На 1 году жизни массаж и физические упражнения обязательно сочетаются и проводятся в большинстве своём в исходном положении ребёнка (И.П.Р.): лёжа на пеленальном столике, покрытом байковым одеялом, клеёнкой и пелёнкой.
Температура воздуха должна быть не ниже 20-22 градусов, а иногда и 26 градусов (при гипотрофии). Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате. В тёплое время года массировать ребёнка можно обнажённым, а зимой, осенью и ранней весной тело ребёнка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.
Занятия проводятся в одни и те же часы (через 45-60 мин. после кормления или за 1 час до еды). Не рекомендуется проводить непосредственно перед сном. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день.
Массаж оказывает на организм ребёнка исключительно благотворное воздействие, особенно в раннем возрасте. Он гораздо важнее для ребёнка, чем для взрослого.
Из всех пяти чувств человека осязание (т.е. кожная чувствительность) для ребёнка является самым главным, т.к. проводящие пути кожного анализатора созревают раньше других (зрительного, слухового, обонятельного). Рецепторпый уровень самый первый и основной источник для стимуляции сегментарного уровня. Функция мозга регулируется в раннем возрасте осязанием.
Умственное и физическое развитие детей в решающей степени зависит от общего количества прикосновений. Потребность в прикосновениях особенно остро ощущается новорождённым ребёнком. Научно доказано, что в результате импульсов, идущих в мозг от кожи, мозг выделяет определённые химические вещества, способные регулировать процессы физического и психического развития ребёнка.
Во время массажа и гимнастики поддерживать положительный эмоциональный настрой, общаться с ребёнком. Массаж должен быть источником радости для ребёнка, что важно для состояния его сердечнососудистой системы. Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов. Отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создаёт неблагоприятные условия для трофики тканей. Радость вызывает расширение сосудов, и при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Поэтому недопустимо делать массаж плачущему ребёнку.
|
Поймайте взгляд ребёнка, улыбнитесь и обратитесь к нему, вызовите ответную реакцию – «комплекс оживления». Глаза ребёнка о многом скажут вам уже ко второму месяцу. Если вы видите перед собой «умненькие глазки», есть реакция «глаза в глаза» - это великолепно. Если нет этой реакции и перед вами «пустые» не фиксирующие взгляд глаза - это плохой признак. Постоянно хмурое, недовольное личико ребёнка часто можно видеть у детей с энцефалопатией.
Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребёнка, а при массировании спины нельзя применять ударные приёмы (похлопывание, поколачивание) в области почек. Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.
Проводить массаж и гимнастику ребёнка следует в течение 6-7 минут. Общая нагрузка в каждом возрастном периоде дозируется индивидуально.
Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врождённом пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.
|
Массаж предшествует физическим упражнениям для данной группы мышц.
Чаще начинают массаж и гимнастику с рук, затем ноги, живот, грудь, спину и ягодицы. Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжёлых заболеваниях кожи, обострённом туберкулёзе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжёлых заболеваниях крови, рахите в период обострения.
При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:
1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребёнком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приёмов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребёнка, так как это может причинить ему боль. Все приёмы и движения должны выполняться с осторожностью.
4. При выполнении всех массажных приёмов и упражнений конечности ребёнка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приёмы и движения должны выполняться точно и профессионально.
5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребёнком, выделяя те приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
|
Большой родничок с мягкими краями может свидетельствовать о наличии рахита, если к тому же вы видите расхождение швов и выбухание родничка - это проявление повышения внутричерепного давления и развивающейся гидроцефалии.
Западение родничка - признак обезвоживания или голодания. Преждевременное закрытие родничка должно насторожить – возможно развитие микроцефалии.
Асимметрия черепа, увеличение лобных и теменных бугров, уплощение затылка - это признаки рахита.
Наличие «гнейса» - корочек на коже головы - это проявление экссудативного диатеза.
Гигиенический массаж детям раннего возраста целесообразно начинать не ранее чем с 1,5-2 месячного возраста.
Это объясняется следующими физическими особенностями:
1) выходом из периода новорождённости;
2) большей выносливостью кожи к механическим и термическим воздействиям;
3) определённой зрелостью нервной системы: развитию зрительной и слуховой сосредоточенности.
Но для лечебного применения физических упражнений и массажа не может существовать твёрдой границы возраста, это определяется, в первую очередь, лечебными задачами. Так, например, при врождённой кривошее, врождённом вывихе бедра, группе риска по ДЦП, раннее применение массажа и гимнастики даёт высокий эффект.
Приёмы массажа и гимнастические упражнения для каждого возрастного периода имеют свои особенности.
Все гимнастические упражнения для детей раннего возраста делят на 3 группы: рефлекторные, пассивные, активные.
Рефлекторные - это упражнения, в основе которых лежит использование врождённых двигательных реакций (рефлексов), которые мы можем вызвать у ребёнка в возрасте от рождения до 3-5 месяцев. Следовательно, они применяются только детям раннего возраста, т.к. пассивные и активные движения здесь невозможны (из-за гипертонуса мышц и незрелости нервной системы).
Основные рефлекторные упражнения:
1. И.П.Р. - на спине. Массажист надавливает большими пальцами на ладони ребёнка. При этом ребёнок открывает рот, слегка вытягивает губы вперёд, слегка сгибает голову вперёд, напрягает плечевой пояс, руки. Это упражнение основано на рефлексе Бабкина.
2. Массажист вкладывает II пальцы в ладони ребёнка. Ребёнок цепко захватывает пальцы и активно приподнимает голову и верхнюю часть туловища, его можно приподнять. Это рефлекс Робинсона, он вызывается с рождения и угасает к 3-4 месяцам.
3. Рефлекторное упражнение для стоп. Массажист слегка нажимает большим пальцем у основания пальцев стопы на подошве. В ответ на это тактильное раздражение сжимаются пальцы ребёнка - рефлекс Веркома.
Затем массажист проводит большим пальцем по наружному краю стоп от пятого пальца к пятке. Происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное разведение всех пальцев - рефлекс Бабинского. Используется для диагностики параличей и атонии мышц ног.
4. Ребёнка укладывают на живот, к подошвам подставляют ладонь, от которой ребёнок рефлекторно отталкивается и ползёт. Это рефлекс ползания Бауэра, он выражен с 3-4 недели жизни и держится до 4-х месяцев, затем угасает.
5. И.П.Р. - на боку. Рефлекторное разгибание позвоночника. При раздражении кожи спины паравертебрально большим пальцем от шеи к ягодицам или наоборот, происходит выгибание туловища ребёнка дугой в сторону раздражителя и поворачивает сюда голову. Рефлекс Галанта - выражается с 5-6 дня жизни и до 3-4 месяцев.
Пассивные упражнения выполняются усилиями взрослого без сопротивления со стороны ребёнка. Пассивные упражнения возможны при исчезновении повышенного тонуса мышц. В руках у ребёнка он исчезает к 3-м месяцам, а в ногах к 4-м месяцам. При заболеваниях, сопровождающихся снижением мышечного тонуса, иногда показано более раннее применение пассивных упражнений, и, наоборот, при сохранении повышенного тонуса мышц назначение пассивных упражнений противопоказано.
Основные пассивные упражнения:
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди («кучер»), с заведением на бока.
2. Круговые движения руками: вперёд вверх до стола, скользя по столу вниз к туловищу, затем обратно по столу вверх и вперёд и вниз.
3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).
4. Сгибание и разгибание ног вместе.
5. Сгибание и разгибание ног попеременно.
6. Круговые движения ногами.
Активные упражнения основаны на произвольно выполняемых ребёнком движениях. Они возможны только при возникновении у ребёнка самостоятельного движения.
Первое активное движение ребёнка появляется на 2 месяце жизни - это движение головы Ребёнок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову,
В 3 месяца - он уже удерживает голову и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечье.
В возрасте от 3 до 5 месяцев - возникают активные повороты туловища со спины на живот, с живота на спину.
К 5-6 месяцам - ползание на животе.
К 6-8 месяцам - ползание на четвереньках и переход в положение сидя.
С 8 месяцев - обучается стоять.
К 1 году - ходить.
Последовательность возникновения активных движений всегда постоянна. При задержке в развитии активных движений массажист должен стимулировать их появление упражнениями «с помощью», яркими игрушками и т.д. Учитывая вышеизложенное, первое активное упражнение вводим со второго месяца.
Основные активные движения:
1. Выкладывание на живот.
2. Парение в положении на животе.
3. Повороты со спины на бок «с помощью» (с 2 месяцев).
4. Подтягивание (с 2 до 3 месяцев).
5. Присаживание (с 3 до 6 месяцев).
6. Повороты со спины на живот и с живота на спину (с 3 до 6 месяцев).
7. Вставание на четвереньки с помощью и без неё (с 6 месяцев).
8. Переход в положение сидя, держась за кольцо (с 6 месяцев).
9. Вставание на ноги с удержанием под мышки (с 6 месяцев).
10. Стимулирование ходьбы.
Рефлексы новорождённых.
1. Рефлексы орального автоматизма.
1.1. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля - поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает поворот головы в сторону раздражителя и опускание угла рта.
Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти, сгибание головы. К 3-4 месяцам угасает.
1.2. Сосательный рефлекс возникает в ответ на раздражение полости рта (палец, соска). Сохраняется в течение первого года жизни.
1.3.1. Хоботковый рефлекс Бехтерева при постукивании молоточком вокруг губ – происходит выпячивание их «трубочкой».
1.3.2. Хоботковый – губной симптом Вюрпа постукивание по губам – губы «трубочкой».
1.3.3. Хоботковый – ротовой феномен Эшериха – постукивание в области угла рта или верхней губы выпячивание губ «трубочкой».
1.3.4. Хоботковый назолабиальный рефлекс Аствацатурова – при постукивании над переносицей происходит выпячивание губ «трубочкой».
Угасает к 3 месяцам, но во сне может сохраняться до 8 месяцев.
1.4. Ладонно-подбородочный рефлекс Маринеску – Радовича – штриховое раздражение ладонной поверхности кисти – в ответ сокращение мышц подбородка.
Угасает к 4 месяцам. Рефлекс всегда обнаруживается при псевдобульбарном парезе.