Струнно - смычковая группа
скрипка альт виолончель контрабас
Предком современных струнных музыкальных инструментов считается древ-негреческая кифара(смотри стр.64).Прототипом ей послужил охотничий лук,
издававший при натягивании тетивы медленный угасающий звук. Со вре-менем вместо одной струны стали использовать несколько, разной толщины и длины.
А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное,протяжное звучание.На этом принципе построена кон-струкция струнно-смычковых инструментов.
Это ведущая и самая многочисленная группа симфонического орке -стра. В неё входят четыре основных инструмента: скрипка, альт, вио- лончель, контрабас. Они похожи друг на друга и отличаются размера- ми. Основное отличие - круглые"плечи". Лишь у контрабаса они пока- тые: иначе исполнителю трудно нагибаться к струнам. Все инструмен- ты струнной группы имеют по четыре струны разной толщины.Высота звуков зависит от величины инструмента,толщины и длины натянутых струн. Прижимая струну пальцем, музыкант получает звуки различной высоты. Звук извлекается двумя основными способами:
- смычком (поющий звук). Смычок имеет деревянное основание и
туго натянутый на него конский волос, который перед игрой
натирают канифолью.
- пиццикато (pizzicato)- т.е. исполнение без смычка, щипком струны,
пальцами.
Из струнных смычковых инструментов создают иногда самостоятель- ный оркестр — струнный. Для него композиторы пишут особую музыку (струнная серенада Чайковского).
Все инструменты струнной группы могут быть солистами.
Скрипка
|
Скрипка один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром * очень похожим на чело- веческий голос. В то же время весьма выразительный и виртуозный, требующий точной настройки и регулировки. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра».Она одинаково быстро мо- жет поднять настроение, вселить оптимизм, заставить страдать и переживать. Голос скрипки похож на человеческий, поэтому к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её вырази- тельное пение может передать мысли композитора, чувства персона- жей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов.
Вопросы №3 Струнно-смычковая группа
1. Какую роль в оркестре исполняет виолончель, какие по характеру
мелодии ей поручают чаще всего и почему?
2. Как на виолончели играют?
3. Назовите предшественницу виолончели.
4. Какой тембр у виолончели?
5. Назовите имя известного советского и российского виолончелиста,
жившего во время войны в г.Оренбурге, чьим именем назван
музыкальный колледж.
6. Назовите самый низкий по звучанию инструмент струнно-смычко-
вой группы.
7. Какова роль контрабаса в оркестре?
8. Как играют на контрабасе?
9. Какой тембр у контрабаса?
10. Может ли контрабас быть солирующим инструментом?
Вопросы №4 Деревянно-духовая группа
1. От чего произошли деревянно-духовые инструменты?
2. Сколько и какие инструменты входят в деревянно-духовую группу?
|
3. Как извлекается звук на инструментах деревянно-духовой группы?
4. Сколько мелодий одновременно может исполнить один инструмент?
5. Как играют на инструментах деревянно-духовой группы?
6. Какие инструменты группы могут быть солистами?
7. У какого инструмента этой группы самый высокий "голос"?
8. Какие разновидности флейты существуют. Назовите их.
9. Какое полное название поперечной флейты?
10. Какой у флейты тембр?
11. Какие образы поручают исполнять флейте?
12. Что такое пикколо?
13. Какой инструмент по высоте звука имеет второе место в деревянно
-духовой группе?
14. Из каких частей состоит гобой и как эти части называются?
15. Какой у гобоя голос?
16. Какие мелодии поручают исполнять гобою?
17. Как называется разновидность гобоя?
18. Как назывался гобой в Древней Греции? 79
Вопросы №1 Симфонический оркестр
1.Что такое оркестр и когда впервые зародилось это слово?
2. Когда зародился современный оркестр и с чем это связано?
3. Перечислите знакомые вам виды оркестров.
4. Из каких групп состоит симфонический оркестр?
5. Назовите инструменты каждой группы.
6. Имеет ли значение, как рассаживаются музыканты в оркестре?
7.Что такое партитура? Что такое оркестровое tutti?
8. Как в партитуре располагаются группы инструментов?
9. Кто такой дирижёр и какова его роль в исполнении симфонического
произведения?
10.Перечислите фамилии известных дирижёров.
Вопросы №2 Струнно-смычковая группа
1. От чего произошли струнные инструменты?
2. Сколько и какие инструменты входят в струнно-смычковую группу?
3. Чем инструменты этой группы отличаются друг от друга?
|
4. Сколько струн имеет каждый инструменты струнной группы?
5. Отчего зависит высота звука инструментов струнной группы?
6. Чем играют на инструментах струнно-смычковой группы?
7. Какие знаете способы игры на инструментах струнно-смычковой
группы? Расскажите о них.
8.Как называют самостоятельный оркестр из струнно-смычковых
инструментов?
9. У какого инструмента струнной группы самый высокий "голос"?
10. Как в оркестре называют скрипку?
11. Какой у скрипки тембр?
12. Назовите имена композиторов, которые писали для скрипки.
13. Назовите имена знаменитых итальянских скрипичных мастеров.
14. Кто такой Никколо Паганини?
15. Какую роль в оркестре исполняет альт?
16.Назовите имя известного российского альтиста.
Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы:одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками, они -"сердце оркестра".
Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим
вниманием как солирующий инструмент. Для скрипки с оркестром сочинили Бах, Бетховен, Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс, Крейслер, Венявский и многие другие.
До недавнего времени было принято считать прародительницей скрип- ки виолу,однако доказано,что это два совершенно разных инструмента.
Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадле-
жала к аристократическому сословию, жила во дворцах,замках, акком- панируя* пению знатных господ,то скрипка вышла из народа. Преиму- щественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.
Пошетта (35 см)- скрипка для учителей танцев.
Знаменитые итальянские мастера скрипичных дел: семейства Амати, Гварнери и величайший из великих Антонио Страдивари, жившие в итальянском городе Кремоне и из поколения в поколение передавав- шие секреты своего мастерства. И поныне их скрипки непревзойдённы по качеству.
Знаменитый, один из первых, итальянский скрипач-виртуоз и компози- тор начала 19 века Никколо Паганини (1782 - 1840гг.). Легендами окружено его имя. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те време- на, когда он жил, не верилось, что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.
Интересные факты
· Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные кон-
церты Чайковского и Бетховена, в возрасте 13 лет.
· Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году. В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.
· Эпизод из оперы Римского-Корсакова "Полёт шмеля" технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраи- вают соревнования на скорость исполнения этого произведения.
Альт
Альт -"большая" скрипка. Внешне альт очень похож на скрипку, отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки. Голос альта настроен на 5ч ниже скрипки. Он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания. Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так
можно описать разнообразный тембр альта, который гораздо теплее и
мягче скрипки. Альтам часто поручают мелодический голос вместе с виолончелями, скрипками или же вполне самостоятельно. В виртуоз- ном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта и широкие позиции на грифе требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев, физической силы и ловкости. Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкаль ного училища. Первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны - Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком. Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад. Своим признанием альт во многом обязан выдающимся скрипачам прошлого столетия, особенно Паганини, который играл на альте в квартете и выступал в сольном концерте. В настоящее время немало выдающихся исполнителей играют на альте. Наиболее известен альтист Юрий Башмет (он же является дирижёром государственного симфонического оркестра"Новая Россия" в Москве).