IV. Используя слова из обеих групп, составьте словосочетания.





Грамматика

 

1. Образование форм родительного падежа.

Вопросительные местоимения кен, юн в родительном падеже имеют форму кенә (кого, чей, чья, чьё), юуна (чего, чей, чья, чьё) и выражают значение принадлежности.

Например: Эн кенә харндав (Это чей карандаш)?

Тер юуна өврв (То чьи рога)?

Имена существительные в родительном падеже простого склонения имеют три вида окончаний: -а/-ә, -ин/-ын, -н.

К 1-му типу простого склонения относятся слова, основа которых оканчивается на неустойчивый согласный . В родительном падеже они имеют окончание -а/ә.

Например: торhн – торhна(шелк – шелка), көвүн – көвүнә (мальчик – мальчика)

Ко 2-му типу простого склонения относятся слова, оканчивающиеся на все остальные согласные, а также слова, оканчивающиеся на неясные гласные. В родительном падеже они имеют окончание -ин/ын.

Например: киилг – киилгин(рубашка – рубашки)

номт – номтын(ученый – ученого)

чон – чонын (волк – волка)

К 3-му типу простого склонения относятся слова, оканчивающиеся на гласный звук. В родительном падеже они имеют окончание .

Например: ноха– нохан (собака – собаки)

туула – туулан(заяц – зайца)

Краткий (исторически долгий) гласный в односложном слове в форме родительного падежа (как и во всех других косвенных падежах) становится долгим.

Например: хөн – хөөнә (овца – овцы)

тег – теегин (степь – степи)

сө – сөөhин (ночь – ночи)

Некоторые слова 2-го типа склонения в родительном падеже, наряду с окончанием -ин, выражающим значение принадлежности, имеют также окончание -а/-ә для обозначения части целого, происхождения, местонахождения и т.д.

Например: үкрин үсн (коровье молоко) – үкрәмахн (говядина)

 

2. Прилагательное в предложении преимущественно ставится перед существительным и выполняет функцию определения.

Например: улан дегтр (красная книга)

ут өвр (длинные рога)

хар үзг (черная ручка)

 

3. Прилагательное в конце предложения выполняет функцию сказуемого.

Например: Дегтр улан(Книга красная).

Өвр ут(Рога длинные).

Үзг хар(Ручка черная).

 

4. В функции определения могут выступать и существительные. В этом случае они приобретают основной морфологический признак прилагательного – неизменяемость в падеже и числе.

Например: булhн девл (соболья шуба) – булhн девлин (собольей шубы)

арсн hосн (кожаные сапоги) – арсн hосна (кожаных сапог)

5. Восклицательные безглагольные предложения.

Этот вид предложений образуется с помощью вопросительного местоимения яhсн и присоединения частицы -в/-б к слову, которое представляет предмет восхищения.

Например: Яhсн сәәхн күүкмб (Какая красивая девушка)!

Яhсн ке бүшмүдв (Какое красивое платье)!

Упражнения

I. Подставьте вместо подчеркнутых слов предложенные варианты.

1. – Тер кенә дегтрв? – Тер аавиндегтр. үзг, харнда, ширә, цаасн зарhчин, номтын, бичәчин, багшин

 

2. – Эн киилг кенәв? – Эн киилгэгчин. – Яhсн ке киилгв! бүшмүд, девл, hосн, махла ээҗин, аавин, күүкнә, көвүнә

 

3. – Тер юуна мөрв? – Тер хөөнә мөр. туулан, гөрәснә, булhна, хөөнә чонын, үкрин, нохан

 

4. – Эн арсн юунав? – Эн арсн чонын. үкрин, хөөнә, булhна, туулан

 

II. Подставьте вместо подчеркнутых слов предложенные варианты.

1. – Эн ямаран альчурв? – Эн уланальчур. – Яhсн уланальчурв! киилг, бүшмүд, шалвр көк, цаhан, хар, шар

 

2. – Тер девл ямарамб? – Тер девлшин. – Яhсн шиндевлв! hосн, шалвр, цегдг хуучн, сәәхн, сән

 

3. – Эн торhн бүшмүд ямарамб? – Эн торhн бүшмүд сәәхн. – Яhсн сәәхн бүшмүдв! шеемг, килң, хальмг шин, хуучн, ке, нимгн

 

4. – Тер ямаран цаасмб? – Тер хуучнцаасн. – Яhсн хуучнцаасмб! дегтр, девтр, үүдн шин, му, нимгн

III. Определите тип склонения имен существительных, поставьте их в родительном падеже.

Киилг, хувцн, дегтр, махн, хөн, мөңгн, альчур, билцг, эмч, ээҗ, девл, сандл, ширә, күүкн, бичәч, цаасн, үзг, цегдг, хаша, гөрәсн, туула, бүшмүд, шалвр, сурhульч, ноха, булhн, харнда, hосн, тәмрч, аав, эгч, хөөч, мөр, үүдн, сиик, девтр, өвр, багш, үсн, үкрч.

IV. Используя слова из обеих групп, составьте словосочетания.

багшин аавин гөрәснә хашан ээҗин туулан сурhульчин үкрә күүнә хөөнә киилг махн мөр дегтр өвр альчур үүдн хаша девтр нерн

V. Образуйте общие вопросы. Дайте на них ответы, используя приведенные ниже слова.

Көвүн, күүкн, эгч, ээҗ, оютн, сурhульч, бичәч; шалвр, киилг, цаасн, үзг, девл, махла, дегтр; сәәхн, ке, улан, шар, ахр, шин, сән.

VI. Образуйте альтернативные вопросы. Дайте на них ответы, используя приведенные ниже слова.

Сурhульч, зурач, гөрәсн, күүкн, эгч, үкр; ширә, сандл, өвр, цаасн, харнда, үсн; шин, хуучн, ут, ахр, зузан, нимгн, хар, ноhан, сән, му.

VII. Задайте специальные вопросы и ответьте на них, используя приведенные ниже слова.

Эмч, бичәч, зарhч, номт, багш, зурач; альчур, ширә, сандл, дегтр, hосн, мөр; хуучн, цаhан, нимгн, зузан, торhн, булhн.

VIII. Дайте полные ответы на поставленные специальные вопросы.

– Эн кенә көвүмб?

– ____________ Лиҗин

– Ээҗин билцг ямарамб?

– ____________ алтн

– Тер юуна мөрв?

– ____________ туулан

– Эн хар хувцн кенәв?

– ____________ күүнә

– Сурhульчин дегтр ямарамб?

– ____________ зузан

– Аавин hосн ямарамб?

– ____________ ут

– Тер көвүнә нерн кемб?

– ____________ Нимгр

– Тер хаша юунав?

– ____________ хөөнә

– Эн юуна үсмб?

– ____________ үкрин

IX. Дайте полные ответы на общие вопросы. – Эн көвүнә эгч сурhульчий? – Тер күүкнә аав тәмрчий? – Ээҗин цаhан киилг шиний? – Аавин хар hосн утый? – Сурhульчин зузан дегтр хуучный? – Эн күүнә нерн Манҗий? – Багшин шин булhн девл сәәхний? – Зурачин нимгн цаасн цаhаный? – Тер ут шин ширә номтыный? – Эн хар ноха аавиний? XII. Дайте полный ответ на альтернативный вопрос. – Эн махн үкрәй эс гиҗ хөөнәй? – Эн нохан эс гиҗ туулан мөрий? – Эн булhн девлий аль туула девлий? – Эн бичәчин эс гиҗ номтын девтрий? – Эн бичәчин аль зурачин үзгий? – Тер көвүн оютный эс гиҗ сурhульчий? – Тер шин киилг ноhаный, шарий?  
X. Задайте общие вопросы к данным ответам. – ____________? – Тер торhн киилг күүкнә биш. – ____________? – Ээ. Эн шеемг бүшмүд шар. – ____________? – Биш, эн дегтр хуучн. – ____________? – Ээ. Эн булhн девл зузан. – ____________? – Биш. Эн нохан мөр биш. – ____________? – Ээ. Эн зузан үүдн хашан. – ____________? – Биш. Эн махн гөрәснә биш. – ___________ ? – Ээ. Эн хальмг цегдг. – ____________? – Биш. Эн үкрә махн. – ­­­­­­____________? – Ээ. Эн күн хальмг.   ХI. Задайте специальные вопросы к данным ответам. – ____________? – Эн көвүн эмч. – ____________? – Эн девл ут. – ____________? – Тер бүшмүд эгчин. – ____________? – Эн эмчин нерн Лиҗин Җирhл. – ____________? – Эн билцг цаhан мөңгн. – ____________? – Эн үкрин шин хаша. – ____________? – Эн ут өвр гөрәснә. – ____________? – Тер цаhан торhн альчур багшин. – ____________? – Эн шин торhн цегдг нимгн. – ___________? – Эн шар модн.  

XIII. Образуйте восклицательные предложения с данными ниже словами.

Цаhан, сәәхн, ке, улан, ут, ахр, хуучн, көк, шин, нимгн; киилг, күүкн, бүшмүд, альчур, девл, шалвр, махла, модн, hосн, цаасн.





Читайте также:
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.