Гуманистическая психология





Гуманизм — позиция, придающая особое значение пониманию субъективного человеческого опыта. Об­щим для всех гуманистических психологов являет­ся интерес к человеческим проблемам, потенциям и идеалам.

Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и другие гуманисты отвергли идею З. Фрейда о том, что личностью управ­ляют неосознаваемые силы. Им также не нравился бихевиористский акцент на контролирующее воздей­ствие среды. Обоим теориям присущ сильный эле­мент детерминизма (идеи, что поведение обуслов­лено силами, находящимися вне нашего контроля). Гуманисты же подчеркивают значимость свободы воли, способности делать сознательный выбор. Ко­нечно, на нас влияет прошлый опыт. Тем не менее, гуманисты считают, что люди могут делать свобод­ный выбор в пользу более творческой, содержатель­ной и приносящей удовлетворение жизни.

Гуманисты способствовали повышению интереса к психологическим потребностям в любви, самоува­жении, чувстве общности, самовыражении, творчест­ве и духовности. Подобные потребности, полагают они, так же важны, как наши биологические потреб­ности - в пище и воде. На пример, по их представлениям, новорожденным младенцам, лишенным человеческой любви, может грозить столь же верная смерть, как и младенцам, ли­шенным пищи.

Гуманисты собирают данные и находят свидетель­ства, подтверждающие их идеи. Однако они, как пра­вило, проявляют меньший интерес к лечебной психо­логии как объективной, поведенческой науке. Вместо этого они подчеркивают значимость субъективных факторов, таких, как собственный образ человека, самооценка и система отсчета. Собственный об­раз — это ваше восприятие своего тела, личности и возможностей. Под самооценкой понимают пози­тивные и негативные чувства человека по отноше­нию к самому себе. Система отсчета — это мен­тальная или эмоциональная позиция, используемая для оценки событий. Таким образом, гуманисты стремятся понять, как люди воспринимают себя и ок­ружающий мир.

Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.). Будучи основате­лем гуманистической психологии, А. Маслоу проявлял интерес к изучению людей, обладавших исключитель­ным психическим здоровьем. Такие самоактуали­зированные люди, считал он, полностью используют свои таланты и способности. А. Маслоу предложил свой позитивный взгляд на человеческий потенциал в качестве альтернативы школам бихевиоризма и психоанализа.

Специфической особенностью гуманизма являет­ся понятие самоактуализации, введенное А. Маслоу. Под самоактуализацией понимают полноценное развитие своего потенциала и превращение в совер­шенного человека. Согласно гуманистам, таким по­тенциалом обладает каждый человек. Гуманисты изыскивают пути, способствующие его проявлению.

В России в 1920-1930 гг. была разработана теория деятельности, которая была призвана разрешить имевшиеся в то время в психологии противоречия: с одной стороны ненаучность интроспекции и невозможность объективного наблюдения психики у структуралистов и с другой стороны отказ от сознания бихевиористов в пользу наблюдения наблюдаемого. Теория деятельности позволила проводить эксперименты с психологическими феноменами, поставив их в зависимость от деятельности человека, понимаемой как целенаправленная активность.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1989-1960гг.) и Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979 гг.) разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга, они опирались на труды Льва Семеновича Выготского (1896-1934 гг.) поэтому в их работах много общего, и оба они считаются ее родоначальниками.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах С.Л. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. А.Н.Леонтьев уточняет положение С.Л. Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

Одним из основных методологических принципов психологии является принцип реконструкции, введенный С.Л. Рубинштейном. Принцип гласит, что существует подобие между структурами, недоступными непосредственному наблюдению (психика, сознание) и структурами, аккумулирующими взаимодействие первых с окружающим миром (поведение, деятельность), и на этом основании вторые становятся доступны реконструкции.





Читайте также:
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.