Пиар не может и не должен иметь ни какого отношения к продвижения товара или услуг предприятия, к рекламе самого предприятия.
Пиар и реклама – это разные виды деятельности, имеющие разные цели, решающие разные задачи. Смешивать пиар и рекламу нельзя, так как они несмешиваемы. Однако пиар может пользоваться такими же инструментами, что и реклама (СМИ, слухи, полиграфия), хотя и совершенно с другими целями.
И если попытаться в нескольких словах описать разницу в рекламе и PR, то мы получим следующее:
Реклама – это информация направленная на привлечение к объекту с целью непосредственного получения прибыли или других ресурсов. PR – это деятельность направленная на ОТВЛЕЧЕНИЕ от объекта (в случае с разрешением конфликтных ситуаций) либо информация направленная на получение каких-либо положительных решений властных структур, которые в дальнейшем МОГУТ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ получать прибыль (хотя и это имеет своё название, аббревиатура которого выглядит как GR).
Прошу заметить, что в определении рекламы я использовал слово «информация», а в определении пиара – слово «деятельность». Поясню почему я так поступил. Дело в том, что в пиар помимо информации может входить и другая деятельность. Примером такой деятельности может служить подношение дорогого подарка важному чиновнику или, например, совместное и ним же посещение бани с распитием «рюмки чая» – несомненно, это может дать свои плоды, но передачи информации тут может и не быть (в бане, обернувшись простынёй и потея, часто не принято говорить о делах).
Или
Реклама и PR. Их сходство и различие
Несмотря на то, что PR несут в себе все признаки рекламы, существует некоторое отличие чисто
|
рекламной деятельности от деятельности по связям с общественностью.
Деятельность по связям с общественностью не связана с немедленной продажей товаров и услуг.
Она используют рекламу дальнего действия, отсроченного приобретения, готовит к покупке потенци-
альных клиентов. Поэтому PR ориентированы на продвижение не товара, а фирмы, и не на рынке, а в
обществе. Задача PR заключается в том, чтобы создать благоприятный коммуникационный климат, не-
обходимое управляемое общественное мнение, репутацию фирмы для продвижения товара/услуги. Для
этого в деятельности по связям с общественностью могут быть успешно использованы следующие маркетинговые технологии: приемы и методы рекламы, директ маркетинг, сейлз промоушен, интренет маркетинг. Но, как правило, они не являются основополагающими.
В PR особое место занимает процесс популяризации (pablicity). Данный тип связей с общественностью характеризуется тем, что он бесплатен, потому что компания не несёт прямых затрат на СМИ.
Специалисты по связям с общественностью подходят к средствам массовой информации по-
другому, нежели рекламодатели. Когда только можно, они избегают покупать время и площади для передачи сообщения. Вместо этого они стараются убедить в необходимости размещения информации.
ПР и паблисити.
Паблисити (англ. publicity - публичность, гласность, известность) - любая бесплатная форма неличного представления идеи, товара, услуги, человека, фирмы и т.д. в СМИ.
Паблисити не оплачивается фирмой, фирма (точнее ее PR служба) должна добиться благоприятного упоминания фирмы или ее товаров в СМИ на некоммерческой основе. Организация паблисити предполагает установление и поддерживание контактов с редакторами изданий, журналистами, владельцами СМИ. С этой целью фирма организовывает и проводит специальные мероприятия, представляющие интерес для СМИ (пресс-конференции, торжества, юбилеи выставки, организации конкурса спонсорство спортивных и культурных событий).
|
Такие мероприятия делятся на два типа:
· рассчитанные на получение широкого паблисити (День газеты "Московский комсомолец", посещение видным лицом, например президентом страны спортивного или культурного мероприятия)
· рассчитанные на укрепление личных контактов с различными кругами (предвыборные поездки политических деятелей, профессиональные съезды и т.д.)
Различают 2 вида паблисити – спонтанный и запланированный.
· Спонтанный создается в результате кризисной ситуации, в которую попадает организация (пожар, забастовка и т.п.) и не всегда носит отрицательный характер. Правильное поведение руководства, открытость для журналистов и своевременное информирование о развитии ситуации и предпринимаемых мерах, забота о пострадавших – все это может укрепить репутацию фирмы.
· Запланированный вид паблисити – требует предварительного исследования и планирования, и часто такая кампания по созданию паблисити для организации или политического деятеля планируется на много лет вперед.
Обобщенно можно сказать, что паблисити - это не синоним паблик рилейшнз, а лишь одно из средств, которым специалисты по паблик рилейшнз пользуются в своей работе. PR и паблисити представляют собой самостоятельные коммуникационные формы, имеющие свои целевые и функциональные установки. В то же время эффективность деятельности в области PR во многом зависит от уровня паблисити.