фагот гобой флейта кларнет
Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева.В эту группу входят четыре основных инструмента: флейта, го- бой, кларнет, фагот. Они возникли из камышовой или тростниковой дудки, и поначалу были простой деревянной трубкой с отверстиями. При игре на кларнете, фаготе отверстия зажимают пальцами. На флей- те, гобое отверстия закрыты клапанами. Звук у духовых инструментов извлекается путём вдувания воздуха в трубку. Духовые инструменты одноголосны, каждый инструмент может исполнять только одну мелодию *. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида. Каждый инструмент деревянно-духовой группы имеет разновидность и образует целое "семейство".
Все инструменты деревянно-духовой группы могут быть солистами.
18
Бич-хлопушка
Шум дождя
Бубенчики
Трещотки 71
Птичье пение или кукование кукушки, шум дождя и града, раскаты грома, щёлканье бича – для всех этих звуков есть особые имитирующие приспособления, если композитор почему-либо не хочет воспроизвести их средствами оркестра.
Свистульки
Флейта
Флейта большая (поперечная)- один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. Изначаль-
но были две разновидности – поперечная (её держат горизонтально) и продольная, но позднее (сер.XVIII в.), первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.
Флейта большая поперечная
|
С древних времен люди научи-лись извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. Современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Для вдува- ния воздуха у флейты устроено особое губное отверстие.Игра на флей- те требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбива- ется об острый край отверстия и уходит. От этого и получается харак- терный сипящий призвук, особенно в низком регистре *.
Виртуозностью, блеском и лёгкостью пассажей превосходит все остальные духовые инструменты. Тембр холодный, подходящий для мелодий грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре. Флейта великолепно имитирует птичьи голоса, изображает сказочные, фантастические существа, её часто наделяют мистическими свойствами.
Флейта пикколо (с итал.- маленькая)- разно- видность большой флейты, вдвое меньше большой флейты и тоньше её. Её свистящий, резкий, пронзительный звук в высоком регистре отличается огромной силой и блеском, и спо- собен прорезать звучность всего оркестра в fortissimo *.
Интересные факты
· Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
· Флейта - единственный оркестровый инструмент,на котором воздух вдувают попе- рек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба.
|
· Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 г. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет.
· Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
· На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка, русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй и многие другие.
· По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.
· Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.
Гобой
Гобой. Происхождение гобоя восходит к 3000 до н.э. В Месопотамии и древнем Вавилоне были найдены первые иллюстрации. Так же архе- ологические находки доказывают,что в древнем Египте и Греции было развито искусство игры на инструментах с двойной тростью. В Древ- ней Греции этот инструмент назывался авлос. Гобой очень древний инструмент с грустным и немного "гнусавым" голосом, напоминаю- щий звук пастушьей дудочки или народного духового инструмента жалейки. Древностью своего происхождения соперничает с флейтой: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Гобой представ- ляет собой трубку, на одном конце которого находится раструб, похо- жий на воронку, на другом - трость, которую исполнитель держит во рту. Трость - это наконечник, сделанный из двух плотно связанных камышовых пластинок,плотно прилегающих друг к другу.Гобою пору- чают исполнять протяжные, нежные, жалобные мелодии,а также изображать картинки природы.
|
Эпизодическая группа
В оркестре изредка появляются ударные инструменты для специальных целей – диковинные "гости", которые приглашаются порой ради одного-единственного, но довольно своеобразного соло.
Ветряная машина — шумовой инструмент. Это цилиндрический барабан, закреплённый в жёсткой раме и покрытый какой-либо шеле- стящей материей. При вращении барабана(вручную либо с помо- щью электрического привода) он издаёт звук, напоминающий завывание ветра, метели или вой урагана..
Виола изначально была довольно больших размеров, поэтому играли на ней только сидя, держа вертикально и удерживая коленями или укладывая на бедро. Отсюда и название инструмента - виола да гамба(нога). Вскоре появляются виолы меньших размеров, и соответственно поменялся способ игры,так как инструмент отныне размещается у плеча. Такие виолы стали называться виола да браччо, то есть ручные.
По своей популярности гамба могла поспорить, наверное, только с клавесином.
Виолу любили везде: от королевских дворцов, до домов простолюди- нов. Ее изысканный голос звучал в знатных домах, на церковных службах и на народных праздниках. Инструмент широко использовал- ся как солирующий, а также в ансамблях и оркестрах.
Великий английский поэт и драматург Уильям Шекспир очень часто упоминает виолу в своих пьесах, включая такую комедию как «Двенадцатая ночь».
В начале 17 века, когда в Европе привилегированное положение стали занимать инструменты скрипичного семейства. К середине 18 века интерес любителей музыки к виоле стал резко падать, и постепенно про инструмент забыли на целых сто лет. Лишь в начале прошлого века интерес к виоле начал снова возрастать и она вновь появилась на концертной сцене. Сегодня популярность виолы очень возросла.
68
Гобой был создан в XVII веке и сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов.Лучшие компо- зиторы XVII-XVIII веков - Люлли, Рамо, Бах, Гендель - отдали дань этому увлечению. Однако в начале XIX века "культ" гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету. Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Поэтому стало традицией настраивать по нему весь оркестр. Это скорее поющий, чем виртуозный, инструмент.
Гобой обладает подвижной техникой, хотя и уступает в этом отношении флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
Гобой делают чаще всего из африканского черного дерева (гренадила), но иногда используют и экзотические породы деревьев – фиолетового или кокоболо. Так же есть модели из прессованного древесного порошка и пластика. Английский рожок
Современное устройство гобоя сформировалось в XIX веке.
К разновидностям гобоя относится: английский рожок и др..
Интересные факты:
- Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нем требует особого мастерства. А все дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка),благодаря которой на инструменте и извлекается звук. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.
- От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте. Большинство профессиональных гобоистов изготавливают трости себе сами, и подчас это занимает больше времени, чем музицирование. В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент.
Кларнет
Кларнет значит "ясный","светлый", ведущий своё происхождение от
пастушеской свирели, поэтому ему часто поручают изображать пасту- шеские наигрыши. Сравнительно молодой инструмент, изобретенный в конце 17 века в Германии, начало применения кларнета приходится
на середину 18 века, но пробивая себе дорогу с немалыми трудностями он лишь в 1800 году был включен в симфонические оркестры. Представляет собой трубку, на одном конце которого находится
раструб, похожий на воронку, на другом - мундштук, который испол- нитель держит во рту. Мундштук - у кларнета это наконечник, похо- жий на птичий клюв, к которому прикрепляется одна трость(пластинка из тростника). Кларнеты производят из высокородных сортов мпинго, кокобола и африканского черного дерева, которые растут длительное время и имеют твердую, хорошо резонирующую структуру. Возможности кларнета очень велики: ему доступны и виртуозные, блестящие мелодии, и напевы в народном духе,и лирические чувствен- ные мелодии. Он может играть еле слышно, но может и поразить силь- ным полным звуком. Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов. Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен:симфонический,камерный,эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмеровские (еврейская музыка) ансамбли. Большой популярностью кларнет пользуется как солирующий инстру- мент и по количеству ярких исполнителей-солистов кларнет могут превзойти только скрипачи и пианисты.
в их состав входят также гитары.Такие оркестры носят название неапо- литанских. Мандолина была очень популярна и в России.
Мандолина – это интересный музыкальный инструмент, перешагнувший к нам через столетия и в нынешнее время пользующийся очень большим уважением.Во многих странах
Плоская мандолина получил статус народного
все больше укореняется в современной культуре. Популярность мандолины постоянно возрастает и её звучание все чаще используют в новых музыкальных жанрах. В XX веке в связи с использованием мандолины в музыкальных стилях, как кантри, блюз и джаз инструмент становится ещё более востребован ным.
Виола
Старинное семейство струнных смычковых инструментов с тихим, нежным звуком и поэтичным названием – виолы... Они были широко распространены в эпоху Возрождения: сопровождали церковные службы, услаждали утонченный слух аристократических семей и звучали на всех народных праздниках и гуляния.
Внешне виолы очень похожи на хорошо знакомую нам современную скрипичную группу.
Было время, когда виолы считались изыскан- ными музыкальными инструментами, достойными светского общества, а скрипки – грубыми и нагловатыми «соперницами» с улиц. Впоследствии мягкий и приглушенный тембр виол перестал устраивать чуткого слушателя, и он предпочел блестящие и сочные скрипичные звуки. Вот так скрипка не только «выдворила» родственников со сцены, но и отправила их в небытие на целое столетие. Виола, созданная для упоения слуха вельмож, обладала необычайно нежным, бархатным и мягким звучанием.
Лютнисты
Мандолина
Мандоли́на (итал. mandolino, уменьшительная форма от итал. mandola — вид лютни) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн.
Струны задеваются играющим, в основном, медиатором - (приспособле- ние для защипывания струн на музыкальных инструментах или костяная, пластмассовая или металлическая пластинка - плектр), а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Медиатор
Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италия. Старинные мандолины отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом. Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров, иногда
Кларнет стал одним из последних, кто завершил формирование симфо- нического оркестра. Кроме того, благодаря своему привлекательному и изящному тембру, он превратился в романтический символ в музыкальном искусстве и завоевал признание слушателей.
Бас-кларнет -
разновидность кларнета.
Он постоянный участник
оркестра и самый "внушительный" представитель семейства.
Главная функция,
которую он выполняет, усиление басовой линии. Композиторы порой доверяют ему и сольные моменты.
Интересные факты:
- Великий В.А. Моцарт, очень неравнодушно относившийся к инструменту, говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета.
- Джулия Робертс, знаменитая американская актриса, в школьном оркестре играла на кларнете.
- Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна именно на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.
- Вуди Аллен (кинорежиссер) отказался от приглашения на вручение кинопремии Оскар из-за концерта, на котором он играл на кларнете.
- Стивена Спилберга, всемирно известного режиссера, можно увидеть играющим на кларнете в оркестре в его знаменитом фильме «Челюсти»
Фагот
Фагот (с итал. - "связка","вязанка", похож на вязанку дров)- если бы фагот не был "сложен" вдвое, то был бы длиной 2,5 метра. К верхней части инструмента прикрепляется изогнутая металлическая трубка, на которую надета трость.Во время игры фагот на шнурке подвешивается на шею исполнителя.
Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда - старинная басовая свирель.
С XVII века он вошел в симфонический оркестр. Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре –
«поддержка» басовых партий, но со временем он стал ярким и полноправным солистом.
Очень своеобразно определил окраску фагота Римский-Корсаков: "Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре". Исполнение на фаготе требует большого расхода дыхания, а forte* в низком регистре может вызвать крайнее утомление исполнителя.
Фагот- самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструмен- тов. Он обладает мягким, густым, немного "ворчливым" голосом. Фагот может звучать очень напевно или приглушённо, ворчливо или насмешливо. Очень быстрые пассажи на фаготе играть трудно, но всё же он достаточно подвижен. Наибольшего блеска достигает фагот в staccato * и скачках.
Разновидности фагота ограничиваются в наше время всего лишь одним представителем - контрфаготом. Это - самый низкий по диапазону * инструмент оркестра. Ниже, чем предельные звуки контрфагота, звучат лишь педальные басы органа. Современный контрфагот - это инструмент, изогнутый в три раза: его длина в развернутом виде - 5 м 93 см(!). Он до сих пор успешно используется в симфонических оркестрах.
Лютня
Лю́тня — струнный щипковый музыкальный инструмент с грушевид- ным корпусом. Известна уже с 8 века. Набирающая популярность лютня постоянно подвергалась различным усовершенствованиям. К 14 веку лютня в Европе не только полностью сформировалась, но и стала одним из самых востребованных инструментов не только в придворном, но и домашнем музицировании. Её использовали уже не только к как аккомпанирующий, но и как солирующий инструмент.
Для лютни сочиняли много разнохарактерной музыки, делали переложения не только популярных песен и танцев, но и духовной музыки. Необходимо также отметить, что даже такие величайшие мэтры как И.С. Бах, А. Вивальди, Г. Гендель, Й. Гайдн уделяли лютне внимание, обогащая её репертуар своими произведениями. В 15 веке популярность инструмента ещё больше возрастает, живописцы часто изображают его на своих художественных полотнах. Композиторы продолжают интенсивно обогащать репертуар. В 16 веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
Инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. К концу 17 века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты, как гитара, клавесин, а несколько позже и фортепиано. И лишь на рубеже 19 и 20 веков вновь возник интерес к старинным инструментам. Сегодня лютня часто является участницей концертов, выступающий как солирующий, так и ансамблевый инструмент.
Исполнитель на лютне называется лютнистом. В средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента.
Лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.
Кифара
Кифа́ра (др.-греч.) — один из самых распространённых струнных щипковых музыкальных инструментов в Древней Греции; самая важная в античности разновидность лиры.
На кифаре играли только мужчины.
В классической кифаре VI–V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн.
Изначально кифара использовалась для аккомпанемента пению, а затем как сольный инструмент.
Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаре́дом, по другой традиции, кифаро́дом. Музыканта, играющего на кифаре (без пения),— кифаристом. Искусство пения под кифару у греков называ- лось кифаро́дией. Искусство игры на кифаре как таковой именовалось кифаристикой. Кифара считалась инструментом Аполлона. 64
Интересные факты:
· Антонио Вивальди написал 39 концертов для фагота.
· Долгое время фагот был известен под названием дольцина, а также
дульцина-фагота, что означало лишь его нежное звучание.
· Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра.
· На фаготе возможно начинать учиться с 9-10 лет.
Медно - духовая группа
Труба
Валторна Тромбон Туба
Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра. В группу входят четыре основных инструмента: труба, валторна, тром- бон, туба. Медные духовые инструменты очень древнего рода и берут своё начало от древних труб, сделанных из рогов и костей, раковин.
Древние люди применяли большие раковины моллюсков,стволы дере-вьев(полые внутри) и тростника для получения необычных (для того времени) звуков. Такие первобытные трубы помогали устрашать вра-гов во время войн, собирать всё племя вместе, когда это было необхо- димо, подавать другие звуковые сигналы. Медные духовые получили название благодаря материалу, привлекают взгляд праздничным свер- канием металла и причудливо изогнутыми формами, заканчиваются широким раструбом. Звук извлекается путём вдувания воздуха в
трубку. Приспособление для извлечения звука у медных - мундштук - металлический наконечник в форме воронки или чашечки. Для изме- нения высоты звука у большинства медных инструментов служат вентили (дополнительные трубки),удлиняющие столб воздуха на нужный отрезок, у тромбона - передвигающаяся дополнительная труб- ка - кулиса. Медные духовые инструменты тоже одноголосны, каждый инструмент может исполнять только одну мелодию. Поэтому в оркест-ре применяются обычно по два и более инструментов одного вида. Медная группа превосходит все прочие силой звука. Это - опора оркестра в forte; в оркестровых tutti медь создаёт сочную, яркую и
26 блестящую звучность.
Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами и в первую очередь И.С.Бахом (XVIII в.)- немецким композитором.
С 18 века композиторы стали вводить орган в оратории, а с 19 века – в оперные и симфонические произведения (это вызвано замыслом автора, сюжетом произведения). Современные композиторы тоже пишут музыку для органа.
Комнатный орган
Для дополнительного чтения
Старинные инструменты
Лира
Ли́ра (др.-греч.) — старинный струнный щипковый инструмент. Обучение игре на лире было частью основного образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.
Бог Аполлон, играющий на лире
Лира– инструмент Аполлона и муз, способный умиротворять,умягчать, ублажать самых грозных богов. В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики.
систему труб различной конструкции и величины (у некоторых современных органов число труб доходит до 30.000). Самые большие трубы достигают 10 и более метров высоты, самые маленькие – всего 10 миллиметров.
Крупнейший в мире – орган Домского собора в Риге, имеет: 4 мануала, 6.768 труб. Самая большая- 10 м, самая маленькая- 13 мм.
Четыре мануала, педальная клавиатура, рычаги.
В средние века были распространены и маленькие органы. Их можно было легко переносить с места на место, отчего и получили название "портатив" (от лат.- portare- носить).
Когда требуется играть приглушённым звуком у трубы, тромбона и валторны, пользуются сурдиной (с итал. - глухой, глухо звучащий). По форме она похожа на грушу, вставляется в раструб.
Сурдина для трубы
Каждый инструмент медно-духовой группы имеет разновидность и образует целое "семейство".
Все инструменты медно-духовой группы могут быть солистами.
Труба
Труба. Этот музыкальный инструмент можно назвать одним из пер- вых, который начал использовать человек. Её изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. На Руси труба была известна с глубокой древности. В летописи датирована 10 веком. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска. Искусство игры на трубе считалось"элитным", ему обучали отобран- ных людей. В крупных городах существовала должность"башенных" трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персо- ны, о смене времени суток (таким образом выполняя роль своеобраз- ных часов). Труба- инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар и сначала выполняла сигнальную роль: извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжест- венные церемонии, призывала к вниманию.Долгое время труба остава- лась совершенно прямой.Со временем инструмент совершенствовался, на нём поместили вентили. Труба смогла исполнять более сложные и
выразительные партии, её тембр всё чаще привлекал композиторов. В начале XIX века новая труба вошла в состав оркестра. Тембр трубы - благородный и блестящий; он также хорош в воинственных, героиче- ских образах и в торжественных гимнах; он способен выражать всё сильное, гордое, величественное, ему доступна б о льшая часть трагиче- ских оттенков, а иногда и лирических. Труба славится не только силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами. Различные пасса- жи, staccato, быстрое повторение звука прекрасно удаются на ней. Трубач с помощью всего 3 клапанов может извлекать 45 разных звуков.
Современные трубы изготавливаются из латуни - это особый сплав меди и цинка, затем покрываются лаком или гальваническим покры- тием с содержанием серебра, никеля, реже золота. Кроме латуни, трубы изготавливают из серебра, меди, а иногда из золота.
Труба - это универсальный музыкальный инструмент.Спектр примене- ния ее очень разнообразен - симфонический, духовой, эстрадный оркестры, джаз, фанк, ска – джаз, рок и многие другие музыкальные направления. В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль, она, как и скрипка в симфоническом, играет первый голос. Примой труба является и в джазовой музыке.
Корнет-а-пистон - разновидность трубы, в прошлом"почтовый рожок". Очень техничен, ещё подвижнее, чем труба. Тембр корнета более певуч, но не достаёт присущего трубе благородства и блеска.
Корнет играет главную роль в духовом оркестре, в симфоническом встречается реже.
Интересные факты:
· Самые ранние трубы делались из различных материалов, в том числе из раковин и дерева.
· Две трубы, одна серебряная, другая бронзовая, были найдены в гробнице еги- петского фараона Тутанхамона. Были предположения, что они имеют маги- ческую силу и их звук может вызывать начало войны. На этих инструментах
Шли века, инструмент совершенствовался.Появился исполнительский пульт – стол, кафедра. Кафедра имеет несколько (до 4-х) разных ручных клавиатур – мануалов и ножную клавиатуру – педаль. Педальные клавиши большие, длинные, широкие, чтобы музыкант случайно не задевал другую. С помощью педали извлекают самые низкие звуки. Кроме клавиатур здесь размещено более 200-сот разных элементов – кнопок, рычагов, лампочек.
Кафедра: 2 мануала, педальная клавиатура, рычаги, лампочки.
Каждой клавише соответствует несколько десятков и даже сотен труб, издающих звуки одной высоты, но благодаря рычагам они имеют разный тембр. И тогда звук органа становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; может подражать даже пению птиц. Звучание органа торжественное, мощное и производит несрав- ненное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. "Это целый оркестр, который в искусных руках может всё передать, всё выразить", – писал о нём французский писатель О.Бальзак. Величественно звучит соло органа. Диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра, вместе взятых. Орган включает в себя также меха для подачи воздуха, 61
В архитектуре – отделка внутреннего помещения). Поэтому его внешний вид часто выдержан в том архитектурном стиле, который господствует в данную эпоху (например, 17-18 век – стиль барокко – декоративное убранство отличается тяжёлой пышностью, 20 век– конструктивизм – геометрические формы просты и ясны, украшений нет).
Современный орган
Архитектурный стиль своей эпохи перенимают и органы концертного зала. У нас в России орган только светский инструмент, так как в православной церкви, в отличии от католической, его никогда не ставили.
Уж е в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Сначала воздух в трубы нагнетали с помощью водяного пресса, а позже – мехами (как в кузнице). В современных органах воздух в трубы подаёт электрическая энергия. Теперь появились и электронные органы.
60
сыграли 1939 году, незадолго до Второй мировой войны, также трубы звучали перед войной в Персидском заливе в 1990 году, и не так давно на бронзовой трубе играли снова, за одну неделю до египетской революции 2011 года.
· Первая фабрика по изготовлению труб была основана в 1842 году в Париже выдающимся конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом.
Валторна
Валторна (с нем. Waldhorn- лесной рог)- изначально произошла от охотничьего рога, хотя начало использования музыкального инстру- мента похожего на валторну теряется в веках или даже тысячелетиях. Самые древние экземпляры изготавливались из раковин, дерева, рогов животных, костей, керамики и позже металла. Использовались они для религиозных ритуалов, охоты и войны по всему миру. Ассирийцы и древние народы Мексики пользовались морскими раковинами для обрядов, например вызывали богов дождя. Первые инструменты из бронзы (меди) появились в Древнем Риме и назывались корну и буцина. Использовались они в римских легионах и флоте для различ- ных сигналов.
В Средневековье сигнальный рог стал очень популярен он был
неотъемлемой частью турниров, охот, войн. В работе его использовали сторожа, пастухи, пожарные и др. А во многих домах звуком рога опо- вещали жильцов о начале трапезы. Изготавливались они тоже из разных материалов: слоновой кости, металлов, рогов животных и др.
В конце XVII века круглый рог (валторна) появляется в музыке при дворе Людовика XIV. В XVII веке охотничий рог стали изредка вводить в оперу, но лишь в следующем столетии он стал постоянным членом оркестра.
Звук старинной валторны был очень красив, но инструмент оказался ограниченным в своих звуковых возможностях: на нем можно было извлечь лишь так называемый натуральный звукоряд, и для перехода в другой звукоряд исполнителю требовался другой инструмент, не- много короче или длиннее. Поэтому старинная валторна была "нату-
ральная".
Как говорит предание, в 1753 году дрезденский валторнист Гампель случайно вложил руку в раструб и обнаружил, что строй валторны понизился. С тех пор этот прием стали широко применять. Звуки, полученные таким образом, называли "закрытыми". Но они были глухими и сильно отличались от ярких открытых.
В 1830 году изобрели механизм вентилей - постоянную систему дополнительных трубок. Через несколько десятилетий усовершенст- вованная валторна окончательно вытеснила старинную натуральную.
Валторна - очень важный инструмент в симфоническом оркестре. Назначение партии валторны: подголоски, фанфары и сольные момен- ты. Но композиторам сразу пришлось по душе мягкое, благородное и несколько «туманное» звучание валторны, поэтому она часто исполь- зовалась как солирующий инструмент. Валторну считают самым поэ- тичным инструментом в группе медных духовых, с ее мягким тембром ей присуще исполнение лирических напевных мелодий. Валторна
может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей, она может петь или неторопливо рассказывать.
Вагнеровские, или валторно- вые тубы - разновидность вал- торны.Были построены по зака- зу Рихарда Вагнера (немецкий композитор) для его тетралогии "Кольцо нибелунга". Ему нужен был тембр,родственный валтор- не, но более сильный и способ- ный сливаться с хором труб и тромбонов. Вагнеровские тубы обладают мрачно-величествен- ной звучностью, но могут зву- чать торжественным, благородным и одновременно мягким, бархат- ным тоном.
Интересные факты:
· А вы знаете, что подобный прием игры, когда валторна перевернута раструбом вниз, установился не сразу? Это новшество позволило легче управлять высотой звука, что расширило ее диапазон.
· Альпийский рог, который является предком валторны, используется и в наше время. Хотя он относится к медным духовым инструментам, но традиционно изготавливается из древесины(пихты).
· На некоторых современных моделях валторн раструбы съемные, для удобства переноски инструмента.
Орган
Орган (с греч. - орудие, инструмент)- древний инструмент, самый большой из всех инструментов. Его называют "королём" музыкальных инструментов и обращаются: "Его величество орган". Это клавишно-духовой инструмент. Играют на нём как на фортепиано.
Орган в католическом храме.
Орган поражает воображение своим внешним видом, занимая всю стену концертного зала или собора. Стройные, устремлённые вверх ряды металлических труб – больших и маленьких– подобны "стрельча- тому лесу", как писал русский поэт Осип Мандельштам. Трубы органа забраны в массивный деревянный футляр. Грандиозные размеры
органа, богатство его декоративного