Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни.





I комплекс упражнений для ребёнка в возрасте 2-3 недель.

Продолжительность занятий - 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения.

1. И. п. - ребёнок на руках матери, лицом к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребёнка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребёнок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, её передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения.

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребёнка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев (рефлекс Веркома).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением большого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребёнка от указательного пальца к пятке, а затем и по наружному краю - от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы - рефлекс Бабинского).

3. Выкладывание на живот. Ребёнок при этом поднимает голову или поворачивает её в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение. И. п. - ребёнок лежит на спине. Развести согнутые руки ребёнка в стороны - вдох, затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди - выдох.

 

II комплекс упражнений для ребёнка в возрасте от 1 до 2 месяцев.

Дыхательные упражнения.

1. И. п. - ребёнок на руках матери, лицом к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. - ребёнок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, её передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения. И. п. - ребёнок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Придерживая ребёнка левой рукой, правой нужно захватить его согнутую руку за локоть и поднять её вверх - вдох. Затем руку опустить и прижать её к груди и животу ребёнка - выдох.

Массаж рук. И. п. - ребёнок лежит на спине. Нужно вложить большой палец в кулачок ребёнка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение. И. п. - ребёнок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребёнка. При этом ребёнок должен крепко захватить ваши пальцы в кулачки (рефлекс Бабкина).

Массаж ног. И. п. - ребёнок лежит на спине. Следует произвести поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

Массаж стоп. И. п. - то же. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребёнка. Взяв одну из стоп, поддерживать её 2-3 пальцами за пятки. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

 

Рефлекторные упражнения для стоп.

1. И. п. - ребёнок лежит на спине. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует захватить ступню ребёнка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

2. И. п. - то же. Разгибание стопы. Штриховым движением, большим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

Массаж живота. И. п. - Круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом другой рукой нужно придерживать ребёнка.

Рефлекторные упражнения.

1. Рефлекс “опоры”. Следует поднять ребёнка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребёнка под мышки и слегка наклоняя его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, направляя движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Массаж спины. И. п.- ребёнок лежит на животе. Поглаживание по направлению от головы к ягодицам - ладонью, и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Следует положить ребёнка поочерёдно на живот и на спину. Показать малышу яркую звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребёнок должен поворачивать голову за игрушкой.

Массаж груди. И. п. - ребёнок на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межрёберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

Пассивные упражнения. И. п. - ребёнок на руках у массирующего. Нужно произвести покачивание в позе «эмбриона».

Дыхательное упражнение. И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.

 

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 месяца.

Массаж рук. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует вложить большой палец в кисть ребёнка, слегка придерживая её остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение. И. п. - ребёнок лежит на спине. Нужно медленно отвести руки ребёнка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения.

1. Хватательный рефлекс. И. п. - ребёнок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук легко надавить на ладони ребёнка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, ребёнок должен захватить игрушку).

2. Для стоп. И. п. - то же. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить стопу ребёнка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. - то же. Нужно поднять ребёнка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол.

4. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребёнка под мышки и слегка наклоняя его вперёд, следует направлять движения ребёнка к себе или от себя.

Массаж стоп. И. п. - ребёнок лежит на спине. Поглаживание тыльной поверхности стоп ребёнка. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Массаж живота. И. п. - ребёнок на спине. Поглаживание живота по часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Другая рука должна придерживать ребёнка. Затем «встречное» поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно направлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями направлять навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

Повороты ребёнка на бок. И. п. - лежит на спине. Следует произвести повороты ребёнка на бок (поочерёдно на правый и левый).

Массаж спины. И. п. - ребёнок лежит на животе. Поглаживание от головы к ягодицам - ладонью, от ягодиц к голове - тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины. И. п. - ребёнок лежит грудью на ладони массирующего. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев произведите движения в направлении от лопаток к ягодицам и обратно. Туловище должно изогнуться в форме дуги, открытой кверху.

Пассивное упражнение. Произвести выкладывание ребёнка на живот с опорой на предплечья.

Массаж грудной клетки. И. п. - ребёнок на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межрёберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

Упражнение на мяче. Нужно положить ребёнка животом на мяч и медленно покачать.

Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

 

IV комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3-4 месяца.

Массаж рук. И. п. - ребёнок лежит на спине. Поглаживание рук: большой палец нужно вложить в кисть ребёнка, слегка придерживая её остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Кольцевое растирание: следует вложить большой палец в ладонь ребёнка, остальными - придерживать его кисть. Большим и указательным пальцами другой руки обхватить руку ребёнка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и наружной поверхности плеча.

Закончить поглаживанием.

Дыхательное упражнение. И. п. - то же. Нужно медленно отвести руки ребёнка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторное упражнение. И. п. - ребёнок лежит на спине. Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребёнка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребёнка своей рукой, побуждать его захватить игрушку. Затем слегка потянуть её к себе.

Массаж стоп. И. п. - ребёнок лежит на спине. Следует произвести поглаживание тыльной поверхности стоп ребёнка. Во время поглаживания одной рукой нужно поддерживать ногу ребёнка за пятку.

Массаж ног. Большим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить голень ребенка в нижней ее части. Потом необходимо сделать энергичные расходящиеся кольцевые растирания наружной поверхности голени и, в три-четыре оборота дойти до колена. Затем нужно произвести растирание наружных мышц бедра.

Произвести поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения.

1. И. п. - ребёнок лежит на спине. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить стопу ребёнка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребёнка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная «ходьба» по направлению от себя.

Массаж живота. И. п. - ребёнок лежит на спине. Поглаживание живота (круговое, встречное, по косым мышцам живота).

Лёгкое растирание подушечками пальцев живота в круговом направлении (вокруг пупка), по прямым мышцам живота.

Пощипывание вокруг пупка. Завершить поглаживанием.

Выкладывание на живот. Необходимо осуществить поворот со спины на живот: обхватить левой рукой снизу голени ребёнка, указательный палец правой вложить в правую ладонь ребёнка, остальными пальцами правой руки охватить его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребёнка, повернуть его таз вправо. Вслед за этим ребёнок должен провернуть голову и плечевой пояс - и вот он уже на животе.

Массаж спины и ягодиц. И. п. - ребёнок лежит на животе. Произвести поглаживание спины и ягодиц ребёнка, затем растирание подушечками пальцев, которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения.

1. “Ползание”. И. п. - ребёнок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребёнка на 5-10 см, при этом полусогнутые ноги ребёнка должны отталкиваться от ладони взрослого.

2. И. п. - ребёнок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребёнок должен отталкиваться от ладони взрослого.

3. Следует произвести отклонение головы ребёнка назад в положении лёжа на животе на весу.

Массаж грудной клетки. И. п. - ребёнок лежит на спине. Поглаживание и ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки

Упражнение на мяче. И. п. - ребёнок на руках у взрослого лицом к нему. Произвести выкладывание на мяч (на живот и на спину) и покачивание в различных направлениях.

Каждое упражнение повторяют 3-5 раз.





Читайте также:
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.