Массаж в различные периоды рахита





ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

(Возраст ребенка с трёх-четырёх недель до двух-трёх мес.; длительность периода две-шесть недель)

Клинические проявления:потливость, беспокойство или заторможенность, гиперестезии, плохой сон.

Задачи массажа и лечебной физкультуры

• нормализация основных нервных процессов (снятие явлений заторможенности или повышенной возбудимости);

• повышение уровня неспецифической сопротивляемости;

• предупреждение отставания в психомоторном развитии.

Для решения этих задач наибольшее значение имеет поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее действие.

Учитывая возраст ребенка (до трёх месяцев) и клинические проявления рахита в начальный период (гиперестезии, потливость) включать в методику другие приемы массажа не рекомендуется.

План массажа(длительность занятия восемь-десять минут):

1.Поглаживание рук.

2.Поглаживание ног.

3.Поглаживание живота.

4.Выкладывание на живот.

5.Поглаживание ягодиц и спины.

6.Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

7.Поглаживание живота.

8.Поглаживание рук.

9.Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

ВТОРОЙ ПЕРИОД РАЗГАРА (цветущий рахит)

(Возраст от трёх до шести месяцев)

Клинические проявления (наиболее выражены): размягчение костей, разболтанность суставов, выраженная гипотония мышц.

Задачи массажа и лечебной физкультуры:

• предупреждение возможных деформаций опорно-двигательного аппарата,

• восстановление нарушенных функций дыхания, кровообращения и пищеварения,

• нормализация основных нервных процессов;

• предупреждение отставания в психомоторном развитии.

Методические указания по уходу и проведению массажа:

1. Для предупреждения деформации черепа и скелета избегать длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках взрослого, обязательна частая смена положения

2. Статическая нагрузка на позвоночник и на ноги (сидение, стояние) категорически исключается.

3. Кроватка ребенка должна быть плоской и умеренно жесткой, не дающей возможности прогибанию и деформации скелета.

4. При общении с ребенком помнить о слабой фиксации его суставов (разболтанности), о возможных вывихах в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Выполнение пассивных упражнений проводить с осторожностью.

5. При массаже живота помнить об увеличенной печени (обходить правое подреберье). Обратить внимание на пупочное кольцо (возможны проявления пупочной грыжи).

6. Длительность массажа и гимнастики не более десять-двенадцать минут.

7. Массаж поверхностный, в замедленном темпе, в плане массажа преобладают приемы поглаживания и легкого растирания.

План массажа и лечебной гимнастики

1. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание рук.

2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (ребенок обхватывает большой палец взрослого, остальными пальцами взрослый фиксирует лучезапястный сустав).

3. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание ног.

4. Сгибание и разгибание ног.

5. Массаж живота:

а) поглаживание (по часовой стрелке);

б) спиралевидное растирание по ходу косых мышц живота, начиная с боковых стенок с переходом на переднюю стенку живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединились на лобке,

в) встречное поглаживание - левая рука движется вверх, правая вниз, это способствует укреплению мышц брюшного пресса и отхождению газов.

6. Массаж грудной клетки в исходном положении ребенка на боку: граблеобразное поглаживание и растирание по ходу межреберий от грудины к позвоночнику.

7. Массаж спины и ягодиц в положении на животе:

а) глажение первый вариант от подъягодичных складок до надплечий;

б) спиралевидное растирание двумя руками в том же направлении;

в) обхватывающее поглаживание;

г) пиление;

д) обхватывающее поглаживание:

е) пощипывание ягодиц;

ж) поглаживание.

8. Сгибание позвоночника и ног ("парение на спине"): под спину ребенка с боков подводят ладони взрослого и приподнимают его над столом, при этом ребенок подтягивает головку и плечи вперед, поднимая ноги. Упражнения укрепляет мышцы шеи, груди, брюшного пресса.

9. Массаж стопы включает в себя поглаживание и растирание.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД РЕКОНВАЛЕСЦЕНЦИИ

(возраст старше шести месяцев)

Клинические проявления: характерно постепенное исчезновение симптомов рахита, улучшение общего состояния.

Задачи массажа и лечебной физкультуры

• особое внимание уделяем мышечной системе для ликвидации явлений мышечной гипотонии;

• восстановление нарушенных функций дыхания, пищеварения, органов кровообращения;

• коррекция возможных дефектов опорно-двигательного аппарата;

• нормализация нервно-психической сферы;

• укрепление суставно-связочного аппарата, ликвидация патологической подвижности суставов

В этот период целесообразно применять более энергичные виды массажа: растирание, разминание, вибрацию. Эти приемы должны повышать тонус мышц, активизировать окислительно-восстановительные процессы в мышечной ткани, способствовать удалению недоокисленных продуктов обмена.

Необходимо шире использовать гимнастические упражнения как пассивные, так и активные (учитывая возраст). Это поможет укрепить мышцы и суставно-связочный аппарат.

В комплекс лечебной физкультуры рекомендуется ввести специальные упражнения, направленные на ликвидацию рахитической деформации:

а) выкладывание на живот не только во время занятий массажем и Л.Ф.К., но и в другие периоды бодрствования; различные упражнения в исходном положении на животе способствуют уменьшению рахитического кифоза;

б) избирательный массаж для ног при Х- или 0-образной деформации нижних конечностей.

План массажа и лечебной гимнастики:

1. Массаж рук (исходное положение - лежа на спине):

а) обхватывающее поглаживание;

б) попеременное растирание;

в) обхватывающее поглаживание;

г) щипцеобразное разминание;

д) обхватывающее поглаживание.

2.Круговое движение руками и поочередное разгибание рук вперед (пассивное упражнение): поднять и опустить через стороны выпрямленные руки ребенка четыре-шесть раз; упражнение способствует углублению дыхания, укреплению мышц плечевого пояса.

3.Массаж ног:

а) обхватывающее поглаживание;

б) попеременное растирание;

в) обхватывающее поглаживание:

г) спиралевидное растирание;

д) обхватывающее поглаживание;

е) щипцеобразное разминание;

ж) обхватывающее поглаживание.

4.Поднятие выпрямленных ног (пассивное упражнение) до вертикального положения с последующим сгибанием в тазобедренных суставах, после прижатия ног к животу возврат в исходное положение (производится шесть-восемь раз); упражнение способствует углублению дыхания и укреплению мышц брюшного пресса.

5.Массаж живота:

а) круговое поглаживание.

б) пиление;

в) комбинированное поглаживание вдоль прямых мышц живота,

г) спиралевидное растирание по ходу прямых и косых мышц живота.

6. Массаж грудной клетки (осуществляется спереди, включая межреберные промежутки).

а) поглаживание ладонями передним ходом от реберной дуги вверх и в стороны;

б) спиралевидное растирание по межреберьям;

в) поглаживание по межреберьям.

7. Повороты со спины на живот с помощью взрослого, стимулируя активность ребенка игрушками; упражнение способствует укреплению мышц туловища.

8. Массаж спины (в исходном положении на животе):

а) плоскостное поверхностное поглаживание,

б) пиление;

в) спиралевидное поглаживание;

г) спиралевидное растирание подушечками трёх пальцев,

д) комбинированное поглаживание;

е) прием «сороконожка», накатывание на большой палец, полукружное,

ж) поглаживание;

з) постукивание кончиками пальцев;

и) поглаживание.

9.Массаж ягодиц:

а) круговое поглаживание;

б) спиралевидное растирание подушечками трёх пальцев по дугам от подъягодичной складки вверх и параллельно гребням таза;

в) круговое поглаживание;

г) разминание;

д) круговое поглаживание.

10. Поднятие ног и туловища, лежа на животе: положить ладони рук под бедра ребенка над коленями, а большие пальцы на бедрах сзади, поднимать ноги и (слегка) туловище ребенка, при этом ребенок должен опираться руками о стол (повторить два раза); упражнение укрепляет спину, особенно при рахитическом кифозе.

Длительность пятнадцать минут.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД ОСТАТОЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ

(Возраст ребенка старше одного года шести месяцев)

Клинические проявления:

1. Восстановление нарушенного обмена.

2. Отсутствие острых изменений в костях и мышцах.

3. Функциональная неполноценность мышц, особенно брюшного пресса, ягодиц и спины. Мышцы конечностей восстанавливаются быстрее, но суставно-связочный аппарат еще неполноценен.

4. Наличие остаточной деформации костного скелета.

5. Отставание в психомоторном развитии (дети позже обычного становятся на ноги, начинают ходить и т.д.).

Задачи массажа и лечебной физкультуры

1. Нормализация психомоторного развития, ликвидация отставания в развитии двигательных навыков

2 Уменьшение (ликвидация) деформаций опорно-двигательного аппарата и функциональной неполноценности других органов и систем.

Основное содержание массажа и гимнастики составляют приемы и упражнения, соответствующие физиологическому возрасту, но обязательно добавляются приемы избирательного массажа и гимнастика для совершенствования функции стояния и ходьбы, а также исправления Х- и О-образной деформации ног.

Учитывая быструю истощаемость нервной системы ребенка, в одну процедуру все области не массируются, время процедуры не более пятнадцати минут. Массаж спины, ягодиц, живота необходимо проводить ежедневно, а массаж конечностей и грудной клетки чередовать по дням.

Избирательный массаж ног:

При рахите с О-образным искривлением ног будет ослаблена и растянута переднелатеральная группа мышц голени (передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинная малоберцовая мышца). Этим мышцам необходим тонизирующий массаж. Одновременно производится расслабляющий массаж передней группы мышц бедра и тонизирующий массаж задней и медиальной групп мышц.

При Х-образном искривлении ног отмечается неравномерное развитие концов бедренных костей, внутренняя их часть вытянута в объеме, а наружные мыщелки уменьшены в размерах. Медиальная головка икроножной мышцы растянута и ослаблена. Х-образное искривление ног устранить гораздо сложнее. Кроме тонизирующего массажа медиальной порции икроножной мышцы, необходим массаж коленных суставов для укрепления связочного аппарата, а также расслабляющий массаж медиальной и задней групп мышц бедра и тонизирующий - передней группы мышц бедра.

Х-образное искривление всегда сочетается с плоскостопием первой-третьей степени, следовательно необходимо правильное выполнение методики.

Физические упражнения, способствующие развитию функции стояния и ходьбы:

1. Подтанцовывание (с поддержкой ребенка подмышки).

2. Упражнение на сопротивление в исходном положении на спине: ребенок отталкивается ногами от руки взрослого.

3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине (с поддержкой ребенка подмышки).

4. Упражнение "сесть-встать".

Курс массажа при искривлении ног составляет двадцать-двадцать пять процедур с перерывом в один месяц. Для получения эффекта необходимо провести не менее четырёх курсов.

ВРОЖДЕННАЯ КРИВОШЕЯ

Фиксированное неправильное положение головы и шеи называется кривошеей.

Может быть костная, неврогенная, кожная и мышечная форма.

Костная - врожденная аномалия шейного отдела позвоночника: клиновидные позвонки, добавочные полупозвонки, одностороннее сращение атланта с затылочной костью, добавочные шейные ребра.

Неврогенная - при поражении центральной нервной системы и периферической нервной системы каким-либо патологическим процессом или во время трудных родов.

При вялом параличе затылочных нервов, добавочного нерва развивается кривошея на здоровой стороне; при спастическом - на пораженной.

Кожная - встречается редко (синдром Шерешевского - крыловидная шея)

Мышечная - встречается чаще других. Может встретиться двусторонняя кривошея - укорочение двух Г.К.С.М. и искривление в переднезаднем направлении - выраженный шейный лордоз.

Этиология:

1 Врожденный порок развития Г.К.С.М., трапециевидной мышцы, фасций шеи (неправильное положение плода в матке, обвитие пуповины вокруг шеи - ишемия мышцы с последующим рубцеванием).

2 Результат родовой травмы самой мышцы и шейного отдела позвоночника (ягодичное предлежание в восьмидесяти процентах случаев дает кривошею). Нередки случаи сочетания кривошеи с другими поражениями: дисплазией тазобедренного сустава, врожденной косолапостью, врожденной деформацией грудной клетки и позвоночника и т.д.

Клиника: При рождении трудно установить диагноз. С двух-трёх недель появляется веретенообразное утолщение в средней или нижней части мышцы, безболезненное, без признаков воспаления, оно максимально увеличивается до пяти-шести недель (два-два с половиной сантиметра в поперечнике), потом постепенно уменьшается и исчезает в четыре-восемь месяцев. Мышца уплотняется (мышечные волокна заменяются соединительной тканью), образуется сухожильный тяж, снижается эластичность, мышца отстает в росте. Проявляются симптомы деформации.

Для своевременной диагностики необходимо проводить сравнительную пальпацию Г.К.С.М. у детей до одномесячного возраста, особенно травмированных в родах.

Далее внешний вид ребенка характерен:

à голова наклонена в сторону поражения;

à лицо повернуто в противоположную сторону (преобладание наклона головы - преимущест­венное поражение ключичной ножки Г.К.С.М., преобладание поворота - грудинной); при более выраженных изменениях в трапециевидной мышце голова слегка запрокинута кзади,

à асимметрия лица, черепа;

à надплечья и лопатка выше на стороне поражения;

à скошенность затылка на противоположной стороне;

à сколиоз шейного и грудного, а у детей старшего возраста - шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника по типу S - образного искривления.

Иногда «симптоматический» сколиоз является самым ранним признаком кривошеи. Начинать лечить сразу, как обнаружится кривошея.

Задачи (цель) - профилактика осложнений (асимметрии лица, головы, изменений зубочелюстного аппарата, придаточных пазух носа, грудной клетки, искривлений позвоночника):

1Расслабить напряжение мышц (на пораженной стороне), ускорить рассасывание гематомы, предупредить рубцевание.

2Улучшить трофику пораженных мышц.

3Укрепить мышцы на противоположной стороне.

4Нормализовать объем движений в шейном отделе позвоночника.

Комплекс консервативного лечения включает:

1Лечение положением.

2Лечебную гимнастику.

3Массаж и физиотерапию.

4Важно обучить родителей вопросам положения и обращения с ребенком.

Укладывать ребенка в кроватку следует здоровой стороной к стенке, чтобы голоса и движения людей, находящихся в помещении, поощряли его повернуть голову в сторону укороченной мышцы.

Яркие игрушки подвешивают с больной стороны ребенка, чтобы он активно поворачивая голову в сторону измененной Г.К.С.М.

При кормлении ребенка грудью или из бутылочки, ношении его на руках, во время игр необходимо постоянно следить за тем, чтобы голова была повернута в сторону измененной мышцы и наклонена в противоположную (активная коррекция).

Во время сна на два-два с половиной часа ребенка укладывают на бок больной стороны, голова и шея на подушке, высота которой равна расстоянию от плеча до шеи здоровой стороны.

На следующий раз после кормления ребенка укладывают на здоровый бок без подушки, голова опускается на матрац.

В этих положениях лежа на боку обязательна фиксация туловища валиком.

Ночью ребенка укладывают на спину, голову удерживают в правильном положении мешочками с песком, солью, которые располагаются с обеих сторон головы так, чтобы они стабилизировали ключицы, не допуская поднятия плеч.

Частые срыгивания исключают подобную укладку.

Корригирующие укладки обязательно дополняются упражнениями перед кормлениями ребенка три-четыре раза в день по восемь-десять минут, производя двадцать-тридцать поворотов головы в сторону поражения и одновременно наклоны в противоположную сторону с фиксацией положения коррекции на несколько секунд.

• Помощник удерживает плечевой пояс и руки ребенка (ключицы на одном уровне). Выполняющий упражнение обхватывает голову ребенка ладонями с двух сторон осторожно, но настойчиво выполняет движение. Вначале объем движений небольшой. Нужно постепенно добиваться гиперкоррекции.

При одновременном поражении Г.К.С.М. и трапециевидной мышцы: И.П.Р. на здоровом боку.

• Одной рукой фиксируют плечо на стороне поражения, другой - плавно, без усилий, отклоняют голову ребенка от плеча до соприкосновения с плоскостью стола, фиксация десять секунд.

• Повороты со спины на живот через «здоровый» бок.

• Плавание на «больном» боку.

Активные (рефлекторные) упражнения.

1 И.П.Р. - лежа на спине. Массажист фиксирует рукой плечо ребенка на «здоровой» стороне. Другой рукой касается щеки вблизи угла рта. Ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения Нужно медленно отдалять руку, вслед за которой ребенок дальше поворачивает голову. Можно использовать соску, погремушку, яркую игрушку.

2 И.П.Р. - лежа на животе. В этой позиции повторяют упражнение один (дополнительно выпрямляется шейный отдел позвоночника).

3. Выкладывание на «здоровый» бок и рефлекторное разгибание позвоночника на боку – рефлекс Галанта. (Раздражение паравертебрально по обеим сторонам на 1 см от позвоночника вторым и третьим пальцами, снизу вверх), то же на «больном» боку в соотношении три к одному.

4. И.П.Р. - на животе. Массажист держит ребенка за кисти рук, поднимает их вперед и отводит в сторону, затем сгибает руки и приводит к бокам.

5. Массажист держит ребенка одной рукой под живот, другой - за ноги и приподнимает их.

Ребенок опирается на свои вытянутые руки, - укрепляем шею и плечевой пояс. Обязательно проводить соответствующий по возрасту комплекс.

С четырёх-шести месяцев. набор упражнений расширяют, увеличивая число упражнений для здоровой стороны шеи (активная гиперкоррекция).

Очень важно правильно носить ребенка на руках:

1. Взяв ребенка на руки в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находится на одном уровне.

2. Поверните голову малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

3. Взяв на руки ребенка спиной к себе в вертикальном положении, своей щекой поверните его голову в больную сторону, и слегка наклоните в здоровую.

4. Носите ребенка на больном боку спиной к себе. Поддерживайте его голову рукой, приподнимая в здоровую сторону.

Массаж занимает ведущее место в консервативном лечении. Проводится избирательный массаж шеи на фоне общеукрепляющего.

При массаже спины выделяют воротниковую область.

На «здоровой» стороне - тонизирующий массаж (поглаживание и растирание).

На «больной» стороне - расслабляющий (поглаживание - нежная вибрация и легкое растяжение) по надплечьям и укрепляющий массаж (растирание, пощипывание, поколачивание, пунктирование) - в области лопатки.

При массаже грудной клетки - расслабляющие приемы на больной стороне в верхней части груди. Нижнюю часть груди массируют симметрично.

Массаж Г.К.С.М. - осторожно, мягко, пластично!

И.П.Р. - лежа на спине, ногами к массажисту. Голова наклонена в сторону кривошеи для расслабления мышцы, применять только расслабляющие приемы:

• нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы);

• растирание (мягкое, подушечкой одного пальца);

• вибрация (по ходу мышц);

• растягивание мышцы от середины к противоположным концам;

• место, где мышца утолщена и происходит рубцовые изменения надо очень мягко поглаживать, растирать, слегка растягивать, разминать и вновь поглаживать.

При асимметрии лица:

• на здоровой стороне - поглаживание и растирание

• на больной - поглаживание и вибрация в направлении вниз.

С трёх-четырёх месяцев жизни производят массаж только здоровой стороны шеи. Из физиотерапевтических методов применяют соллюкс, У.В.Ч. - терапию, а дома - прикладывание мешочков с нагретой солью, речным песком на область уплотнения мышцы. С шести-восьми недель - курсы электрофореза йодида калия, лидазы в сочетании с парафиновыми аппликациями. Курсы первому месяцу через два-три месяца до одного-полутора летнего возраста ребенка.

Удерживать голову ребенка в положении достигнутого исправления можно с помощью картонно-ватно-марлевого полуворотника типа Шанца. У детей до трёх месяцев применяют ватномарлевый валик с фиксацией его на шее турами марлевого бинта через подмышечную впадину здоровой стороны.

Консервативное лечение эффективно до двух летнего возраста. Далее - оперативное лечение, после которого проводят массаж, гимнастику, физиотерапевтические процедуры.

Диспансерное наблюдение до четырнадцатилетнего лет. В периоды интенсивного роста возможен рецидив деформации.





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.047 с.