Третья коммуникативная система




Важно отметить, что наша психическая сфера является функцией деятельности не только одной нервной системы, в качестве третьей коммуникативной системы организма можно отметить эндокринную систему. Эндокринная система состоит из желез, которые выделяют непосредственно в кровь и лимфатическую систему химические вещества, называемые гормонами.

Хотя мы редко осознаем это, гормоны влияют на нас множественным образом: количество гормонов надпочечников возрастает в стрессовых ситуациях, андрогены, выделяемые в момент проявления сильных эмоций, интенсифицируют формирование памяти.

Главенствующей железой часто называют гипофиз – шарик размером с горошину, свисающий в основании головного мозга, а деятельностью гипофиза управляет гипоталамус, проявляя связь между эндокринной системой и головным мозгом. Одна из основных функций гипофиза – выделение гормона роста, который ускоряет развитие тела. Если гормона роста выделяется недостаточно, происходит развитие гипофизарного карлика, избыточное его количество вызывает гигантизм. Большое количество гормона роста, выделяющееся после окончания роста, приводит к акромегалии – увеличению отдельных деталей лица и тела.

Гипофиз является главой эндокринной системы, так как он еще и управляет деятельностью других желез. Назовем основные из них, деятельность которых является принципиальной с точки зрения рассмотрения психического.

Шишковидная железа – вырабатывает определенное количество мелатонина в соответствии с различной освещенностью, позволяя контролировать биологические ритмы, содержание увеличивается в сумерки.

Щитовидная железа – регулирует обмен веществ - метаболизм – скорость, с которой в организме распространяется и вырабатывается энергия. Регуляция происходит при помощи группы гормонов. Гипотиреоз и гипертиреоз – недостаточная и избыточная ее функция - оказывает значительное влияние и на нервную систему, на внешний вид человека и поведение человека.

Надпочечные железы вырабатывают адреналин, который связывают со страхом – он стремится возбудить организм, и норадреналин, также возбуждает организм, но его связывают с гневом.

Повышенная секреция половых гормонов – вирилизм – избыточность мужских признаков – у женщины борода, у мужчин низкий плохопонимаемый голос, в детстве – преждевременная пубертатность (5- летняя девочка родила сына). Большинство анаболических стероидов, принимаемых спортсменами, чтобы нарастить мышечную массу - синтетический тестостерон - андроген. Нет доказательств, что стероиды улучшают спортивные достижения, но они точно дают значительные побочные эффекты – огрубление голоса и облысение у женщин, импотенция - у мужчин, кроме того, они могут вызвать манию, суицидальную депрессию и девиантное поведение – стероидную ярость.

Рассмотрев психическую и физиологическую сферу человека мы можем попытаться соотнести их обнаружив в физиологии – отдельных уголках нервной и эндокринной систем – корни психических явлений. Такое соотнесение приводит к позиции монизма, на которой стоит биопсихология – напрямую соотнося сознание и нервную систему. Однако если рассмотреть память как пластичность нейронных ответов и биохимическую реакцию, то исчезает феномен психического, но, конечно же, остается вечная проблема тела и души, которую не могут до конца объяснить естественнонаучные методы. Психология сегодня не сводится только к монизму, она предлагает сложный множественный взгляд, возвращающий нас к понятиям внесущности и внеположенности в понимании психического.

Лекция 3. Введение в педагогику

Педагогика как наука; основные категории педагогики; связь педагогики с другими науками; система педагогических наук

Педагогика как наука

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между ними. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно устано­вить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую ис­следует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики суще­ствуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет обра­зованию, понимая его как целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является педагогический про­цесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение поставленной цели и призванное при­вести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. При этом воспитательное воздействие на личность человека понимается очень широко. Любое воздействие на личность с целью преобразования ее качеств и свойств для блага этой личности можно расценивать как педагогическое. Таким образом, в сферу педагогических интересов попадают не только субъект процесса обучения, но и люди разного возраста, которым требуется помощь в коррекции социального поведения.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека любого возраста.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической ре­альности (какой, например, будет школа будущего, как бу­дет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе науч­но обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значи­мость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание устремлено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функ­ция педагогики состоит в том, что на основе фундамен­тального знания совершенствуется педагогическая практи­ка, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образователь­ными структурами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различ­ных типах образовательно-воспитательных учреждений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: