МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И
СПОРТА УКРАИНЫ
Черниговский государственный технологический университет
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
ОДИНОЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН И ФОРМА ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Реферат аспиранта кафедры
интегрированных технологий
машиностроения и автомобилей
Веремея Геннадия Александровича
Научный руководитель:
профессор кафедры интегрированных
технологий машиностроения и автомобилей,
доктор технических наук
Кальченко Владимир Витальевич
Тема диссертации:
"Влияние финишных абразивных методов
обработки на эксплуатационные
характеристики автомобиля"
Чернигов 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. Актуальность и степень разработанности темы
одиночества как феномена человеческого бытия………………………...2
1.2. Цель работы, предмет и объект исследования……………………….4
2. РАЗДЕЛ 1. Одиночество как экзистенциал человеческого бытия
и научное направление в современной философии
2.1. Анализ существующих концепций мыслителей
прошедших эпох…………………………………………………………....5
2.2. Феномен одиночества в метаантропологии………………………….8
3. РАЗДЕЛ 2. Одиночество как форма душевного равновесия
3.1. Сущность, структура, причины и форма проявления
явления одиночества………………………………………………………10
3.2. Значение феномена одиночества в бытие человека...........................15
3.3. Одиночество как форма сбалансированности
мыслительного процесса и двигатель эволюции человечества………...22
4. ВЫВОДЫ..........................................................................................................26
5. ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................29
ВСТУПЛЕНИЕ
...«Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок »…
Шопенгауэр А. [1]
Актуальность и степень разработанности темы одиночества как феномена человеческого бытия
Одним из самых сложных и малоизведанных экзистенциалов человеческого бытия есть одиночество. Его феномен можно отнести к уникальным, т. к., будучи неотъемлемой частью бытия каждого человека, он остаётся загадочным по происхождению и многоликим в своём проявлении и, является одним из самых интересных предметов исследования в различных научных областях.
С обыденной точки зрения это явление носит незамысловатый характер – физическое уединение в большинстве случаев от общества, панацеей которому может служить элементарное решение – быть в постоянном визуальном, мысленном, эмоциональном и физическом контакте с другими, т. е. – находиться в зависимости от кого-то. Однако при глубоком осмыслении феномена одиночества с многих позиций за ним скрывается сложное, затрагивающее суть человеческого бытия философское содержание, сопровождающееся противоречивостью и не ясной определённостью и, в котором, прежде всего, заложен аспект психологического состояния человека.
Так или иначе, современная людская общность рассматривает этот экзистенциал, как бич человечества: c малых лет ребёнку прививается формула, что отрыв от общества – это аморально; подавляющее большинство людей со сформировавшимся сознанием видят в одиночестве трагедию, сопровождающуюся опустошением, мыслями о собственной непригодности обществу и невостребованности, депрессиями, неустойчивой психикой, боязнью и т. д.; люди, ведущие уединённый образ жизни и отличающиеся индивидуальностью собственного мнения, вызывают недопонимание, жалость, сострадание, не редко чувство неприязни и даже неприятие, слывут «белыми воронами» и отщепенцами от общества.
Инакомыслие и «инакожитие» всегда преследовалось социумом во все века его существования и стали предметом концептуального научного исследования, преимущественно, только лишь начиная с 19-го столетия, когда философия, разрешив противоречия прошлых времён, начала характеризоваться свободой мысли и плюрализмом мнений.
Анализу философских характеристик экзистенциала одиночества, его
онтологических, социальных, культурных модификацийпосвящены труды представителей классической и современной философии: О. Вейнингера,
Х. Л. Борхеса, М. Бубера, И. А. Илъина, А. Камю, Ф. Ницше, Э. Левинаса,
Г. Маркузе, М. Монтеня, С. Кьеркегора, О. Паса, Н. А. Бердяева, Г. Торо,
Б. Паскаля, Ж. П. Сартра, Г. М. Тихонова, О. Тоффлера, Л. Шестова,
А. Шопенгауэра, М. Штирнера, Н. В. Хамитова и др. [2, с. 4].
Отдельные мыслители прошлых эпох, такие как Б. Паскаль, Платон, Плотин, Августин Аврелий, М. Монтень и др. внесли свой результат в экзистенциальную проблематику человеческого бытия и оказали огромное влияние на формирование философии и культуры мысли [2, с. 3].
Непростые и противоречивые перипетии людского существования за последние несколько столетий: войны, смена политических режимов, финансовые кризисы, экономическая нестабильность сказались определённым образом на духовном развитии индивидуума и на восприятии им бытия. С одной стороны, во времена прошедших эпох роль человека, как личности в обществе не носила доминирующий характер и его право на духовный мир и культуру мысли не имели той свободы, которой обладает современный представитель рода людского. А с другой, проблематичность разрешения такого экзистенциала, как одиночество, тогда не имела такого резонанса, каков начала носить в особенности за последние пол века.
«…Отчуждение становится уделом современного человека вследствие жестокого насилия, которое одно человеческое существо совершает в отношении другого человеческого существа…»
Лэйнг Р. [1]
Духовный аспект человеческого бытия находится в тесной взаимосвязи с другими и оказывает прямое влияние на людские реалии. Мнение мировых социологов и психологов в этом отношении сводится к тому, что, к примеру, пик научно-технического прогресса человечества приходится на 70-е года прошлого столетия, а на сегодняшний день оно находится на пути регресса. Причиной этому есть, прежде всего, деградация и потеря человечеством его духовных ценностей. На смену им приходят апатия, равнодушие, бездеятельность и в том числе многие негативные проявления людской жизнедеятельности.
Как быть и как вести себя по отношению к обществу индивидууму, который имеет необыденную точку зрения на бытие человека? Как морально и психологически пытаться защитить себя от деградации, и в какую ипостась, возможно, стоит возвести экзистенциал одиночества в его ином видении, который укоренился во мнении подавляющего большинства, как бич человечества?