Симфонический оркестр
Путеводитель по музыкальным инструментам
Оркестр русских народных инструментов
2 год обучения * 1 часть
I. Симфонический оркестр: становление и развитие.
Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музы- кальных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произ- ведения. Слово «оркестр» старше того понятия, которое в него вкла- дывают в последнее время. В переводе с древнегреческого глагол
«орхео» значит «танцую», а «орхестра» -полукруглая площадку театра, на которой пел и в то же время ритмически двигался хор(он был непре менным участником каждой комедии и трагедии). Спустя десятки ве- ков европейцы стали вкладывать в понятие «оркестр» следующее зна- чение: помещение в театре, где размещались музыканты. Позже поня- тие расширилось: ансамбль музыкальных инструментов и исполните- лей на них (конец XVI-начало XVII вв., эпоха Возрождения). Но это не говорит о том, что ранее не существовало ансамблей инструменталь- ной и оркестровой музыки.Инструментальная музыка звучала на двор- цовых и храмовых празднествах Древнего мира,на турнирах и деревен- ских ярмарках Средневековья. Музыкальные ансамбли Древности мог- ли достигать колоссальных размеров, а могли быть миниатюрными.
В XV-XVI вв. при дворах европейских королей и герцогов создавались музыкальные ансамбли для забав знати. С этого времени ансамблем, что в переводе с французского означает «вместе», стали называть совместное исполнение музыкальных произведений группой участ- ников или согласованное стройное совместное исполнение. В некото- рых европейских городах начинают возникать постоянные составы ансамблей духовых и струнных инструментов.Эти ансамбли уже напо- 2 минают оркестр и исполняют музыку для танцев и уличных шествий.
|
Челеста......................................................................................................55
Арфа..........................................................................................................56
Саксофон..................................................................................................57
Орган........................................................................................................59
Для дополнительного чтения
Старинные инструменты..........................................................................63
Лира.........................................................................................................63
Кифара.....................................................................................................64
Лютня......................................................................................................65
Мандолина..............................................................................................66
Виола.......................................................................................................67
Эпизодическая группа..............................................................................69
III. Оркестр русских народных инструментов..................................72
Заключение.........................................................................................75
Словарь музыкальных терминов..................................................77
Вопросы...............................................................................................78
Содержание
I. Симфонический оркестр: становление и развитие. стр.
Оркестр......................................................................................................2
Партитура..................................................................................................5
Дирижёр....................................................................................................6
II. Путеводитель по музыкальным инструментам.
Струнно - смычковая группа.....................................................................9
Скрипка................................................................................................... 10
|
Альт..........................................................................................................12
Виолончель..............................................................................................13
Контрабас.................................................................................................16
Деревянно - духовая группа......................................................................18
Флейта......................................................................................................19
Гобой.........................................................................................................20
Кларнет.....................................................................................................22
Фагот.........................................................................................................24
Медно - духовая группа............................................................................ 26
Труба.........................................................................................................27
Валторна...................................................................................................29
Тромбон....................................................................................................31
Туба...........................................................................................................34
Ударная группа...........................................................................................38
Литавры....................................................................................................39
Барабан: большой, малый.......................................................................40
Ксилофон..................................................................................................42
Колокола...................................................................................................43
Колокольчики..........................................................................................43
Кастаньеты...............................................................................................44
Бубен.........................................................................................................45
Тарелки.....................................................................................................46
Там-там (гонг)..........................................................................................47
|
Треугольник.............................................................................................48
Дополнительная группа.............................................................................48
Фортепиано........................................................................................49(52)
Клавесин.................................................................................................. 51
Но всё-таки эти коллективы ещё нельзя назвать настоящими симфони- ческими оркестрами.Исполнение музыки носило прикладной характер. Такие ансамбли не отличались устойчивостью состава,чётким разделе- нием на группы.
Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.
(ударная группа- продолжение)
*Колокольчики
*Бубен
*Кастаньеты
*Там-там(гонг)
Дополнительная группа Эпизодическая группа
*Арфа *Бубенчики *Трещотка
*Фортепиано *Ветряная мельница *Бич
*Челеста *Кукушка *Птичье пение
*Орган *Дождь и град
Почти все инструменты симфонического оркестра произошли от народных. 3
Рассадка инструментов симфонического оркестра:
История оркестра в полном смысле этого слова начинается в XVI-XVII в.. Исследователи отмечают конец XVI века, как переломный, когда изобрели скрипку, которая тут же была включена в состав оркестра и вытеснила свою предшественницу - виолу.Именно в это время зарожда ется светская инструментальная музыка и появляются новые музы- кальные жанры: опера, оратория, балет, позже увертюра,симфония, концерт. Эти жанры подразумевали исполнение для слушания, а не для увеселения.
В зависимости от состава инструментов оркестр может быть:симфони- ческий, народный, камерный оркестр (небольшое количество инстру- ментов), духовой(военный), эстрадный, джазовый.
Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.
Партитура. Какой же замечательный музыкальный "инструмент"- симфонический оркестр, когда все инструменты соединяются вместе! Музыканты, настроив свои инструменты, приготовились и по манове -4
3. Кто является основателем первого оркестра русского народных
инструментов?
4. Когда и где зародился народный оркестр и с каким инструментом
это было связано?
5. Как назывался первый ансамбль игры на балалайках?
6. Как назывался первый народный оркестр?
7. Какие в наше время существуют оркестры русских народных
инструментов?
8. Из каких групп состоит оркестр русских народных инструментов?
9. Назовите инструменты каждой группы.
Вопросы №13 Старинные инструменты
1. Какие вы знаете старинные музыкальные инструменты?
2. К какой группе инструментов относятся эти инструменты?
3. Какие инструменты считаются инструментами древнегреческого
бога искусств Аполлона?
4. Почему лирическая поэзия называется "лирическая", "лирика"?
5. Какой музыкальный инструмент в нашей жизни очень близок
лютне?
6. Где родина мандолины? Какая используется техника игры на
мандолине?
7. К какой группе инструментов относится виола? Какие виды виол
вы знаете?
Вопросы №14 Эпизодические инструменты
1. Почему инструменты называются "эпизодические"?
2. Какие вы знаете эпизодические инструменты?
3. Для чего они нужны в симфоническом оркестре?
4. В каком оркестре эти инструменты "хозяева", а не "гости"?
нию палочки дирижёра заиграли. Зазвучал сразу весь оркестр, все инструменты. Как стройно и красиво они звучат! Такое полное звуча- ние оркестра называется " тутти "( tutti)*,что значит"все". Тutti создаёт впечатление торжественности и мощи, особенно после звучания соли- рующего или малого количества инструментов.
Какое чудо помогает оркестру звучать так слаженно и гармонично? А как записать то, что они играют? На пульте перед дирижёром лежит большая и толстая книга - партитура. Партитура (с итал. partitura,— разделение, распределение) - ноты для дирижёра, полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов. В партитуре всё размещено в строгом порядке сверху вниз: и группы инструментов, и партии инст- рументов каждой группы записываются одна под другой, на отдельной нотной строчке,начиная с самого высокого по звучанию инструмента и кончая самым низким:
1. деревянные духовые
2. медные духовые
3. группа ударных и дополнительных инструментов
4. струнные (основа оркестра)
Далее все * смотри в "Словаре музыкальных терминов" на стр.77
Дирижёр (франц.) -"управлять","руководить". Дирижёр -"капитан" и душа оркестра. Сначала роль дирижёра сводилась к отбиванию такта. Потом роль дирижёра выполнял музыкант, который играл на клавеси- не. Затем в роли дирижёра стал выступать первый скрипач оркестра, которого стали называть концертмейстером. Концертмейстер стоял спиной к оркестру. Он играл на скрипке и одновременно дирижировал смычком. Но в середине 19 века оркестры увеличились. В их составе появились новые инструменты. Усложнилась нотная запись многого- лосных произведений. Теперь дирижёр повернулся лицом к оркестру. Ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов. В правой руке у него тонкая костяная палочка. Взмах дирижерской палочкой показы- вает, когда нужно вступать скрипкам, виолончелям или сразу несколь- ким различным группам инструментов. От дирижёра зависит темп*, то есть скорость исполнения.
Дирижёр - это артист, художник, как и всякий другой музыкант-исполнитель. Однако положение дирижёра много сложнее.Инструмент музыканта-солиста - рояль или скрипка, орган или арфа. Инструмент дирижёра - весь оркестр, сто инструментов. Потому велика в оркестре роль дирижера.Он должен п е р е д а т ь своё понимание музыки дру- гим людям: сотне музыкантов оркестра и сотням слушателей в зале, раскрыть глубину и красоту произведения. Поэтому дирижёр должен
6.Что собой представляет клавикорд внешне? Чем воспроизводится
звук клавикорда?
7. Как воспроизводится звук на клавесине? Какой у клавесина звук?
8. Что означает слово "фортепиано"? Кто изобрёл фортепиано?
9. Как может звучать фортепиано? Какой диапазон у фортепиано?
10. Сколько и какие виды фортепиано знаете? Каково назначение
каждого?
11. Как переводится слово "челеста"? Какой у челесты голос и что она
представляет собой внешне?
12. Кто первым открыл и применил челесту в русском оркестре?
Вопросы №11 Дополнительная группа
1. Отчего произошла арфа?
2. На гербе какой страны изображена арфа?
3. Какую особенность имеют струны до и фа?
4. Какой у арфы голос и для создания каких образов арфу используют?
5. В какую группу входит саксофон? Почему?
6. Назовите эффектные приёмы исполнения на саксофоне.
7. В каком музыкальном жанре саксофон называют "королём"?
8. На каком инструменте можно играть ногами?
9. Как переводится слово "орг а н"?
10. Как называют орг а н среди музыкальных инструментов? Почему?
12. Сколько бывает труб у орг а на и каких размеров?
13. Как называется исполнительское место орг а на?
14. Как называются ручные клавиатуры орг а на и сколько их?
15. Как называется ножная клавиатура орг а на? Какие по высоте звуки
извлекаются на ножной клавиатуре?
16. Какой известный композитор написал много музыки для орг а на?
Вопросы №12 Оркестр русских народных инструментов
1.Что такое оркестр и когда впервые зародилось это слово?
2. Какие в старину на Руси существовали оркестры?
16. Как переводится слово "ксилофон"?
17. Как устроен ксилофон?
18. Какой у ксилофона звук?
19. Какой из ударных инструментов вошёл в оркестр первым?
Вопросы №9 Ударная группа
1. Какие инструменты входят в ударную группу?
2. Что собой представляют оркестровые колокола внешне и как на них
играют?
3. Какова причина появления колоколов в оркестре?
4. Какова причина создания оркестровых колоколов?
5.Какие существуют разновидности колокольчиков?В чём их отличие?
6. Какой тембр у колокольчиков?
7. Какая область применения колокольчиков?
8. Как переводится слово "кастаньеты"?
9. Где родина кастаньет?
10. Какой у кастаньет звук?
11. Что собой представляют тарелки внешне?
12. Как играют на тарелках?
13.Что собой представляет там-там (гонг) внешне?
14. Какой у там-тама голос?
15. Что собой представляет треугольник внешне?
16. Какой у треугольника голос?
Вопросы №10 Дополнительная группа
1. Почему группа называется "дополнительная"?
2. Какие инструменты относятся к дополнительной группе и к какой
группе инструментов по способу образования звука относится
каждый?
3. Что их объединяет и что отличает друг от друга?
4. Перечислите предшественников фортепиано (рассказать по схеме).
5. Как переводится слово "монохорд"? Что собой представляет
82 монохорд внешне?
быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле про- изведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано, необходимо знать много музыкальных произведений. Ему нужно знать хорошо инструменты оркестра и самому владеть каким-то(а лучше- какими-то) музыкальным инструментом, должен обладать великолепным слухом и памятью.
Дирижёра можно назвать главным музыкантом оркестра.
Выдающиеся дирижёры России
Вероника Дударова (1916 -2009)
Имя единственной в мире женщины-дирижера, возглавлявшей коллективы больших симфонических оркестров более 50 лет, занесено в Книгу рекордов Гиннесса и присвоено одной из малых планет Солнечной системы.
С 1960 по 1989 г.–главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра.
С 1991 года она –организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой (ныне–Симфонический оркестр России). В начале 2003 года Вероника Дударова пригласила на должность главного дирижера Симфонического оркестра России заслуженного артиста России Павла Сорокина, а сама осталась художественным руководителем оркестра.
Валерий Гергиев Геннадий Рождественский
Владимир Федосеев Мстислав Ростропович
Вопросы №7 Медно-духовая группа
1. Какой инструмент по высоте звука имеет третье место в медно-
духовой группе?
2. Как переводится слово "тромбон"?
3. Как называется передвигающаяся дополнительная трубка тромбона?
4. Как называется эффектный скользящий приём игры на тромбоне?
5. Какой у тромбона голос?
6. В каких произведениях первоначально использовался тромбон?
7. Какова роль тромбона в оркестре?
8. Назовите самый низкий по звучанию инструмент медно-духовой
группы?
9. Какова роль тубы в оркестре?
10. Как играют на тубе?
11. Какой тембр у тубы?
12. Может ли туба быть солирующим инструментом?
13. Как называются разновидности тубы?
Вопросы №8 Ударная группа
1. От чего произошли инструменты ударной группы?
2. Как извлекается звук на инструментах ударной группы?
3. На какие две группы делятся ударные инструменты и почему?
4. Перечислите, какие инструменты к какой группе относятся.
5. Как записываются партии шумовых инструментов?
6. Какова роль ударных инструментов в оркестре?
7. Что такое мембрана? У каких ударных инструментов есть мембрана?
8. Как называются инструменты, напоминающие большие котлы или
полушария?
9. Какой у литавр тембр?
10. Что такое тремоло?
11.Какие существуют разновидности барабана? Что собой представля-
ют барабаны внешне?
12. Расскажите о тембрах барабанов.
13. Почему у бубна звенящий звук?
14. Как играют на мембранных инструментах?
15. На каком ещё инструменте играют палочками?
Вопросы №5 Деревянно-духовая группа
1. Какой инструмент по высоте звука имеет третье место в деревянно-
духовой группе?
2. Что означает слово "кларнет"?
3. Что часто поручают изображать кларнету? Почему?
4. Какие мелодии ещё поручают исполнять кларнету?
5. Из каких частей состоит кларнет и как эти части называются?
6. Как называется разновидность кларнета?
7. Назовите самый низкий по звучанию инструмент деревянно-
духовой группы?
8. Как переводится слово "фагот"?
9. Какова роль фагота в оркестре?
10. Как играют на фаготе?
11. Какой тембр у фагота?
12. Может ли фагот быть солирующим инструментом?
13. Как называется разновидность фагота?
Вопросы №6 Медно-духовая группа
1. От чего произошли медно-духовые инструменты?
2. Сколько и какие инструменты входят в медно-духовую группу?
3. Как извлекается звук на инструментах медно-духовой группы?
4. Из каких частей состоят инструменты медно-духовой группы и как
эти части называются?
5. Сколько мелодий одновременно может исполнить один инструмент?
6. Какие инструменты группы могут быть солистами?
7. У какого инструмента этой группы самый высокий "голос"?
8. Какая разновидность трубы существует.
9. Какую роль играла труба в жизни Средневековья?
10. Какой у трубы тембр?
11. Какую роль играет труба в духовом оркестре?
12. Что такое сурдина и для чего она нужна?
13. Какой инструмент по высоте звука имеет второе место в медно-духовой группе?
14. Как переводится слово "валторна"? Почему?
15. Какой у валторны тембр?