Восстановительное лечение больных, перенесших инсульт





Основная задача восстановительных мероприятий — ликвида­ция патологической системы или систем, лежащих в основе нейро- патологических синдромов. Ее решение возможно путем подавле­ния активности патологической доминанты и активизации либо создания антисистем стимуляции процессов саногенеза [Скворцо­ва В.И. и др., 2001].

Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима, предусмат­ривающего использование и обоснованное распределение различ­ных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии.

Правильное и своевременное назначение и использование режима движения способствуют мобилизации и стимуляции защит­ных и приспособительных механизмов организма больного и его реадаптации к возрастающим физическим нагрузкам.

Рациональный режим движения строится на следующих принципах:

• стимуляция восстановительных процессов путем активного отдыха и направленной тренировки функций различных органов и систем;

• содействие перестройке и формированию оптимального ди­намического стереотипа в ЦНС;

• адекватность физических нагрузок возрасту больного, его физической подготовленности, клиническому течению заболева­ния и функциональным возможностям организма;

• постепенная адаптация организма больного к возрастающей нагрузке;

• рациональное сочетание и целесообразное, последователь­ное применение средств ЛФК и других лечебных факторов, исполь­зуемых в комплексной терапии больных на каждом этапе лечения.

8.2.1. Восстановительное лечение

в отделении интенсивной терапии

Задачи и средства физической реабилитации:

/. Профилактика и борьба с возможными дыхательными осложнениями — важнейшее восстановительное мероприятие, которое должно начинаться как можно раньше (по возможности в первые сутки). Очаговые поражения соответствующего участка головного мозга могут вызвать у больных уже в раннем периоде заболевания явления дыхательной недостаточности, нарушение ритма дыхания, поверхностное учащенное дыхание, асимметрич­ную работу дыхательных мышц, гипоксию, функциональные расстройства обменных процессов (вследствие недоокисления про­дуктов обмена). Кроме того, общемозговые расстройства прямым или косвенным образом воздействуют на правильную регуляцию дыхательной функции: уменьшается газообмен, снижается содер­жание кислорода в крови, что отрицательно сказывается на мозго­вой ткани, плохо переносящей состояние гипоксии, тем более если компенсаторные возможности организма и без того ограничены.

К восстановительным мероприятиям относятся дыхательные упражнения, с помощью которых происходят:

• нормализация и совершенствование механизма дыхания, взаимокоординация дыхания и движений;

• укрепление дыхательных мышц (основных и вспомогатель­ных);

• улучшение подвижности грудной клетки и диафрагмы; пред­отвращение и коррекция деформаций грудной клетки;

• предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких;

• тормозящее, реже активизирующее, воздействие на корко­вые процессы.

Восстановление нарушенного физиологического акта и профи­лактика возможных осложнений положительно сказываются и на других функциях организма: улучшаются процессы тканевого обме­на, нормализуется деятельность сердечно-сосудистой системы. Все это способствует оптимальной ранней активизации больного, подготавливая его к дальнейшему выполнению программы восста­новления двигательных функций.

Абсолютные противопоказания для проведения дыхатель­ных упражнений: грубые нарушения ССС, значительная неустой­чивость АД с неуклонной тенденцией к падению, сердечные арит­мии, сопровождающиеся тяжелой сердечной недостаточностью.

Особенность проведения дыхательных упражнений у больных в раннем периоде заболевания — стремление к достаточной венти­ляции, но не к гипервентиляции. Это вызвано предрасположением ряда пациентов к эпилептическим припадкам, которые могут быть спровоцированы серией глубоких вдохов. Об этом свидетельствуют данные ЭЭГ5 демонстрирующие увеличение эпилептической активности во время гипервентиляции.

В процессе лечения применяются статические и динамические дыхательные упражнения.

Статические дыхательные упражнения:

• упражнения в ровном, ритмичном дыхании;

• упражнения в урежении дыхания;

• упражнения в изменении типа (механизма) дыхания (груд­ное, диафрагмальное, полное и их сочетания);

• упражнения в изменении фаз дыхательного цикла (различ­ные соотношения времени вдоха и выдоха, включение кратковре­менных пауз и задержек дыхания (например, сочетание дыхания с произнесением звуков и т.д.).

Динамические дыхательные упражнения:

• упражнения, при которых движения облегчают выполнение отдельных фаз или всего дыхательного цикла;

• упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных частей или одного или обоих легких в целом;

• упражнения, способствующие восстановлению или увеличе­нию подвижности ребер и диафрагмы;

• упражнения, формирующие навыки рационального сочета­ния дыхания и движений.

Дыхательный акт характеризуется прежде всего частотой дыха­ния. Произвольное замедление дыхания одновременно приводит к его углублению. Вначале оно избыточно, а затем соответствует изменению частоты. При произвольном углублении дыхания изменение частоты не выражено или выражено незначительно, по­этому наиболее действенно регулирование частоты, а не глубины дыхания.

2, Оценка функции глотания и при необходимости ее кор­рекция. Расстройства функции глотания могут проявляться в раз­личной степени - от легкого поперхивания до полной афагии. По­строение плана восстановительного лечения должно базироваться на данных невролого-отоларингологического исследования.

В занятиях ЛФК используют пассивные, активные с помощью и активные (прямые и рефлекторные) упражнения:

• пассивные упражнения заключаются в легком массаже пе­редней поверхности шеи и гортани, доступном перемещении горта­ни вверх и вниз;

• упражнения активные и активные с помощью строятся на основе прямых и рефлекторных связей между мышцами шеи, горта­ни, языка и жевательными мышцами, содружественные действия которых и составляют глотательный акт.

Сочетание этих упражнений с логопедическими занятиями, ме­дикаментозной терапией и дыхательными упражнениями в боль­шинстве случаев дает быстрый эффект, функция глотания в значи­тельной мере улучшается или полностью восстанавливается, что улучшает общий прогноз реабилитации больного (В.Л. Найдин).

Рис. 8.1. Тренировка ортостат ических функций на «вращающемся столе».

 





Читайте также:
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.