Время - 10 минут (не более 20 минут).
3-месячный ребёнок становится более общительным: начинает «гулить», часто улыбается. Увеличилось время бодрствования - до 4-5 часов в сутки. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает «комплексом оживления»: радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребёнок как бы смеётся всем телом).
Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам: тянется к ним, а к 4 месяцам уже захватывает, гладит и удерживает их. Необходимо подобрать несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку. Предметы с плоской или граненой ручкой не рекомендуются, так как, захватывая их рукой, ребёнок не противопоставляет большой палец, что в дальнейшем тормозит развитие ручной дифференцированной, мелкой моторики.
При рождении ребёнок хватает предметы совершенно случайно и нерегулярно. Главное при этом не в том, что он может держать, а в том, что не может выпустить. Но по мере того, как малыш растёт, движения его рук становятся более целенаправленными. Теперь он может выпустить опасный или болезненный предмет, взять привлекательную игрушку.
В возрасте 3 месяцев ребёнок, лёжа на животе, приподнимает верхнюю часть туловища, опираясь на согнутые руки, хорошо держит голову. Поэтому старайтесь чаще выкладывать малыша на живот. Это можно делать на пеленальном столе, во время ежедневной гимнастики, и на любой твёрдой поверхности (на полу, в кроватке, на диване и т. п.) в течение дня. Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться, становясь по своей природе двигательными. Упираясь в пол и производя эти беспорядочные движения, ребёнок обнаруживает, что переместился назад, вперёд, вправо, влево. Обнаружив это, благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой, ребёнок поймёт пользу от тех движений, которые перемещают его вперёд. Он осознает те чувства, которые испытывает при движении вперёд. В 4 месяца ребёнок уже приподнимается на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть малыша была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого хлопайте ладошками ребёнка по своим ладоням, по различным твёрдым поверхностям (стол, стены и т. д.).
|
К 3 месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а затем, к 4 месяцам - и ног. Движения конечностями становятся свободными и более точными. Значит, можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых и переходя в дальнейшем к более сложным.
В данном комплексе даются пассивные упражнения для рук и ног ребёнка, причём вначале их лучше делать с лёгким встряхиванием (вибрацией). Для тренировки мышц спины, живота, шеи и ног можно ещё использовать врождённые рефлексы, особенно рефлексы положения (позы) тела. В горизонтальном положении на весу ребёнок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе - назад, на спине - вперёд, на правом боку - влево, на левом - вправо. Переворачивайте ребёнка в воздухе, тренируйте его вестибулярный аппарат. Обратите особое внимание на формирование навыка правильного поворота со спины на живот. К 4 месяцам ребёнок поворачивается уже самостоятельно и нуждается лишь в небольшой помощи со стороны взрослого.
|
Массаж детей этого возраста становится ещё более продолжительным и сложным, вводятся новые приёмы: растирание и разминание. Растирание выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.
В детской практике используются самые нежные варианты разминания: валяние, продольное разминание. Валяние выполняется прямыми ладонями обращённых друг к другу рук (мышцы помещаются между ними), продольное разминание делается одной рукой, другая в это время удерживает конечность ребёнка. Движения должны быть мягкими, ритмичными, в среднем темпе (напоминают движения рук при замесе теста). Избегайте резких рывков и защипывания кожи между пальцами. Для укрепления мышц применяются стимулирующие приёмы: поколачивание и пощипывание, которые надо делать быстро, ритмично и легко. Не забывайте, что массаж любой части тела начинается и заканчивается общим поглаживанием. Поглаживание также выполняется между другими приёмами.
В возрасте 4-5 месяцев ребёнок самостоятельно поворачивается со спины на живот; лёжа на животе, поднимается на выпрямленных руках. Взятый под мышки, ребёнок стоит прямо, не подгибая ног. И, наконец, пытается сесть, держась за что-нибудь руками.
Не торопитесь сажать ребёнка - позвоночник его ещё очень подвижен, и раннее сажание приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Необходимо стимулировать желание ребёнка ползать. Какое-то время ребёнок учится использовать движения рук и ног, чтобы двигать себя вперёд, елозя животом по полу.
Сначала ребёнок может двигаться самым беспорядочным образом, переставляя руки и ноги как попало. Потом он может начать вытягивать обе руки вперёд, одновременно отталкиваясь ногами. Потом, опираясь всем весом на руки, он может как бы «грести» ногами. Такой вид движения называется гомологическим. Так двигаются лягушки. Ребёнок может двигаться и так: вытягивая вперёд одновременно правые руку и ногу, он при этом также одновременно отталкивается левыми рукой и ногой. Потом всё происходит наоборот. Такое движение называется гомолатеральным. У здорового ребёнка оба этих вида движения быстро уступают место третьему, которое называется перекрёстным. При этом самом развитом виде движения ребёнок движется, толкая себя вперёд правой рукой и левой ногой, и одновременно подтягивая левую руку и правую ногу, чтобы перенести на них точку опоры, готовясь к следующему акту движения. Чтобы ребёнку было интересно ползать, разместите его любимые игрушки на некотором расстоянии так, чтобы ребёнок хорошо их видел, но не мог достать. Постепенно увеличивайте дистанцию до желанной цели, учитывая успехи ребёнка в ползании. Когда ребёнок доберется до игрушки, похвалите его и дайте возможность насладиться добычей.
|
Ребёнок, который ещё не умеет ходить и не способен поддерживать свое тело в вертикальном положении, живёт в горизонтальном мире. Перейдите ненадолго на его уровень, уровень пола. Проведите какое-то время вместе на полу, играя и выполняя некоторые упражнения.
Важно, чтобы ребёнок сохранял бодрое и радостное настроение в течение всего занятия и с удовольствием выполнял новые, всё более сложные по координации движения. Поэтому желательно сопровождать упражнения, такие как скрещивание рук на груди, бокс, сгибание и разгибание ног, чётким и ритмичным счётом. Можно заниматься под негромкую, ритмичную музыку.