Анализ существующих концепций мыслителей прошедших эпох




 

...." В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле"...

 

Шопенгауэр А. [1]

Основательное изучение экзистенциала одиночества прослеживается в начале 20-го века, хотя высказывания о нем встречаются уже и в период античной философии. Аристотель и Платон видели в одиночестве негативность и, как способ побега от него, предлагали топить своё бытие в любви и дружбе.

Мыслители поздних эпох: Ф. Ницше, Г. Торо, Б. Паскаль предпринимают попытку рассматривать противоречивую сущность этого феномена и выделяют не только его способность разрушать, а и созидать.

В своих трудах Э. Фромм, В. Франкл, 3. Фрейд, Г. Салливан, Зилбург приходят к общему выводу, что одиночество – одна из проблем ведущая к деградации личности, т. к. в человеке заложена необходимость общаться.

Природу причин возникновения одиночества Э. Фромм, к примеру, видит, в неудовлетворенности в потребностях уважения, самореализации, признания, основой которым может служить пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской любви [14].

Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности, как мании величия и враждебность, а также стремление к собственному всемогуществу. Но при этом в своём психоанализе Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенностью он считал нормальное состояние, возникающее в результате отсутствия или в недостатке чего-то или кого-то.

Г. Салливан считал, что причиной развития глубокого чувства одиночества у подростка может стать неудовлетворённость его общения со сверстниками.

Э. Тоффлер и Д. Рисмен обосновывают свои доводы на основании условий, когда человек остается один в толпе, Ф. Франкл видит эти причины в утрате целей и смысла жизни.

Философы экзистенциализма уделяли не малое внимание проблеме одиночества. К ним относятся: Н. Бердяев, А. Камю, Ж-П. Сартр, Л. Шестов, М. Бубер. Они приходят к общему выводу, что одиночество - неотъемлемый элемент человеческого бытия.

Мыслители У. Садлер Э., П. Бергер, А. Шюц, Т. Лукман рассматривают одиночество, прежде всего, как состояние человека, сопровождающееся переживаниями, и выявляют его содержательную сторону.

Проведя многочисленные социологические исследования одиночества среди различных групп населения, социологи и психологи Ф. Слейтер,

У. Уорд, К. Баумен, Д. Рисмен, К. Роджерс видят в этом экзистенциале, прежде всего, утрату социальной связи между индивидуумом и социумом.

К. Роджерс, к примеру, считает, что одиночество вызвано влиянием внешних факторов, воздействующих на личность и это, прежде всего, проявление слабой приспособляемости личности к трудностям внешнего характера, вызванным контактом с социумом [6].

В результате изучения одиночества философы, антропологи, психологи, социологи приходят к выводу, что этот феномен представляет собой сложное состояние личности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями и овладевающее его чувствами, мыслями и поступками, а также, что одиночество может выступать, как форма сознания.

Многие исследователи в своей концепции видения одиночества связывают его феномен существования с изменением духовной, социальной, культурной, политической и экономической жизни общности людей. Определение одиночества не имеет однозначной или универсальной формулировки, т. к. мнение учёных разделилось и имеет две совершенно противоположные точки зрения – негативную и позитивную.

За годы существования Советского государства в силу проводимой правительством политики, отсутствия права на свободу мысли и навязываемой жёсткой идеологии, что социалистическому обществу факт существования одиночества чужд [4], первые попытки анализа данной проблемы появляются в конце 80-х годов. Н. C. Покровский, И. П. Волков, В. И. Лебедев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев в своих исследованиях проблем общения людей в большинстве случаев приходят к выводу о негативном влиянии одиночества, прежде всего на здоровье человека, сопровождающегося неустойчивым психическим состоянием и депрессиями. В начале 90-х годов Гагарин А. С. представляет анализ феномена одиночества и пишет, что в наши дни оно стало социальным бедствием, настоящей болезнью современного общества [3].

Начиная с конца 20-го столетия и по сегодняшний момент, изучение феномена одиночества всё больше становится глубоким предметом исследования не только современными философами, но и специалистами социолого-психологической области. Это привело к тому, что практически исследуемое проблемное поле «захватили», в основном, психологи, резко сузив его границы до представления об одиночестве, как о социальной болезни, «многоликой» и «коварной», вызывающей одновременно сострадание и протест [5].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: