Часто встречается при различных формах Д.Ц.П.
Тормозным методом обрабатываются:
¨ Шесть - девять Нэй-Гуань (на два цуня выше лучезапястного сустава на ладонной поверхности предплечья посредине);
¨ Пять - десять Вай-Гуань (на два цуня выше лучезапястного сустава, между собственным разгибателем мизинца и общим разгибателем кисти);
¨ Четырнадцать - тринадцать Да-Чжуй (между С семь и Тh один);
¨ Девятнадцать - тринадцать Хоу-Дин (на заднем участке стреловидного шва, выше задней границы В.Ч.Г. на пять с половиной цуня);
¨ Двадцать - тринадцать Бай-Хуэй (в теменной ямке на линии, соединяющей верхние части раковин ушей);
¨ Пятнадцать - семь Синь-Шу (кнаружи от Тh пять –Тh шесть на полтора цуня);
¨ Шесть - три Цзя-Чэ (кпереди и кверху от угла нижней челюсти в ямке, где прикреплена жевательная мышца при открытом рте).
Возбуждающим методом обрабатываются:
¨ Три - пять Шао-Хай (у локтевого края складки локтевого сгиба);
¨ Пять - пять Тун-Ли (в ямке между сухожилиями локтевого сгибателя кисти и поверхностного сгибателя пальца на один цунь выше лучезапястного сустава);
¨ Четыре - два Хэ-Гу (под серединой второй пястной кости).
Через тридцать минут ребенок идет на логопедическое занятие к логопеду.
Линии соединительнотканного массажа при речевых нарушениях на лице при Д.Ц.П.
® От середины подбородка по нижнему краю нижней челюсти до ее угла и выше до козелка.
® Длинные штрихи от ямки подбородка латерально до козелка уха.
® От середины носогубной складки к ушной раковине.
® Под скуловой костью и скуловой дугой латерально к уху.
® По нижнему краю орбиты от внутреннего до наружного края глаза.
® По верхнему краю орбиты в том же направлении.
|
® В височной области три горизонтальные линии параллельно друг другу в латеральном направлении.
® От середины лба три горизонтальные линии латерально.
® От середины передней границы В.Ч.Г. по границе В.Ч.Г. к вискам.
Логопедический массаж
С детьми первого и второго уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с цель нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:
· в направлении от середины лба к вискам;
· от бровей к волосистой части головы;
· от линии лба вниз через все лицо к шее;
· от мочек уха по щекам к крыльям носа;
· по верхней губе от угла рта к середине,
· по нижней губе от угла рта к середине.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется пять-семь раз, по времени массаж не превышает трёх минут, проводится ежедневно.
Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекса запрещающей позиции» (эмбриона). Для расслабления языка и его корня используются:
|
· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение пятнадцати секунд вибрирующими движениями указательного пальца под нижней челюстью;
· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение одной секунды);
· легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение пятнадцати секунд языка деревянным шпателем который накладывается на кончик языка.
Каждый прием проводится по три раза ежедневно. С детьми, находящимися на втором уровне до-речевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление ар артикуляционной мускулатуры, а в других - на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется шесть-восемь раз по несколько раз в день.
Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:
· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
· поглаживание верхней и нижней губ к центру;
· постукивание губ;
· точечный массаж губ.
Каждое движение повторяется три-восемь раз по несколько раз в день.
Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (три-пять раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
|
При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам - к «периферии».
Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:
· поглаживание лба от середины к вискам;
· поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.
Разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.
После четырёх-пяти легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют восемь-десять раз по несколько раз (два-три) в день.
Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание, вибрацию губ:
· от середины верхней губы к углам;
· от середины нижней губы к углам;
· поглаживание носогубных складок к крыльям носа;
· пощипывание губ.
Движения повторяют восемь-десять раз ежедневно по два-три раза.
Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется два-три раза, не более двух минут, через день.
Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:
· продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;
· вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;
· на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону
Все движения повторяют четыре-шесть раз.
Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение пяти-десяти секунд, способствуют активизации мышц языка.
В клинике детского церебрального паралича отмечается довольно раннее появление гиперкинезов в мимической мускулатуре и особенно в языке. Подавление гиперкинезов производится, когда ребенок находится в одной из поз «рефлекса запрещающих позиций».
Перед массажем проводят упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (два-три раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. В основе логопедического массажа, направленного на уменьшение гиперкинезов, лежит перекрестный точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой.