Патологические признаки четвёртого периода (с шестого по девятый месяц.).





При нормальном развитии совершенствуется разнообразная двигательная активность ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.

Учитсяползать;

Совершенствуется функция сидения: учится садиться из положения лежа (и, наоборот), через поворот.

Учится вставать и в восемь-девять месяцев встает, держась в кроватке, передвигается боком. Интенсивно развивается активная манипуляционная деятельность с предметами (стучит, размахивает игрушками, перекладывает ее из одной руки в другую).

Тракция за руки: к девяти месяцам может сразу встать на ноги.

Эмоциональное и психическое развитие. Важно - сосредоточение на каком-либо виде деятельности (ощупывание лица взрослого, одежды, украшения, часы). Появляется выразительная мимика удивление, радость, недовольство, подражание (нюхает цветы, играет в «ладушки», знает некото­рые предметы).

При гипертонусе:

• Даже при легких формах спастической диплегии или гемипарезе всегда можно выявить мышечную гипертонию.

• Отчетливое сопротивление пассивным движениям.

• Снижен объем произвольных движений.

При гипотонии:

• Нарастает мышечный тонус.

• Дистонические атаки более выражены - тремор и т.п.

• В покое тонус снижен, а в момент возбуждения повышается по разгибательному типу: ребенок выгибается, запрокидывает голову, конечности разогнуты.

• Л.Т.Р. и A.Ш.T.P. - выражены.

Безусловные рефлексы - вызываются. Посаженый ребенок не сохраняет позу, - падает вперед, назад, в сторону, т.е. нет равновесия.

При гипотонии: складывается «симптом перочинного ножа» - туловище между ног. В легких случаях - опирается на руки, шатаясь (туловищная атаксия). Ребенок может находиться в развитии, отставая от возраста на один-два периода (ему шесть месяцев, а он отвечает требованиям трёхмесячного ребенка).

Патологические признаки пятого периода (девятый-двенадцатый месяцы.):

• При нормальном развитии: происходит дальнейшее усложнение движений.

• Рука и положения пронации свободно переходит в супинацию.

• Формируются координированные, согласованные движения, при которых противоположная рука и нога одновременно разгибаются и выносятся вперед (ползание на четвереньках и затем ходьба).

• И, наконец, самостоятельная ходьба - это важнейший итог общего двигательного развития.

Эмоции - очень выражены и разнообразны (оживление, смех, лепет). Ребенок выполняет инструкции взрослого: сядь, встань и т.д.

Патологические признаки - все они уже проявились ранее. Но в этот период можно выявить легкие мозжечковые нарушения и гемипарезы - т.к. ребенок начинает ходить и активно манипулировать с предметами.

При сформировавшейся двусторонней гемиплегии - выражен гипертонус - поза чаще разгибательная с приведенными конечностями. При гиперкинетической форме - поза тоже разгибателъная с мышечной дистонией (непроизвольные движения рук).

Формы Д.Ц.П.

IА. Спастическая гемиплегия (гемипарез).

Характеризуется поражением одноименных конечностей. Рука обычно поражена больше, чем нога. В тяжелых случаях одностороннее ограничение движений заметно уже в первые недели. В легких формах - к концу первого года, когда ребенок начинает активно манипулировать руками. Мышечный тонус в пораженной конечности чаще повышен.

Положение на спине: пораженная рука больше приведена к туловищу, кисть сжата в кулак, ощущается разница в сопротивлении пассивным движениям. Пораженная рука принимает меньшее участие в рефлексе Моро. В легких случаях диагноз сомнительный до формирования функции хватания:

• не может взять игрушку;

• не может соединить руки перед грудью;

• не может поднести больную руку ко рту;

• голова постоянно повернута в сторону здоровой руки, - это усиливает патологическую позу в результате влияния А.Ш.Т.Р.

Наклон головы (затылка) к плечу пораженной руки постепенно приводит к боковому сгибанию туловища, так что плечевой пояс наклоняется книзу, а таз подтягивается кверху, и в результате паретическая сторона укорачивается (сколиоз).

При тракиии за руки: разница в напряжении здоровой и паретической руки.

На животе: с трудом высвобождает паретичную руку из-под груди, не может на нее опереться.

Патология ноги, чаще проявляется, когда ребенок начинает ходить: сначала еще ребенок ставит пятку на опору, но нога отведена и ротирована кнаружи (одна нога по средней линии, другая отклонена вбок). По мере формирования самостоятельной ходьбы нога становится все более ригидной (малоподвижной). При выраженной экстензорной спастичности нога не опускается на пятку, колено полусогнуто. Со времени формируется патологическая установка конечностей:

v приведение плеча;

v сгибание и пронация предплечья;

v сгибание и локтевое отклонение кисти;

v приведение большого пальца;

v эквиноварусная или вальгусная деформация стопы с укорочением ахиллова сухожилия;

v паретичные (пораженные) конечности атрофируются, отстают в развитии;

Такие изменения в возрасте шести-восьми лет выявляются у семидесяти процентов больных.

Прогноз двигательного развития зависит от степени тяжести, но в большинстве случаев при своевременно начатом лечении он благоприятен (самостоятельно ходят, обслуживают себя).

Уровень социальной адаптации определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка, т.к. двигательные нарушения сочетаются:

§ с патологией черепных нервов - атрофия зрительных нервов, косоглазие;

§ патология речи – сорок процентов;

§ судороги – двадцать процентов,

§ умственная отсталость – сорок процентов (от легкой до грубой);

С этой формой массажисту надо работать с первых месяцев.

. Спастическая диплегия.

«Болезнь Литтла» - самая частая форма Д.Ц.П., пятьдесят процентов - это тетрапарез, но ноги поражены больше, чем руки.

При легкой степени в первые месяцы жизни патологической симптоматики нет. Клинические проявления отмечаются в возрасте четырёх-шести месяцев, когда в движения должны включаться мышцы тазового пояса и ног (повороты со спины на живот, попытки садиться).

При тяжелой степени неврологическая симптоматика выражена с рождения: быстро нарастает мышечный тонус, рано активизируются T.Ш.Р. и Л.Т.Р.. Не угасают рефлексы: Моро, хватательный и т.д.

В положении на спине: в первые месяцы может быть выражена мышечная гипотония, которая через два месяца сменяется дистонией, а затем гипертонусом. При преобладании разгибательного тонуса - конечности разогнуты, ноги приведены, иногда перекрещены, голова запрокинута. В других случаях поза либо только сгибательная, либо руки согнуты, а ноги разогнуты. Движения в руках активнее, чем в ногах.

Гракция за руки: долго запрокидывает голову назад, а ноги разгибаются и приводятся, но со временем контроль головы формируется.

На животе: голова опущена, руки под грудью, таз приподнят. Со временем держит голову, опираясь на руки (но со значительной задержкой). Ползание - затруднено, т.к. ноги напряжены и разогнуты.

Положение сидя: удерживание этой позы формируется значительно позже. В позе сидя ноги полусогнуты, приведены, ротированы внутрь, стопы в положении подошвенного сгибания. Эта поза неустойчива, т.к. ребенок сидит на крестце с малой площадью опоры. Спина «круглая» - этим компенсируется недостаточная устойчивость. Голова наклонена вперед. (Если ребенок внезапно поднял голову, бедра разогнутся, и он падает назад). Самостоятельно сидит только при опоре руками вперед (может одной рукой играть, а другой опираться впереди). Разгибание кисти, ее супинация, противопоставление большого пальца развивается позднее и остается неполноценной (моторная неловкость кисти). Иногда дети учатся садиться между голенями (бедра приведены, ротированы), так они более устойчивы. Но этого допускать нельзя, это усиливает ротацию и приведение и далее создает трудности при стоянии и ходьбе.

Ходьба. Первая форма: типа «ножниц», - колени полусогнуты и соприкасаются; «на цыпочках» - туловище наклонено вперед, дети почти бегут, стоять им неудобно. Вторая форма - чрезмерное разгибание в коленях, откидывание туловища назад и ребенок идет на всей ступне.

Сорок процентов - патология черепных нервов; двадцать процентов - припадки; восемьдесят процентов - расстройства речи; сорок процентов - снижен интеллект. Лишь двадцать-двадцать пять ходят самостоятельно, сорок-пятьдесят процентов - используют костыли, коляски.

. Двухсторонняя гемиплегия.

Это - самая тяжелая форма Д.Ц.П. Поражены руки и ноги (руки больше). Двигательные на­рушения выявляются уже период новорожденности. Высокий тонус мышц сочетается с чрезмерной активностью Л.Т.Р. и Ш.Т.Р. и других безусловных рефлексов. Дети с трудом овладевают навыками сидения и то не все. Стоять и ходить не могут. Быстро формируются контрактуры.

Выражена патология черепных нервов:

• нарушено глотание (поперхивание);

• нарушение голоса (афония);

• атрофия зрительных нервов;

• снижение слуха.

Грубые психические расстройства (часто микроцефалия), девяносто процентов - снижен интеллект, шестьдесят процентов - судороги. Общий вид: голова висит, спина круглая, ягодицы не развиты, руки согнуты и прижаты к груди.

Положение на спине:

¨ чаще разгибательная поза;

¨ выражен А.Ш.Т.Р. (все время повернут в одну сторону);

¨ слуховые и зрительные раздражители, попытка движения, вызывают дистоническую реакцию (типа общей судороги).

Тракция за руки: руки напряжены, ноги выпрямлены, голова запрокинута.

При опоре на ноги: нет контроля головы, ноги выпрямлены «на цыпочках», с перекрестом на уровне голеней.

На животе: резко выражена флексорная или экстензорная поза. Выдвижение рук из-под груди невозможно.

Сидение: без поддержки невозможно (не ходит и часто не держит голову).

Прогноз: неблагоприятный. Массаж не имеет смысла.

II. Гиперкинетическая форма.

Диффузное нарушение мышечного тонуса (по старой классификации - диcтоническая). Причиной этой формы чаще является резус-конфликт (ядерная желтуха) - поражение подкорковых ядер непрямым билирубином в результате распада эритроцитов.

В период новорожденности - у большинства детей мышечный тонус снижен. За счет поражения ядер черепно-мозговых нервов ребенок плохо сосет, часто срыгивает, у него нарушена координация сосания, глотания, дыхания.

В возрасте два-три месяцев появляются «дистонические атаки» - это внезапное повышение мышечного тонуса во время движения (особенно при разгибании головы) при положительных и отрицательных эмоциях, громких звуках, ярком свете. Они протекают по типу рефлекса Моро, А.Ш.Т.Р. или в форме внезапного разгибания всего тела с поворотом и запрокидыванием головы. Все врожденные рефлексы ярко выражены: особенно ладонно-ротовой, Моро, А.Ш.Т.Р., автоматическая походка.

Гиперкинезы появляются к первому году - одному году шести месяцам (а до этого он мог быть практически здоров) и с возрастом нарастают, они минимальны в покое и исчезают во сне, усиливаются при движении. При попытке речевого общения на лице возникают гримасы.

Опора на ноги - вначале плохая, но с возрастом распрямление ног и туловища сопровождается гиперкинезами «атетоидный танец» - туловище винтом.

Сидят поздно.

Стоит и ходит без помощи в шесть-восемь лет, иногда только в десять-двенадцать лет.

• Движения детей неловки, сопровождаются излишними двигательными реакциями (пишут и рисуют - руку держат другой рукой).

• Хореоформные гиперкинезы (быстрые ритмичные движения головой, конечностями - это проявляется в два-четыре года).

• Нарушение речи - гиперкинетическая дизартрия (одно слово сказал, другое съел, речь невнятная растянутая).

• У всех нарушение слуха (разной степени).

• Атетоз - вычурные «червеобразные» выкручивания рук и ног.

• Торсионная дистония - туловище постоянно выкручивается.

Эти дети умственно полноценны, хотя вид у них дебильный.

III. Атактическая форма.

В раннем возрасте гипотоническая. Проявляется в нарушении координации движении и равновесия. Диагноз должен быть поставлен в восемь-двенадцать месяцев, когда ребенок начинает сидеть и манипулировать предметами. Это самая легкая форма, но трудна для диагностики. На первом году жизни проявляется лишь мышечной гипотонией и задержкой темпа психомоторного развития.

В положении на спине - поза «лягушки». Т.Ш.Р. и Л.Т.Р., которые характерны для других форм, здесь отсутствуют.

Тракция за руки: руки чрезмерно разогнуты, голова пассивно свисает вниз.

На животе: поза «лягушки». С возрастом при попытке удержать тело, опираясь на руки, - возникает тремор головы, качательные движения туловища.

Сидят: не удерживают равновесия, долго сидят с опорой на руки. При захвате игрушки, сидя, четко выявляются координаторные расстройства в руках и туловище (если высоко поднял руки, - упал).

Стоит и ходит: после полутора-трёх лет, и эти функции еще длительное время несовершенны.

При стоянии - ноги широко расставлены, атаксия.

¨ Часто тремор головы.

¨ Ходит, широко расставив ноги и руки.

¨ Туловище совершает много дополнительных движений с целью сохранить равновесие.

Черепные нервы - поражаются редко.

Психическое развитие - нормальное.

Речь - мозжечковая дизартрия (с трудом выговаривает слова).

Прогноз - благоприятный. Дети обучаются в школах и осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки рук.

IV. Атонически-астатическая форма.

Вялая форма Д.Ц.П. Тонус мышц низкий, координация нарушена. Повреждены пути, идущие от лобной доли к мозжечку (патологический очаг пронзает мозг насквозь). При рождении поставить диагноз невозможно (только гипотония). Ставить диагноз необходимо после шести месяцев. В отличие от атактической формы, здесь контроль головы, функция сидения, стояния и ходьба практически не развивается или формируется очень медленно. Другой непременный признак - грубая задержка психического и речевого развития.

На спине: «лягушка», вялый, малоактивный. Из-за умственной отсталости дети не тянуться к игрушке. Преобладают стереотипные движения рук и их рассматривание.

На животе: долго не держат голову и не опираются на руки.

Сидят: только в полтора-два года и то неустойчиво, а устойчивость в положении сидя развивается только в четыре-шесть лет.

Стояние и ходьба: начинает формироваться с четырёх-восьми лет, а сами ходят после девяти лет. Характерно, что нет защитной реакции рук при падении. Падают от незначительных внешних воздействий без компенсаторных шагов - с прямыми ногами («снопом»). Ходят только дома, т.к. долго ходить не могут. В непривычной обстановке двигательные реакции подавляются.

Интеллект: резко снижен; негативизм, агрессивность, у пятидесяти процентов - судороги.

Прогноз: в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации неблагоприятный. (На массаж не брать).





Читайте также:
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.