прошлое психологии насчитывает века, поскольку она включает в себя философию и физиологию. Напротив, история психологии коротка: она начинается только 130 лет назад.
История психологии как науки берет свое начало в 1879 г. в немецком городе Лейпциге, там «отец психологии» Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.) оборудовал первую психологическую лабораторию для изучения сознательного опыта. В.Вундт получил подготовку в области медицины, но проявил глубокий интерес к психологии. В своей лаборатории В.Вундт исследовал, как сочетание ощущений, образов и чувств формирует личный опыт. Его интересовало, как формируются ощущения, образы и чувства. Чтобы это выяснить, В.Вундт наблюдал и измерял различные виды стимулов (свет, звук, вес). Стимул, или раздражитель,— это любая физическая энергия, которая оказывает воздействие на организм и вызывает какую-то реакцию. Затем В.Вундт прибег к интроспекции, или «внутреннему взгляду», чтобы исследовать собственные, индивидуальные реакции на различные стимулы. Если вы внимательно следите за своими мыслями, чувствами и ощущениями, значит, вы занимаетесь интроспекцией.
В.Вундт назвал свой подход экспериментальным самонаблюдением, поскольку он использовал как методическую интроспекцию, так и объективное измерение. В течение многих лет он изучал зрение, слух, вкус, осязание, память, восприятие времени и многие другие предметы. Настаивая на тщательном наблюдении и измерении, В.Вундт заложил хороший фундамент психологии. Считается, что В.Вундт превратил психологию в независимую науку, отличную от философии.
Структурализм. Идеи В.Вундта были перенесены в Соединенные Штаты одним из его учеников, Эдвардом Б. Титченером. В Америке идеи В.Вундта получили название структурализма, поскольку они касаются структуры психической жизни. В сущности, структуралисты хотели расчленить опыт на базовые «элементы» или «строительные кирпичики». Например, наблюдатель мог брать в руку яблоко и считать, что он ощущает такие элементы, как «оттенок», «округлость» и «вес». Вот другой пример вопросов, которые могли бы заинтересовать структуралиста: какие базовые компоненты вкуса смешиваются между собой, образуя сложные вкусовые качества таких непохожих продуктов, как печень, лайм, бекон и сливочная помадка с жареным миндалем?
|
Вскоре стало ясно, что интроспекция не может дать ответ на многие вопросы. Потому, что структуралисты часто расходились во мнениях. И когда это происходило, отсутствовал способ разрешения разногласий. Например, если два человека представляют различные перечни базовых вкусовых элементов, кто скажет, какой из них является верным? Несмотря на подобные недостатки, «внутренний взгляд» по-прежнему играет определенную роль в изучении гипноза, медитации, решения задач, настроения и многих других вопросов психологии.
Функционализм. Американский ученый Уильям У. Джеймс (1842-1910 гг.) расширил рамки психологии, включив в нее поведение животных, религиозный опыт, аномальное поведение и другие интересные вопросы. Основное произведение «Принципы психологии» (1890 г.). Уильям Джеймс был сыном философа Генри Джеймса-старшего и братом писателя Генри Джеймса. В течение своей долгой академической карьеры У. Джеймс преподавал в Гарвардском университете анатомию, физиологию, психологию и философию. У. Джеймс был убежден, что идеи следует оценивать с точки зрения тех практических последствий, которые они имеют для человеческого поведения.
|
У. Джеймс рассматривал сознание как постоянно меняющийся поток образов и ощущений, а не как набор безжизненных строительных кирпичиков, согласно утверждению структуралистов. Термин «функционализм» является следствием интереса к тому, как функционирование сознания помогает нам приспосабливаться к изменениям в среде. Именно в адаптации У. Джеймс видел ключ к пониманию психического – психика рассматривалась им как адаптивная функция.
Функционалисты восхищались Чарльзом Дарвином, который пришел к выводу, что живые существа эволюционируют, таким образом, который благоприятствует их выживанию. Согласно дарвиновскому принципу естественного отбора, физические особенности, которые помогают животным приспосабливаться к своему окружению, сохраняются в ходе эволюции. Функционалисты также хотели понять, как сознание, восприятие, привычки и эмоции способствуют выживанию,
Функционализм привнес в психологию изучение животных. Он также привел к появлению педагогической психологии (исследования научения, преподавания, динамики учебного процесса и родственных тем). Научение делает нас более приспособленными, поэтому функционалисты пытались найти способы совершенствования образования. По аналогичным причинам функционализм способствовал развитию психологии труда — изучению людей в рабочей обстановке.
|
Бихевиоризм
Функционализму вскоре бросил вызов бихевиоризм — изучение проявленного, наблюдаемого поведения. Основатель бихевиоризма Джон Б. Уотсон (1878-1958 гг.). Глубокий интерес к наблюдаемому поведению возник у Д.Уотсона в период написания докторской диссертации по биологии и неврологии. В 1908 г. Д.Уотсон стал профессором психологии в Университете Джонса Хопкинса и выдвинул свою теорию бихевиоризма. Он оставался в этом университете до 1920 г., после чего сделал карьеру в рекламном бизнесе.
Д.Уотсон подверг резкой критике изучение «сознания» или «сознательного опыта». «Интроспекция,— также утверждал он,— ненаучна». Д.Уотсон понял, что можно изучать животных, несмотря на то, что нельзя задать им вопросы или знать, что они думают. Он просто наблюдал связь между стимулами (событиями в среде) и реакциями животного (любым мускульным действием, активностью желез или другим поддающимся идентификации поведенческим актом). Почему бы, доказывал он, не подойти столь же объективно к изучению человека. Вскоре Д.Уотсон приспособил введенное русским физиологом Иваном Павловым понятие обусловливания для объяснения большей части поведенческих актов. (Условный рефлекс — это усвоенная реакция на определенный стимул). Д.Уотсон с энтузиазмом заявлял: «Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформировавшихся младенцев и возможность самому заняться их воспитанием, и я гарантирую, что, взяв наугад любого из них, путем научения сделаю из него любого специалиста по своему выбору: врача, юриста, художника, коммерсанта и, если на то пошло, профессионального нищего или вора.
Заслугой бихевиористов является многое из того, что мы знаем о научении, обуславливании и должном использовании вознаграждения и наказания. Бихевиоризм также дал начало модификации поведения. В этом виде терапии принципы научения используются для изменения проблемного поведения, такого, как переедание, беспочвенные страхи и вспышки гнева.
Продолжателем идей Д.Уотсона стал Беррес Фредерик Скиннер (1904 -1990). Б.Скиннер полагал, что наше поведение контролируется вознаграждениями, или позитивными подкреплениями. С целью исследования научения Б.Скиннер соорудил камеру обусловливания, или «ящик Скиннера». С ее помощью он мог предъявлять стимулы животным и фиксировать специфические реакции. Многие из идей Б.Скиннера о научении возникли на основании его работы с крысами и голубями. Тем не менее, он считал, что те же законы поведения приложимы ко всем организмам, включая людей.
Б.Скиннер был убежден, что «спланированная культура», основанная на позитивном подкреплении, может способствовать желательному поведению. Вопреки распространенному представлению, Б.Скиннер был противником использования наказания. Крайне важно, говорил он, изменить наше поведение до того, как перенаселенность, загрязнение окружающей среды или ядерная война нанесут сокрушительный удар человечеству. Слишком часто, полагал он, необоснованные вознаграждения являются причиной наших деструктивных действий.
Широкой публике Б.Скиннер, возможно, наиболее известен как человек, научивший голубей играть в настольный теннис, как изобретатель обучающих машин и как создатель механической «няни», которая подозрительно напоминала большой ящик Скиннера. Дочка самого Б.Скиннера Дебора прожила два с половиной года в такой «няне» — камере размером с детскую кроватку, с теплым профильтрованным воздухом, звукопоглощающими стенками, специальными игрушками и большим окном на одной стороне. Но, вопреки газетным сообщениям, Дебору часто извлекали из ящика для ласк и игры. Став взрослой, она говорила: «Думаю, что я была очень счастливым ребенком. Чаще всего ящик критикуют люди, которые не понимают, что он собой представлял».
Гештальт-психология
Представьте, что вы только что сыграли музыкальное поздравление «С днем рождения» на тубе. Затем вы играете его на скрипке. На скрипке нельзя воспроизвести ни один из звуков тубы. Однако вы замечаете нечто интересное: мелодия по-прежнему легко узнаваема, поскольку отношение между нотами остается тем же.
А что бы произошло, если бы вы сыграли ноты «С днем рождения» в правильном порядке, но в темпе одна нота в час? Отдельные ноты перестали бы быть мелодией. С точки зрения восприятия, мелодия — это нечто большее, чем индивидуальные ноты, которые ее определяют.
Именно подобные наблюдения и дали начало школе гештальта. Гештальт-психология предлагает изучать мышление, научение и восприятие в виде целостных структур, а не путем расчленения опыта на части. Ее лозунг: «Целое больше, чем сумма его частей».
Немецкий психолог Макс Вертхеймер (1880-1941 гг.) был первым, кто выдвинул идею гештальта, пытаясь объяснить иллюзии восприятия. Позже он способствовал развитию гештальт-психологии как способа понимания не только восприятия, решения задач, мышления и социального поведения, но также искусства, логики, философии и политики. Ошибочно, говорил он, расчленять психологические события на части, или «элементы», как делали это структуралисты. Подобно мелодии, многие переживания противятся тому, чтобы их разлагали на меньшие составляющие. По этой причине гештальт-подход повлиял на изучение восприятия и личности. Гештальт-психология явилась также вдохновительницей одного из видов психотерапии.