Значение одиночества в бытие человека




«Одиночество в толпе». Знакомое выражение, не так ли? Будучи на работе, среди родственников, в кругу семьи человек не редко чувствует себя одиноким и при этом количественная мера коммуникации с обществом не решает эту проблему потому, что как только индивидуум начинает мыслительный процесс не подверженный влиянию внешних факторов, ощущение одиночества неизменно начинает преследовать его даже находясь в кругу людей. Этот факт является следствием проявления внутреннего одиночества, сущностью которого являются, мысли и ощущения.

 

«...Я не избегаю близости людей, как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество...»

Ницше Ф. [1]

Внешнее одиночество является следствием переживаемого внутреннего,

которое толкает человека на физическое отмежевание от общества и является результатом определённых жизненных обстоятельств. Существуют факты в истории человеческого жития, когда человек пытался облечь своё бытие в физическое обособленное существование от других людей путём ухода в трудно доступные места проживания, спасаясь, таким образом, с субъективной точки зрения от негативного влияния общества и его связей, которые формируются посредством коммуникации "индивидуум - социум".

Попробуйте теоретически предположить, что человек лишён известных нам средств и способов коммуникации с другими людьми в обществе. Это не просто, но всё же возможно. Даже если предположить, что человек может остаться без зрительных, голосовых, слуховых и других функций, но при этом - сохранять здравую мыслительную и функцию ощущений, то присутствие осознания одиночества в нём не исчезнет. Это приводит к выводу, что в феномене одиночества первично, прежде всего, психологическое и душевное состояние - сознание индивидуума и функция мыслить, а физический побег от отношений с социумом не решает проблемы, только лишь усугубляет её. Значит пребывание индивидуума в состоянии внешнего одиночества обусловлено, прежде всего, внутренним, из которых второе может существовать, как самостоятельный фактор (т. к. ему подвержены без исключения все люди, но не многие в конечном счёте уединяются от общества), а первый – является добровольным выбором индивидуума (если какие-то жизненные катаклизмы не стали причиной таких обстоятельств) и следствием, в том числе, внутреннего одиночества.

"...Помни: оберегая свое одиночество, ты бережешь дар, полученный при рождении от Бога..."

Хараш У.А. [1]

Внутренне и внешнее одиночество. Что бы было, если бы одиночество

отсутствовало в бытие человека и человечества как экзистенциал?

Сама способность человека мыслить и сохранять характеристики мыслительного процесса тесно связаны с формой его протекания и отождествляются с феноменом внутреннего одиночества, когда индивидуум находится в состоянии один на один со своими мыслями. По своей природе мыслительный процесс в состоянии внутреннего одиночества обладает следующими характеристиками: индивидуальностью, свободой. конфедициальностью, неповторимостью и, в определённой степени, хаотичностью.

Предположим ситуацию, при которой мыслительный процесс был бы лишён хотя бы одной или нескольких его характеристик. К примеру, что будет, если чисто теоретически отнять у него индивидуальность и конфедициальность. На практике история человечества знает не мало примеров идеологического воздействия на массы со стороны, как отдельных индивидуумов (Гитлер, Ленин…), так и целых систем (религия, идеологическая политика тоталитарных государств и др.). Идеологически навязанный способ мышления человеку убивает его отличительную способность – мыслить индивидуально и свободно. Масса превращается в управляемую толпу людей, в которой основным критерием есть общность идей и мышления. Человек теряет индивидуальность поведения и, в определённой степени, мышления, которые сопровождается ощущениями собственного всемогущества и несокрушимой грозной силы. Плачевные уроки истории стали именно следствием попыток отобрать у человека право мыслить самостоятельно и индивидуально, а другими словами – превратить мыслительный процесс в коллективный разум, при котором форма его протекания исключает экзистенциал одиночества. Ярким примером подтверждения этому факту есть внутренняя политика бывшего Советского государства, в котором обществом считалось, что у нас нет одиночества. Любые попытки инакомыслия индивидуума жёстко пресекались и карались, но сам факт проявления индивидуальности мышления в лице единиц говорит о том, что экзистенциал одиночества не исчез, он всего лишь был скрыт от общей огласки. Это приводит к выводу, что искусственная попытка истребить явление одиночества в обществе самим человеком не приведёт к позитивному результату, оно было, есть и будет и, гипотетически заложенное в индивидууме стремление – освободиться от одиночества противоречит самой сущности человека. Побег от одиночества – есть результат обыденного узкоплёночного отношения к этому феномену на уровне «….мне плохо потому, что я один…», сопровождающееся окунанием себя в общество таких же людей и, не решит эту проблему. Проблематичность здесь просматривается в другом – в отношении самого индивидуума к этому экзистенциалу, в форме мыслительного процесса и в способности коммуницировать с самим собой.

Хотелось бы донести мысль читателю этих строк. Ваше негативное отношение к феномену одиночества, прежде всего – Ваша внутренняя проблема коммуникации с самим собой. Для того, чтобы, прежде всего, разобраться с понятием одиночества внутри самого себя и по отношению к обществу вовсе нет необходимости куда-то сбегать в лес или наоборот - помещать себя в центр бурлящей общественной жизни.

..." Человек, который жалуется на одиночество, невольно грешит на словах против истины, ибо пользуется словом “одиночество” для того, чтобы поделиться ощущением неподтвержденности своего бытия. Если бы он постарался найти точное слово для обозначения причины своих тревог и депрессий, то это было бы вовсе не “одиночество”, а оставленность, забытость, покинутость, незамеченность, невнимание,— иначе говоря, неподтвержденность. Но это – совсем другое дело. Ибо одиночество – наше естественное состояние..."

Хараш У. А. [1]

Большинство людей сегодня не видят своего существования вне морально-психологической зависимости от других, они бегут от собственных мыслей в общество таких же бегущих, облекая в ипостась одиночества способность и умение самостоятельно и творчески мыслить, быть независимым и индивидуальным, решать проблемы собственными силами, развивать иммунитет к выживаемости и, развиваться духовно и душевно. Попытка спасаться от одиночества таким способом оказывается мало эффективной и к тому же ведёт к деградации личности.

Не хотелось бы предавать данной работе социально-статистический характер, но вот, что пишет известный психолог Хараш А. У.: "В процессе социологического исследования, проводившегося несколько лет назад под эгидой ЕЭС, пожилые респонденты отвечали, помимо всего прочего, на такие два вопроса: как часто вы общаетесь с родными? чувствуете ли вы себя одиноким и в какой степени? По ответам на эти вопросы выделились две страны — Дания и Италия, оказавшиеся в обоих случаях на противоположных полюсах шкалы. Выяснилось, что из всех пожилых европейцев датчане менее других склонны общаться со своими родственниками, но в наименьшей мере чувствуют себя одинокими. Тогда как пожилые итальянцы, наоборот, чаще всех остальных общаются со своими родными, более других, испытывая при этом чувство одиночества.

С точки зрения обыденных представлений, результат, конечно, весьма парадоксальный. Из него непосредственно вытекает, что чем теснее связи с родными, точнее, чем больше времени проводит человек в их обществе, тем более одиноким он себя полагает. И наоборот, с уменьшением частоты контактов с родственниками, то есть с самыми близкими людьми, идет на убыль и чувство одиночества…" [13].

 

«…Через одиночество рождается личность…

Бердяев Н. А. [1]

Внутренняя коммуникационность человека определяется его личностным отношением к одиночеству и играет одну из определяющих ролей в формировании его как личности и в коммуникации с внешним миром. Как показывает практика, из детей, не бегущих от одиночества, вырастают, в своём большинстве, принципиальные, самостоятельные, целеустремлённые, самодостаточные, амбициозные личности с ярко выраженной индивидуальностью и, отличающиеся нестандартным видением жизни и отношением к ней, хотя все эти личностные критерии при этом иногда могут сопровождаться антигуманистическими проявлениями и чувством «мании величия». Величайшие открытия в мире науки были сделаны отдельными учёными непосредственного в ходе личностного осмысления насущных вопросов, а не благодаря результатам коллективного разума. Творческое вдохновение в области искусства во всех его проявлениях происходит только лишь в моменты, когда человек мыслит сам с собой.

 

«…Человек, назвавший себя одиноким, достоин не сострадания, а белой зависти сорадования, ибо это значит, что он пришел к осознанию реальности своего бытия и обрел безграничный простор для созревания и развития…»

Хараш У.А. [1]

Каково же, в конечном счете, значение феномена одиночества для человека и человечества? В чём проявляются его негативные и позитивные моменты? Как с ним бороться и стоит ли от него бежать? В каком виде его можно принимать кроме известных нам в своём большинстве негативных форм его проявления?

В каждой личности (по большому счёту, фактически, каждый сам себя считает личностью) в большей или меньшей степени выражено его собственное "Я". Но при этом оно не редко уходит на задний план, когда личное мнение индивидуума может быть предано огласке и расценено социумом, как несовместимое с общепринятым. У таких людей ярко выражено чувство «стадности» и они живут фразами: "Мне проще быть, как все" или "Будь проще и к тебе люди потянутся". Как ни банально, но разве "простота" является основной составляющей отношений в обществе и средством внутренней коммуникации? Как правило, таким мировоззрением отличаются люди, у которых духовный мир сводится к потреблению обыденных благ и к накоплению материальных ценностей, что становится целями их жизни и смыслом существования. Таким образом, можно смело утверждать, что у человека с обыденным мировоззрением иммунитет против боязни оставаться психологически один на один с самим собой снижен, а внутренняя коммуникационность на духовном уровне находится на стадии обыденности, которая сопровождается внутренним одиночеством и попытками убежать от него с помощью внешней коммуникативности. Отсюда же просматривается следующая чёткая зависимость. Люди с обыденным духовным миром более подвержены мнению, что одиночество – негативный фактор и стоят на позиции – избегать его. Развитый духовный и богатый душевный миры индивидуума позволяют ему не только глубоко осмыслить сущность этого экзистенциала, но и прийти к выводу, что этот феномен – одно из самых уникальных явлений человеческого бытия, который формирует его индивидуальность и независимость, характеризует человека, как личность и, в определённой мере, отражает степень эволюционизированности.

Может ли индивидуум с необыденным мышлением чувствовать себя одиноким. Сам корень слова "один" заставляет проанализировать его как таковой. Что значит - "один" и, по отношению к кому или чему человек может сопоставить себя и своё одиночество? По отношению к своему разуму, обществу, физическому "Я"?

 

«…Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою …»

Эпиктет [1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: