Точечный массаж при заикании и запинании.




Часто встречается при различных формах Д.Ц.П.

Тормозным методом обрабатываются:

¨ Шесть - девять Нэй-Гуань (на два цуня выше лучезапястного сустава на ладонной поверхности предплечья посредине);

¨ Пять - десять Вай-Гуань (на два цуня выше лучезапястного сустава, между собственным разгибателем мизинца и общим разгибателем кисти);

¨ Четырнадцать - тринадцать Да-Чжуй (между С семь и Тh один);

¨ Девятнадцать - тринадцать Хоу-Дин (на заднем участке стреловидного шва, выше задней границы В.Ч.Г. на пять с половиной цуня);

¨ Двадцать - тринадцать Бай-Хуэй (в теменной ямке на линии, соединяющей верхние части раковин ушей);

¨ Пятнадцать - семь Синь-Шу (кнаружи от Тh пять –Тh шесть на полтора цуня);

¨ Шесть - три Цзя-Чэ (кпереди и кверху от угла нижней челюсти в ямке, где прикреплена жевательная мышца при открытом рте).

Возбуждающим методом обрабатываются:

¨ Три - пять Шао-Хай (у локтевого края складки локтевого сгиба);

¨ Пять - пять Тун-Ли (в ямке между сухожилиями локтевого сгибателя кисти и поверхностного сгибателя пальца на один цунь выше лучезапястного сустава);

¨ Четыре - два Хэ-Гу (под серединой второй пястной кости).

Через тридцать минут ребенок идет на логопедическое занятие к логопеду.

 

Линии соединительнотканного массажа при речевых нарушениях на лице при Д.Ц.П.

® От середины подбородка по нижнему краю нижней челюсти до ее угла и выше до козелка.

® Длинные штрихи от ямки подбородка латерально до козелка уха.

® От середины носогубной складки к ушной раковине.

® Под скуловой костью и скуловой дугой латерально к уху.

® По нижнему краю орбиты от внутреннего до наружного края глаза.

® По верхнему краю орбиты в том же направлении.

® В височной области три горизонтальные линии параллельно друг другу в латеральном направлении.

® От середины лба три горизонтальные линии латерально.

® От середины передней границы В.Ч.Г. по границе В.Ч.Г. к вискам.

 

Логопедический массаж

С детьми первого и второго уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с цель нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

· в направлении от середины лба к вискам;

· от бровей к волосистой части головы;

· от линии лба вниз через все лицо к шее;

· от мочек уха по щекам к крыльям носа;

· по верхней губе от угла рта к середине,

· по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется пять-семь раз, по времени массаж не превышает трёх минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекса запрещающей позиции» (эмбриона). Для расслабления языка и его корня используются:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение пятнадцати секунд вибрирующими движениями указательного пальца под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение одной секунды);

· легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение пятнадцати секунд языка деревянным шпателем который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по три раза ежедневно. С детьми, находящимися на втором уровне до-речевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление ар артикуляционной мускулатуры, а в других - на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется шесть-восемь раз по несколько раз в день.

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание верхней и нижней губ к центру;

· постукивание губ;

· точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется три-восемь раз по несколько раз в день.

Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (три-пять раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам - к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

· поглаживание лба от середины к вискам;

· поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

После четырёх-пяти легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют восемь-десять раз по несколько раз (два-три) в день.

Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание, вибрацию губ:

· от середины верхней губы к углам;

· от середины нижней губы к углам;

· поглаживание носогубных складок к крыльям носа;

· пощипывание губ.

Движения повторяют восемь-десять раз ежедневно по два-три раза.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую уп­ругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется два-три раза, не более двух минут, через день.

Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

· продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;

· вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;

· на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону

Все движения повторяют четыре-шесть раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение пяти-десяти секунд, способствуют активизации мышц языка.

В клинике детского церебрального паралича отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в языке. Подавление гиперкинезов производится, когда ребенок находится в одной из поз «рефлекса запрещающих позиций».

Перед массажем проводят упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (два-три раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. В основе логопедического массажа, направленного на уменьшение гиперкинезов, лежит перекрестный точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: