Средства ЛФК на стационарном этапе восстановительного лечения





Общие задачи ЛФК:

• общетонизирующее воздействие: стимуляция обменных процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановле­ние и повышение толерантности к мышечной работе;

• профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение методикой управления дыханием, уменьшение интоксикации, стимуляция иммунных процессов, повышение защитной функции дыхательных путей;

• патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция «механики» дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов,

Для каждого больного строго индивидуально подбирают те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут решить задачи, поставленные для достижения лечебного эффекта (обычно ставят не более четырех лечебных задач); кроме того, ЛФК имеет общие и профилактические цели.

Противопоказания для занятий ЛФК. Наряду с общими про­тивопоказаниями выделяют частные: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования, кровохарканье или угроза его развития, астматический статус, боль­шое количество экссудата в плевральной полости, полный ателек­таз легкого.

Задачи ЛФК соответствуют двигательному режиму больного.

Постельный режим

Задачи средств ЛФК:

• восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения артериальной крови кислородом путем: а) снижения напряжения дыхательной мускулатуры; б) выработки нормальных соотношений дыхательных фаз; в) развития ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом; г) увеличения дыхательных экскурсий диафрагмы;

• развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем: а) укрепления дыхательной мускулатуры; б) увеличения подвижно­сти грудной клетки;

• улучшение функции системы кровообращения;

• адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: лежа на спине, на боку; сидя на кровати, опустив ноги.

Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно изотонического характера, охватывающие мелкие и средние мышеч­ные группы; дыхательные упражнения — статические и динамичес­кие, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности. Кроме того, используются УГТ, самостоятель­ные занятия, массаж (приемы поглаживания и растирания).

Метод проведения Л Г и УГТ — индивидуальный и малогрупповой.

Полупостельный, или палатный, режим

Задачи средств ЛФК:

• нормализация функции внешнего дыхания;

• улучшение функций кардиореспираторной системы;

• дальнейшая адаптация всех систем организма к возрастаю­щей физической нагрузке.

Исходные положения: сидя на стуле и стоя.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично постель­ному режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника; используют гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетони­зирующих упражнений — 1:1; 1:2. Для стимуляции экстракардиаль- ных факторов кровообращения, влияния на дыхательную мускула­туру, улучшения отхождения мокроты проводят массаж мышц спины, конечностей, передней и боковых стенок грудной клетки.

Свободный режим

Задачи средств ЛФК:

• восстановление функции внешнего дыхания;

• дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к воз­растающей физической нагрузке;

• подготовка больного к бытовым и профессиональным наг­рузкам.

Исходные положения: сидя, стоя, свободное передвижение.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1; 1:2. Физиче­ские нагрузки средней интенсивности.

Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дози­рованную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов/мин, велотренировки, тред мил, трудотерапию. Если при велоэргометрической пробе толе­рантность к мышечной работе ниже 50 Вт, тренировки противопо­казаны. Больные, имеющие толерантность к мышечной работе 75 Вт и выше, тренируются на велотренажере или тредмиле по сле­дующей схеме: 5 мин — 25 Вт; 5 мин — 50 Вт; 5 мин — 25 Вт, скорость педалирования 60 об/мин. После тренировки рекомендуется ходьба со скоростью 60 шагов/мин. Цикл велотренировок продолжается не менее двух недель. При повышении толерантности к мышечной работе можно провести повторный цикл тренировок (в поликлини­ческих условиях) с увеличением каждой нагрузки на 15—25 Вт. Кри­терий адекватности нагрузки при тренировках — отсутствие призна­ков ее непереносимости. Эта величина должна не превышать подпороговую или соответствовать формуле: 180 минус возраст (лет). Например, больному 40 лет, толерантность 100 Вт. Во время тренировки ЧСС не должна превышать 140 уд/мин, что соответ­ствует нагрузке средней интенсивности. Период восстановления после тренировки должен продолжаться не более 5—7 мин.

▲ Особенности занятий при бронхиальной астме. В процедуру ЛГ включаются дыхательные упражнения, снижающие МОД; гимнас­тические упражнения; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД (по В*В. Гневушеву). В начале обучения осваивают в большей степени навык «полного* дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одно­временным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдо­ха (в секундах) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания пресле­дует цели: а) увеличение дыхательного объема (ДО) в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД.

При обучении методике произвольного снижения МОД необ­ходимо соблюдать следующие условия:

• вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности небольшого его продол­жения;

• выдох через нос полный произвольный или непроизволь­ный;

• исключаются упражнения, вызывающие одышку или за­трудненное дыхание.

Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4)—ДИ (3:4)—ДИ (4:4)—ДИ (6:4)-ДИ (8:3) и т.д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с дви­жением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

«Звуковая» гимнастика (ЗГ) включает специальные упражне­ния, связанные с произнесением звуков: вначале «закрытый стон» — «ммм» и очистительный выдох — «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных брон­хов и бронхиол.

По силе воздушной струи согласные делятся на три группы:

• наибольшая сила развивается при звуках п, т, к} ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диаф­рагмы;

• средней интенсивностью обладают звуки 6, г, д, в, з;

• наименьшей интенсивностью — звуки м, к, я, р.

Цель ЗГ — выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха, равное 1:2. При медленном, спокойном вдохе с па­узой после вдоха происходят наиболее полный газообмен в альвео­лах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бехг бих. Вибрирующий, рычащий звукр-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыха­тельных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положе­ния — сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество ды­хательных упражнений не должно превышать 40—50% от общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более двух недель, длительность процедур колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2—3 раза в день. Продолжительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

А Постуральный дренаж и дренажная гамнастика. При гнойных заболеваниях легких ЛФК направлена прежде всего на уменьшение интоксикации организма путем стимуляции дренажной функции бронхов и освобождения их от скопления мокроты. Выведение больных из состояния интоксикации облегчается специальными упражнениями, улучшающими отток мокроты, а также приемами постурального дреиажа (дренаж положением). Методика занятий, помимо включения дренажных упражнений, улучшающих отслое­ние мокроты от стенок бронхов и отток ее, позволяет использовать положения тела, при которых обеспечивается расположение зоны поражения легких выше бифуркации трахеи. При этом создаются благоприятные условия для оттока мокроты из полостей и поражен­ных бронхов. Достигая бифуркации трахеи, где чувствительность кашлевого рефлекса выражена наиболее сильно, мокрота вызывает рефлекторно непроизвольный кашель, сопровождающийся ее отделением. Необходимое условие отделения мокроты - удлинен­но-форсированный выдох, необходимый для создания мощного воздушного потока, способного увлечь за собой секрет. Усиление оттока мокроты достигается также применением в занятиях ЯГ частой смены исходных положений (например, переход из поло­жения лежа в положение сидя или повороты туловища справа налево в исходном положении лежа и др.). Легкое поколачивание по спине больного и круговое растирание в области груди и спины, над предполагаемым местом поражения бронхов также усиливают отделение мокроты (см. главу 2).

Противопоказания для занятий дренажной гимнастикой и по- стуральным дренажем: легочные кровотечения (но не кровохарка­нье!), выраженная легочно-сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда или легкого.

Средства ЛФК





Читайте также:
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.