Барабан: большой и малый




Барабан самый древний и очень распространённый инструмент, представляет собой широкий обруч с натянутой мембраной. Его предок простая каменная или деревянная колотушка, которой ещё первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по дереву, камню, глиняным кувшинам. Но со временем люди заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры. А в африканских или восточных плясках барабан – одно из "главных действующих лиц". В некоторых 40 африканских странах барабан и сейчас используют в качестве

Фортепиано. Клавесин.

Фортепиа́но или фортепья́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Данное клавишное изобретение является классикой в музыкальном искусстве. Именно с помощью него изучается музыкальная грамота и сольфеджио. Но сразу же ли оно появилось в том виде, в котором мы его знаем, и если же нет, то какой музыкальный инструмент являлся предшественником фортепиано?

 

1. Наиболее ранним и известным прародителем фортепиано считается

инструмент монохорд ( с греч.- mono - один, shorde - струна)- существо- вал очень-очень давно в Древней Греции (6 век до н.э.). К создателям относят Пифагора.

 

Монохорд – инструмент с одной струной, которая могла пережиматься в разных

местах. Прибор для определения высоты тона и её частей.

 

Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху стру- ной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижны-

ми подставками, а кроме них была ещё одна подвижная. Она передвигалась по струне, то укорачивая её звучащую часть, то снова удлиняя её, изменяя тем высоту звука.

Монохорд Способы звукоизвлечения были разными: щипки, удары, использование медиаторов. Монохорд принято относить струнной щипковой группе.

Начиная с античного времени и доходя до границ барокко, он был неотъемлемым элементом в изучении музыкальной теории. Он являлся пособием для элементарной грамоты (сольфеджио) и служил лучшим приспособлением для музыкального распознавания.

 

вается" к той тональности, в которой играют в это время другие инструменты. Партия там-тама записывается разными длительностями на одной линейке – "нитке".

В симфонический оркестр там-там пришёл в конце18 века. Использу- ется он для создания особых звуковых эффектов. Его звучание может быть самым разнообразным – от еле слышного, до мощного, грозного. В операх там-там нередко применяют для подражания погребального звона. Звучанием там-тама сопровождаются сцены волшебства, закли- наний, молений жрецов, знаменует катастрофу, проклятие, смерть.

 

Треугольник

Треуго́льник — один из самых миниатюрных инструментов симфони- ческого оркестра. Происхождение инструмента не установлено точно, но есть утверждение, что треугольник впервые появился на Востоке. Поэтому он непременный участник экзотической и восточной музыки.

Треугольник – это металлический прут, изогнутый в форме треугольника и один из углов оставлен откры- тым. Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука. Иногда на нём извлекают только один звук, иногда –несложные

ритмические фигуры и тремоло.

Его подвешивают и легонько ударяют маленькой металлической палочкой. Раздаётся звонкий, ослепительный, нежный, необыкновенно чистый звук,а при сильном ударе пронзительный. Треугольник нередко употребляется там, где нужно достигнуть блеска, пышности звучания. Его яркий тембр способен украсить даже мощное оркестровое tutti.

С конца18 века треугольник — один из основных ударных инструмен- тов симфонического оркестра.

 

Дополнительная группа

Их немного,и каждый из них – яркая индивидуальность.Это –фортепиано, челеста, арфа, саксофон, орган. Реже – гитара, мандолина. На первый взгляд не все из этих инструментов похожи друг на друга. Но большинст- во из них объединяет общий источник звука – струна,которую заставляют звучать или щипком (арфа, гитара, мандолина), или нажатием клавиши (фортепиано, челеста). В стороне стоят клавишные инструменты, которые по способу образования звука относятся к духовым (орган, саксофон). 48

"телефона": барабанная дробь далеко разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об опасности.

Две разновидности барабана – большой и малый – уж е давно члены симфонического и духового оркестров. Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому записывают его на одной линейке – "нитке" – на которой отмечен только ритм.

Барабан имеет одну или две мембраны.

Большой барабан – звучит низко и мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отда- лённые пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркест рах его используют иногда в изобразитель- ных целях. Играют на большом барабане палками с мягкими колотушками, покры- тыми войлоком или пробкой.

Малый барабан – военный, походный инструмент. Однако он может стать даже солистом симфонического оркестра. У малого барабана звук сухой и отчётливый. Под мембраной протянуты струны и при ударе по коже они издают трескучий звук. Дробь малого барабана хорошо подчёркивает ритм музыки, иногда оживляет её, а иногда и вносит тревогу. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Ритмические фигуры на малом барабане очень разнообразны: отдельные удары, сложные ритмические узоры, тремоло и др.. Звук малого барабана можно приглушить – накрывают мембрану куском материи.

 

Ксилофон

Ксилофон (с греч. - "поющее дерево") - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты.

Этот инструмент появился в стародавние времена, и первым ксилофоном были простые деревянные бруски, которые, при ударе по ним, издавали приятный для человеческого слуха звук.Затем бруски определенным образом связали и стали на них музицировать. Различные варианты ксилофона существовали в течение долгих лет во многих культурах.

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике для удобства передвижения. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками,похожими на небольшие ложки ("козьи ножки"). Звук ксилофо- на сухой, щёлкающий и острый в forte и мягкий - в piano *. Ксилофон – очень виртуозный инструмент.На нём очень эффектно звучат быстрые скерцозные пьесы; такие приёмы как тремоло и глиссандо (стремительное движение палочками по брускам). Эти качества сделали его популярным инструмен- том. Применяется для изображения причудливых, сказочных образов.

Маримба -разновидность ксилофо- на. Инструмент большого размера, отличается от ксилофона в первую очередь диапазоном и тембром — и, соответственно, размером кла- виш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. На маримбе играют специ- альными палочками с обмотанными нитками головками, реже просто с рези- новыми головками. 42

Звук прекращается от прикладывания музыкантом тарелок к своей груди.

Как правило,удары тарелок приходятся на сильную долю, одновремен- но с большим барабаном.Звук тарелок в forte резкий, блестящий,дикий, в piano — таинственно- шелестящий и гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически* подчёркивают кульминацию, но нередко дают изобразительные эффекты.

Тарелки – инструмент с неопределённой высотой звучания, их партия записывается на одной линейке – "нитке".

На жаргоне музыканты иногда называют комплект тарелок «железом».

 

Там-там (гонг)

Там-там,Гонг (с малайск.- gong) — традиционный древнекитайский самозвучащий ударный музыкальный инструмент. Заслуга создания там-тама принадлежит китайцам. До сих пор лишь им известна тайна особого сплава, из которого отливается инструмент.

 

Там-там – литой металлический диск с утолщёнными краями. Его свободно подвешивают к деревянной раме и ударяют по нему колотуш кой с войлочным наконечником. Звук там-тама, низкий, гулкий, густой, таинственный, после удара он разносится долго, то наплывая, то удаляясь. Эта особенность инструмента и сам характер его тембра придают ему какую-то зловещую выразительность. Помимо отдельных ударов на там-таме возможно извлекать тремоло. В этом случае после первого удара исполнитель время от времени вновь слегка прикасается к диску колотушкой в момент угасания звука.

Там-там – инструмент с неопределённой высотой звука, но обладает удивительной способностью:его звучание всегда словно "подстраи- 47

металлические пластинки. В некоторых разновидностях бубнов внутри обруча протянуты крест-накрест две или три проволоки, сплошь унизанные маленькими бубенчиками и побрякушками, вздрагивающими при малейшем прикосновении к инструменту и производящими характерное поэтическое позванивание.

Бубенчик – полый металлический шарик

с маленьким цельным шариком внутри

Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу. При сильном ударе бубен звенит резко.

Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

 

Тарелки

Таре́лки — известны с древнейших времен. На них играли ещё в Древнем Египте, Китае, Индии, позже в Греции и Турции. В наши дни секретом изготовления тарелок владеют турки и китайцы. А в оркестре они появились в 17 веке.

Обычно в оркестре бывает пара тарелок(поэтому, как и литавры, назы- ваются они во множественном числе). Тарелки представляют собой диски с выпук- лой серединой, изготовленные из особых сплавов. В центре каждой тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления кожаного ремня, для того чтобы исполнитель мог держать их в руках. На тарелках играют стоя, чтобы ничто не мешало их вибрации и чтобы звук свободно распространялся в воздухе.

Среди основных приёмов игры:

- косой, скользящий удар одной тарелки о другую

- удары тарелок друг о друга

- удары различными палочками и колотушками,

металлической метёлкой (получается фантастиче-

ский звенящий шелест) по подвешенным тарелкам

- тремоло

Колокола́ (оркестровые)

Колокола издавна вошли в быт людей. Колокольный звон созывал их на богослужения, раздавался в дни праздников и возвещал о несчастьях. Особенно славился своей красотой колокольный перезвон на Руси. С развитием оперы,с появлением в них исторических и патриотических сюжетов композиторы (особенно русские) стали вводить колокола в оперный театр. В больших театрах устанавливались настоящие церковные колокола. Но не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу. С развитием программной музыки всё чаще возникала необходимость имитировать колокольный звон в симфоническом оркестре. Так в конце 19 века были созданы оркестровые колокола - набор металлических трубок или пластин разной длины и диаметра, подвешенных к раме. Каждая из труб настроена на определённый тон. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И звон получается самый настоящий, потому что оркестровые колокола очень точно воспроизводят звучание настоящих колоколов.

 

Колокольчики

Колоко́льчики наиболее поэтичный инструмент из группы ударных с определённой высотой звучания. С 19 века они часто применяются в симфоническом оркестре. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.

Простые (обыкновенные) колоколь- чики – это набор металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда наподобие белых и чёрных клавиш фортепиано на деревянной раме. Играют на

 

обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточ- ками или деревянными (иногда - особенно на детских колокольчиках - пластиковыми) палочками.

В клавишных колокольчиках пластин- ки заключены в корпус наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам. Клавишные колокольчи- ки технически подвижнее простых, возможны быстрые пассажи, многозвучные аккорды, но проигрывают им в чистоте тембра.

Тембр колокольчиков серебристый, звонкий, нежный, прозрачный.

Стоит им появиться, как звучность оркестра будто расцветает, становится волшебной и нарядной. Область применения –колорит и фантастика. Бой часов, звон колокольчиков, игра музыкальных шкатулок и ящиков, мерцание светлячков и блуж- дающих огоньков – всё это с большим изяществом изображают колокольчики.

Трубчатые колокольчики

Кастанье́ты

Кастаньеты (с испанского - " маленькие каштаны" из-за сходства с плодами каштана.) - родина Испания. По форме они напоминают раковины и соединены попарно шнурком. Настоящие испанские кастаньеты делают из дерева твёрдых пород: чёрного дерева, самшита, кокосовой пальмы, слоновой кости. В последнее время для этого всё чаще используется металл или стеклопластик.

Сухой, щёлкающий, задорный звук кастаньет сопровождает темпераментные испанские танцы. Это инструмент с неопределённой высотой звука, поэтому партия кастаньет записывается на одной линейке – "нитке".

В Испании для исполнения танца исполь- зуют обычно кастаньеты двух размеров: большие кастаньеты (низкий тон) держались левой рукой и отбивали

основное движение танца, маленькие кастаньеты (тон выше)

находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. Испанские танцовщики и танцовщицы в совершенстве владеют этим сложным искусством, которому их учат с детства. Техника игры на кастаньетах довольно сложна. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используется упрощённая разновидность кастаньет:

1) две пары (или

одна) деревянных

раковин, насаженных

на концы рукоятки

 

 

2) кастаньеты, закреплённые на специальной подставке («кастаньет – машина»).

 

Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании,Южной Италии и Латинской Америке. Подобные простые музыкальные инструменты, применяемые для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.

 

Бубен

Бу́бен — один из древнейших инструментов,пришедший в симфониче- ский оркестр в 19 веке, был известен ещё в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения.И в симфоническом оркест- ре он аккомпанирует восточным,цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен – инструмент с неопределённой высотой звука, партия бубна записывается на одной линейке – "нитке".

Бубны бывают разных видов и размеров. Оркестровый бубен – самый распространён- ный,состоящий из кожаной или пластиковой мембраны, натянутой на деревянный обруч.

В отверстия, прорезанные по окружности обруча, вставлены тонкие звенящие 45



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: