Период новорожденности: этот период определяет прогноз на жизнь, и возможности медицинской помощи, ее эффективности в этот момент.





Фактором высокого риска развития ДЦП является низкая масса тела ребенка при рождении (более пятидесяти процентов детей с ДЦП родились с малым весом или недоношенные). Рождение ребенка с гипотрофией свидетельствует о развитии плода в неблагоприятных условиях. Недоношенность (незрелость нервной и сосудистой системы) создает условия для дезадаптации в родах, приводя к внутричерепным кровоизлияниям. Недоношенные дети составляют 15% всех новорожденных и в 80% всех недоношенных имеют в качестве основного диагноза перинатальную энцефалопатию (тяжелую и средней тяжести формы, и только 5% - легкой степени).

Первые минуты и часы жизни - весьма уязвимый период для нервной системы новорожденного ребенка. Если в родах было кровоизлияние в мозг, то оно продолжается и после родов. Особенно опасны некоторые манипуляции в первые 48 часов жизни ребенка (особенно если он был травмирован в родах) - внутривенные введения; неосторожное пеленание - дополнительно травмируют шейный отдел.

Периоды болезни:

• Острый (от ноля до одного мес.);

• Подострый или ранний восстановительный (три-четыре месяца);

• Поздний восстановительный до двух лет.

Степень тяжести:

• Легкая - нарушение гемоликвородинамики; дисциркуляция;

• Средняя - имеются отечно-геморрагические явления, которые повлекут за собой дистрофические изменения;

• Тяжелая - это отек мозга, массивные кровоизлияния или грубые дефекты развития; атрофия, дегенеративные изменения.

Клинические синдромы для острого периода:

• Синдром повышенной возбудимости (нервно-рефлекторный);

• Синдром общего угнетения (вялость, адинамия),

• Гипертензионный синдром (повышение внутричерепного давления);

• Коматозное состояние;

• Клинические синдромы для подострого периода;

(Здесь одни синдромы могут переходить в другие, т.е. возбудимость сменяется угнетением), Клинические синдромы для позднего восстановительного периода:

• Астеноневротический синдром: церебростенический - быстрая истощаемость, слабость, плохая память,

• Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции - в результате нарушения вегетативной иннервации внутренних органов;

• Синдром двигательных нарушении: центральные и периферические парезы, параличи, гиперкинезы, судороги, гидроцефальный синдром;

• Задержка психомоторного развития: задержка статико-моторного развития или будут преобладать нарушения психики.

Возможные исходы (прогноз):

• Выздоровление.

• Задержка темпов психомоторного развития.

• Энцефалопатия (мозговое страдание).

• Рассеянные микроочаговые симптомы (они есть у всех здоровых людей).

• Умеренная внутричерепная гипертензия (головные боли).

• Компенсированная гидроцефалия.

• Астеноневротический синдром (слабость истощаемость).

• Неврозо- и психопатоподобный синдром.

• Грубые органические поражения с выраженными двигательными, речевыми, психическими расстройствами, - это ДЦП олигофрения, эпилепсия, прогрессирующая гидроцефалия.

Патогенез.

Организация двигательных функций.

Движения человека развиваются и проходят ряд этапов, начиная от рефлекторных движений новорожденного до координированных, произвольных движений. Последовательность появления отдельных двигательных навыков всегда постоянна и зависит от созревания центральной нервной системы, которое идет постепенно от филогенетически древних уровней к более молодым и совершенным.

Спиналъный - стволовой - подкорковый - корковый.

Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга в этот период.

Рассмотрим, с какими двигательными функциями рождается ребенок:

Новорожденный имеет вполне зрелый спинальный и стволовой уровень. Подкорка - частично функционирует. Кора - не контролирует движения (нет ни одного произвольного движения, они все рефлекторные). Благодаря этому ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые можно разделить на две группы.

1.Сегментарные, которые обеспечиваются сегментами спинного мозга и сегментами мозгового ствола.

2.Надсегментарные - позотнические рефлексы. Регулируются центрами продолговатого и среднего мозга - они регулируют мышечный тонус в зависимости от положения тела и головы.

С возрастом эти рефлексы исчезнут, в результате созревания коры и установления ее контроля над всеми нижележащими структурами мозга.

• Сегментарные безусловные рефлексы.

• Рефлексы спинного мозга.

• Защитный рефлекс новорожденного (при ДЦП отсутствует).

• Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденного (до одного-полутора).

• Рефлекс ползания - Бауэра, (с трёх-четырёх недель до четырех месяцев).

• Хватательный рефлекс - Робинзона, (до трёх-четырёх).

• Рефлекс Моро (до четырёх-пяти месяцев).

Рефлексы сегментов мозгового ствола.

• Ладонно-ротовой рефлекс - Бабкина (угасает к третьему месяцу, если нет признаков ДЦП).

• Хоботковый рефлекс.

• Поисковый - Куссмауля.

• Сосательный.

• Надсегментарные безусловные рефлексы.

• Симметричный (С.Ш.Т.Р.), асимметричный (А.Ш.Т.Р.), лабиринтный (Л.Т.Р.).

• При нормальном развитии к трём месяцам жизни эти рефлексы не проявляются, что дает возможность для развития произвольной деятельности. Сохранение этих рефлексов после трёх месяцев жизни является признаком поражения центральной нервной системы.

Л.Т.Р. - лабиринтный тонический рефлекс.

Периферические рецепторы этого рефлекса расположены в полукружных каналах лабиринтов внутри уха. Рецепторы реагируют на изменения положения головы и шеи в пространстве и по отношению к туловищу, приводя к тоническому напряжению мышцы.

В положении па спине: при выраженности этого рефлекса нарастает тонус мышц–разгибателей – в шее, руках и ногах.

• Голова запрокинута назад;

• Бедра приведены, повернуты внутрь, ноги вытянуты, в тяжелых случаях Д.Ц.П. – перекрещены;

• Руки разогнуты в локтях, ладони вниз, пальцы в кулак.

• При сохранении этого рефлекса ребенок в И.П. на спине не поднимет голову, не может вытянуть руки вперед и взять предмет, не подтягивается и не садится.

В положении на животе: повышается тонус мышц сгибателей, - голова, руки, ноги согнуты, таз приподнят. При сохранении этого рефлекса: не может лежа на животе поднять голову, повернуть ее в сторону, вытянуть руки для опоры, встать на колени, повернуться с живота на спину.

Асимметричный тонический теплый рефлекс.

• Периферические рецепторы в мышцах и связках шеи. Проявляется при повороте головы в сторону в изменении положения конечностей;

• На стороне, куда повернуто лицо, повышается тонус мышц в разгибателях руки и ноги,

• На стороне, куда повернут затылок, повышается тонус в сгибателях руки ноги «поза фехтовальщика»;

• Реакция рук отчетливее, чем реакция ног;

• При сохранении этого рефлекса нарушается зрительно-моторная координация: при повороте головы и глаз в сторону, рука на этой стороне разгибается, и ребенок не может ее согнуть для захвата предмета. Если же он с усилием сгибает руку, то голова немедленно отворачивается в противоположную сторону и ребенок не может рассмотреть захваченный предмет, т.е. не возникает единства поля действия и поля зрения.

Симметричный шейный топический рефлекс.

Проявляется в усилении разгибателей тонуса в руках и сгибателей в ногах при поднятии (запрокидывании) головы. При наклоне головы вперед - усиливается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. При сохранении этого рефлекса формируется патологическая схема ходьбы, нарушается перекрестная координация движения рук и ног при ходьбе.

Ранняя диагностика патологических признаков Д.Ц.П:

Начальные клинические проявления Ц.П. формируются на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движения, речи и психики. Только при тяжелых формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных случаях важно заметить и динамически наблюдать за развитием ребенка. Обнаруженные «угрожающие» признаки следует проанализировать: выявляются ли отклонения при повторных осмотрах; нарастает ли дефицит возрастных навыков или, наоборот, имеется тенденция к их сокращению. Чтобы облегчить раннюю диагностику Ц.П., необходимо сравнить схему нормального и патологического развития.

Выделяют пять периодов развития:

· первый месяц,

· первый-третий месяц.

· Третий-шестой месяц.

· Шестой-девятый месяц.

· Девятый-двенадцатый месяц.

 

Патологические признаки первого периода (до одного месяца):

На спине:

при повышении мышечного тонуса - выражена общая скованность (поза эмбриона). Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях (пеленании, купании). Руки согнуты и приведены к туловищу, ощущается повышенное сопротивление разгибанию. Бедра сведены вместе с тенденцией к перекресту на уровне голеней. При гипотонии - ребенок лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями (поза лягушки). Объем пассивных движений резко увеличен.

Тракция за руки:

голова запрокинута назад и не подтягивается вслед за руками и туловищем. При гемипарезе пораженная рука разогнута больше здоровой.

На животе:

при повышении тонуса - флексорная поза усилена, ребенку трудно повернуть голову (отрицательный защитный рефлекс). При гипотонии: поза «лягушки на животе».

Горизонтальное и вертикальное подвешивание. При удерживании лицом вниз: при повышении тонуса - выраженное сгибание рук и, в меньшей степени ног, голова опущена; при гипотонии -голова, руки, ноги свисают, как плети. При вертикальном удерживании: при гипертонусе - сгиба ­тельная реакция ног, поставленный на опору ребенок резко разгибает ноги, запрокидывает голову, при гипотонии - ноги разогнуты, опорная реакция отсутствует.

Л.Т.Р.+А.Ш.Т.Р.+С.Ш.Т.Р. - могут вызываться, но редко.

Безусловные реакции - чаще угнетены, рефлекс Моро усилен, вызывается спонтанно.

Голосовые реакции. Крик тихий, слабый или, наоборот, пронзительный, отдельные вскрикивания, или вместо крика гримаса на лице.

Эмоциональные и психические реакции. К концу месяца нет зрительного и слухового сосредоточения. Выражение лица хмурое, недовольное. Часто, много и беспричинно кричит или, наоборот, сонлив. Сосет вяло, подолгу держит молоко во рту.





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.03 с.