Основные психологические концепции XXвека




Когда-то школы мысли были очень похожи на поли­тические партии. Лояльность своей теории была не­поколебимой, а столкновения были обычным делом. Сегодня такие точки зрения, как функционализм и гештальт-психология, слились, превратившись в об­новленные, более широкие подходы. Кроме того, не­которые ранние системы, такие, как структурализм, полностью исчезли. Разумеется, лояльность и раз­личные специализации по-прежнему существуют. Но сегодня многие психологи стали эклектиками: они пользуются множеством источников и оперируют широким спектром теорий. Как можно понять, рассмотрение мира психического более чем с одной точки зрения весьма полезно. Данное утверждение верно и в другом отношении. Мы быстро превращаемся в общество со множеством культур. Несмотря на это, совре­менную психологию определяют шесть основных под­ходов.

Психодинамический подход

Ключевая идея: поведение направляют силы внутри человеческой личности, которые часто быва­ют скрытыми или неосознаваемыми.

Делает упор на внутренние импульсы, желания и конфликты, прежде всего, неосознаваемые; рассматривает поведение как результат столкновения сил внутри личности; придерживается скорее негативного, пессими­стического взгляда на человеческую природу.

Бихевиористский подход

Ключевая идея: поведение формируется и контролируется средой, окружающей человека. Делает упор на изучение наблюдаемого поведения и результаты научения; придает значение влиянию внешних вознаграждений и наказаний; нейтральный, научный, скорее механистический взгляд на человечес­кую природу.

Гуманистический подход

Ключевая идея: поведение обусловлено собственным образом человека, субъективным восприятием мира и потребностями в личностном росте.

Направляет внимание на субъективный, сознательный опыт, человеческие проблемы, потенции и идеалы; делает упор на собственный образ и самоактуализацию при объяснении поведения; позитивный, философс­кий взгляд на человеческую природу.

Биопсихологический подход

Биопсихология — быстро развивающаяся область знаний. Биопсихологи рассчи­тывают объяснить любое поведение в терминах физических механизмов и химических реакций, таких, как ак­тивность головного мозга и генетика. Их оптимизм базируется на впечатляющих новых открытиях, каса­ющихся связи мозга с мышлением, чувствами, воспри­ятием, аномальным поведением и другими важными вопросами.

Ключевая идея: поведение человека и животных является результатом внутренних физических, химических и биологических процессов.

Стремится объяснить поведение деятельностью головного мозга, нервной и эндокринной систем, физиологи­ей, генетикой, биохимией и эволюцией; нейтральный, редукционистский, механистический взгляд на челове­ческую природу.

Когнитивный подход

Еще одна стремительно расширяющаяся об­ласть — когнитивная наука. Фактически можно с полным правом сказать, что в психологии произош­ла «когнитивная революция». Когнитивная способность означает мышление или познание. Когнитивные психологи изучают мысли, ожидания, память, речь, восприятие, решение задач, сознание, творчество и другие ментальные про­цессы.

Ключевая идея: значительную часть человеческого поведения можно объяснить в терминах мен­тальной обработки информации.

Интересуется мышлением, познанием, восприятием, пониманием, памятью, принятием решений и суждением; объясняет поведение в терминах обработки информации; нейтральный взгляд на человеческую природу, скорее уподобляемую компьютеру.

Деятельностный подход

Деятельность является целенаправленной активностью, чем она отличается от поведения, более объемного явления. В ней отражаются феномены психического.

Ключевая идея: деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). Она раскрывается через систему действий и операций. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд, являются доминирующими в разных возрастах и дают ключ к пониманию развития человека.

Деятельностный подход, таким образом, позволяет «увидеть» психику. Особенностью такого понимания психического является включение в схему свободы воли человека, что в свою очередь говорит о позитивном взгляде на природу человека.

Благодаря полиморфной картине психологического знания можно выделить особенное место психологического знания в системе наук. Его хорошо определяет треугольник А.М. Кедрова – он помещает психологию в треугольник, вершинами, которого являются гуманитарное знание, социальные науки и естественнонаучное знание. Это дает понимание объединения в системе психологического знания – здесь есть составляющая – наук о человеке, социальной психологии и биологической психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: