II. Путеводитель по музыкальным инструментам.




Симфонический оркестр

 
 


Путеводитель по музыкальным инструментам

 

Оркестр русских народных инструментов


2 год обучения * 1 часть

I. Симфонический оркестр: становление и развитие.

 

Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных музы- кальных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произ- ведения. Слово «оркестр» старше того понятия, которое в него вкла- дывают в последнее время. В переводе с древнегреческого глагол

«орхео» значит «танцую», а «орхестра» -полукруглая площадку театра, на которой пел и в то же время ритмически двигался хор(он был непре менным участником каждой комедии и трагедии). Спустя десятки ве- ков европейцы стали вкладывать в понятие «оркестр» следующее зна- чение: помещение в театре, где размещались музыканты. Позже поня- тие расширилось: ансамбль музыкальных инструментов и исполните- лей на них (конец XVI-начало XVII вв., эпоха Возрождения). Но это не говорит о том, что ранее не существовало ансамблей инструменталь- ной и оркестровой музыки.Инструментальная музыка звучала на двор- цовых и храмовых празднествах Древнего мира,на турнирах и деревен- ских ярмарках Средневековья. Музыкальные ансамбли Древности мог- ли достигать колоссальных размеров, а могли быть миниатюрными.

В XV-XVI вв. при дворах европейских королей и герцогов создавались музыкальные ансамбли для забав знати. С этого времени ансамблем, что в переводе с французского означает «вместе», стали называть совместное исполнение музыкальных произведений группой участ- ников или согласованное стройное совместное исполнение. В некото- рых европейских городах начинают возникать постоянные составы ансамблей духовых и струнных инструментов.Эти ансамбли уже напо- 2 минают оркестр и исполняют музыку для танцев и уличных шествий.

Челеста......................................................................................................55

Арфа..........................................................................................................56

Саксофон..................................................................................................57

Орган........................................................................................................59

Для дополнительного чтения

Старинные инструменты..........................................................................63

Лира.........................................................................................................63

Кифара.....................................................................................................64

Лютня......................................................................................................65

Мандолина..............................................................................................66

Виола.......................................................................................................67

Эпизодическая группа..............................................................................69

III. Оркестр русских народных инструментов..................................72

Заключение.........................................................................................75

Словарь музыкальных терминов..................................................77

Вопросы...............................................................................................78

 

Содержание

I. Симфонический оркестр: становление и развитие. стр.

Оркестр......................................................................................................2

Партитура..................................................................................................5

Дирижёр....................................................................................................6

II. Путеводитель по музыкальным инструментам.

Струнно - смычковая группа.....................................................................9

Скрипка................................................................................................... 10

Альт..........................................................................................................12

Виолончель..............................................................................................13

Контрабас.................................................................................................16

Деревянно - духовая группа......................................................................18

Флейта......................................................................................................19

Гобой.........................................................................................................20

Кларнет.....................................................................................................22

Фагот.........................................................................................................24

Медно - духовая группа............................................................................ 26

Труба.........................................................................................................27

Валторна...................................................................................................29

Тромбон....................................................................................................31

Туба...........................................................................................................34

Ударная группа...........................................................................................38

Литавры....................................................................................................39

Барабан: большой, малый.......................................................................40

Ксилофон..................................................................................................42

Колокола...................................................................................................43

Колокольчики..........................................................................................43

Кастаньеты...............................................................................................44

Бубен.........................................................................................................45

Тарелки.....................................................................................................46

Там-там (гонг)..........................................................................................47

Треугольник.............................................................................................48

Дополнительная группа.............................................................................48

Фортепиано........................................................................................49(52)

Клавесин.................................................................................................. 51

Но всё-таки эти коллективы ещё нельзя назвать настоящими симфони- ческими оркестрами.Исполнение музыки носило прикладной характер. Такие ансамбли не отличались устойчивостью состава,чётким разделе- нием на группы.

 

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

(ударная группа- продолжение)

*Колокольчики

*Бубен

*Кастаньеты

*Там-там(гонг)

 

Дополнительная группа Эпизодическая группа

 

*Арфа *Бубенчики *Трещотка

*Фортепиано *Ветряная мельница *Бич

*Челеста *Кукушка *Птичье пение

*Орган *Дождь и град

 

Почти все инструменты симфонического ор­кестра произошли от народных. 3

Рассадка инструментов симфонического оркестра:

История оркестра в полном смысле этого слова начинается в XVI-XVII в.. Исследователи отмечают конец XVI века, как переломный, когда изобрели скрипку, которая тут же была включена в состав оркестра и вытеснила свою предшественницу - виолу.Именно в это время зарожда ется светская инструментальная музыка и появляются новые музы- кальные жанры: опера, оратория, балет, позже увертюра,симфония, концерт. Эти жанры подразумевали исполнение для слушания, а не для увеселения.

В зависимости от состава инструментов оркестр может быть:симфони- ческий, народный, камерный оркестр (небольшое количество инстру- ментов), духовой(военный), эстрадный, джазовый.

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

 

Партитура. Какой же замечательный музыкальный "инструмент"- симфонический оркестр, когда все инструменты соединяются вместе! Музыканты, настроив свои инструменты, приготовились и по манове -4

 

3. Кто является основателем первого оркестра русского народных

инструментов?

4. Когда и где зародился народный оркестр и с каким инструментом

это было связано?

5. Как назывался первый ансамбль игры на балалайках?

6. Как назывался первый народный оркестр?

7. Какие в наше время существуют оркестры русских народных

инструментов?

8. Из каких групп состоит оркестр русских народных инструментов?

9. Назовите инструменты каждой группы.

 

Вопросы №13 Старинные инструменты

1. Какие вы знаете старинные музыкальные инструменты?

2. К какой группе инструментов относятся эти инструменты?

3. Какие инструменты считаются инструментами древнегреческого

бога искусств Аполлона?

4. Почему лирическая поэзия называется "лирическая", "лирика"?

5. Какой музыкальный инструмент в нашей жизни очень близок

лютне?

6. Где родина мандолины? Какая используется техника игры на

мандолине?

7. К какой группе инструментов относится виола? Какие виды виол

вы знаете?

 

Вопросы №14 Эпизодические инструменты

1. Почему инструменты называются "эпизодические"?

2. Какие вы знаете эпизодические инструменты?

3. Для чего они нужны в симфоническом оркестре?

4. В каком оркестре эти инструменты "хозяева", а не "гости"?

 

 

нию палочки дирижёра заиграли. Зазвучал сразу весь оркестр, все инструменты. Как стройно и красиво они звучат! Такое полное звуча- ние оркестра называется " тутти "( tutti)*,что значит"все". Тutti создаёт впечатление торжественности и мощи, особенно после звучания соли- рующего или малого количества инструментов.

Какое чудо помогает оркестру звучать так слаженно и гармонично? А как записать то, что они играют? На пульте перед дирижёром лежит большая и толстая книга - партитура. Партитура (с итал. partitura,— разделение, распределение) - ноты для дирижёра, полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов. В партитуре всё размещено в строгом порядке сверху вниз: и группы инструментов, и партии инст- рументов каждой группы записываются одна под другой, на отдельной нотной строчке,начиная с самого высокого по звучанию инструмента и кончая самым низким:

 

1. деревянные духовые

2. медные духовые

3. группа ударных и дополнительных инструментов

4. струнные (основа оркестра)

 

 

Далее все * смотри в "Словаре музыкальных терминов" на стр.77

 

Дирижёр (франц.) -"управлять","руководить". Дирижёр -"капитан" и душа оркестра. Сначала роль дирижёра сводилась к отбиванию такта. Потом роль дирижёра выполнял музыкант, который играл на клавеси- не. Затем в роли дирижёра стал выступать первый скрипач оркестра, которого стали называть концертмейстером. Концертмейстер стоял спиной к оркестру. Он играл на скрипке и одновременно дирижировал смычком. Но в середине 19 века оркестры увеличились. В их составе появились новые инструменты. Усложнилась нотная запись многого- лосных произведений. Теперь дирижёр повернулся лицом к оркестру. Ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов. В правой руке у него тонкая костяная палочка. Взмах дирижерской палочкой показы- вает, когда нужно вступать скрипкам, виолончелям или сразу несколь- ким различным группам инструментов. От дирижёра зависит темп*, то есть скорость исполнения.

Дирижёр - это артист, художник, как и всякий другой музыкант-исполнитель. Однако положение дирижёра много сложнее.Инструмент музыканта-солиста - рояль или скрипка, орган или арфа. Инструмент дирижёра - весь оркестр, сто инструментов. Потому велика в оркестре роль дирижера.Он должен п е р е д а т ь своё понимание музыки дру- гим людям: сотне музыкантов оркестра и сотням слушателей в зале, раскрыть глубину и красоту произведения. Поэтому дирижёр должен

6.Что собой представляет клавикорд внешне? Чем воспроизводится

звук клавикорда?

7. Как воспроизводится звук на клавесине? Какой у клавесина звук?

 

8. Что означает слово "фортепиано"? Кто изобрёл фортепиано?

9. Как может звучать фортепиано? Какой диапазон у фортепиано?

10. Сколько и какие виды фортепиано знаете? Каково назначение

каждого?

 

11. Как переводится слово "челеста"? Какой у челесты голос и что она

представляет собой внешне?

12. Кто первым открыл и применил челесту в русском оркестре?

 

Вопросы №11 Дополнительная группа

1. Отчего произошла арфа?

2. На гербе какой страны изображена арфа?

3. Какую особенность имеют струны до и фа?

4. Какой у арфы голос и для создания каких образов арфу используют?

5. В какую группу входит саксофон? Почему?

6. Назовите эффектные приёмы исполнения на саксофоне.

7. В каком музыкальном жанре саксофон называют "королём"?

 

8. На каком инструменте можно играть ногами?

9. Как переводится слово "орг а н"?

10. Как называют орг а н среди музыкальных инструментов? Почему?

12. Сколько бывает труб у орг а на и каких размеров?

13. Как называется исполнительское место орг а на?

14. Как называются ручные клавиатуры орг а на и сколько их?

15. Как называется ножная клавиатура орг а на? Какие по высоте звуки

извлекаются на ножной клавиатуре?

16. Какой известный композитор написал много музыки для орг а на?

 

Вопросы №12 Оркестр русских народных инструментов

1.Что такое оркестр и когда впервые зародилось это слово?

2. Какие в старину на Руси существовали оркестры?

 

16. Как переводится слово "ксилофон"?

17. Как устроен ксилофон?

18. Какой у ксилофона звук?

19. Какой из ударных инструментов вошёл в оркестр первым?

 

Вопросы №9 Ударная группа

1. Какие инструменты входят в ударную группу?

2. Что собой представляют оркестровые колокола внешне и как на них

играют?

3. Какова причина появления колоколов в оркестре?

4. Какова причина создания оркестровых колоколов?

 

5.Какие существуют разновидности колокольчиков?В чём их отличие?

6. Какой тембр у колокольчиков?

7. Какая область применения колокольчиков?

 

8. Как переводится слово "кастаньеты"?

9. Где родина кастаньет?

10. Какой у кастаньет звук?

 

11. Что собой представляют тарелки внешне?

12. Как играют на тарелках?

13.Что собой представляет там-там (гонг) внешне?

14. Какой у там-тама голос?

 

15. Что собой представляет треугольник внешне?

16. Какой у треугольника голос?

 

Вопросы №10 Дополнительная группа

1. Почему группа называется "дополнительная"?

2. Какие инструменты относятся к дополнительной группе и к какой

группе инструментов по способу образования звука относится

каждый?

3. Что их объединяет и что отличает друг от друга?

 

4. Перечислите предшественников фортепиано (рассказать по схеме).

5. Как переводится слово "монохорд"? Что собой представляет

82 монохорд внешне?

быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, историю других искусств, безукоризненно разбираться в стиле про- изведения, свободно ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано, необходимо знать много музыкальных произведений. Ему нужно знать хорошо инструменты оркестра и самому владеть каким-то(а лучше- какими-то) музыкальным инструментом, должен обладать великолепным слухом и памятью.

Дирижёра можно назвать главным музыкантом оркестра.

 

Выдающиеся дирижёры России

 

 

Вероника Дударова (1916 -2009)

Имя единственной в мире женщины-дирижера, возглавлявшей коллективы больших симфонических оркестров более 50 лет, занесено в Книгу рекордов Гиннесса и присвоено одной из малых планет Солнечной системы.

С 1960 по 1989 г.–главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра.

С 1991 года она –организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой (ныне–Симфонический оркестр России). В начале 2003 года Вероника Дударова пригласила на должность главного дирижера Симфонического оркестра России заслуженного артиста России Павла Сорокина, а сама осталась художественным руководителем оркестра.

 

Валерий Гергиев Геннадий Рождественский

 

Владимир Федосеев Мстислав Ростропович

Вопросы №7 Медно-духовая группа

1. Какой инструмент по высоте звука имеет третье место в медно-

духовой группе?

2. Как переводится слово "тромбон"?

3. Как называется передвигающаяся дополнительная трубка тромбона?

4. Как называется эффектный скользящий приём игры на тромбоне?

5. Какой у тромбона голос?

6. В каких произведениях первоначально использовался тромбон?

7. Какова роль тромбона в оркестре?

 

8. Назовите самый низкий по звучанию инструмент медно-духовой

группы?

9. Какова роль тубы в оркестре?

10. Как играют на тубе?

11. Какой тембр у тубы?

12. Может ли туба быть солирующим инструментом?

13. Как называются разновидности тубы?

Вопросы №8 Ударная группа

1. От чего произошли инструменты ударной группы?

2. Как извлекается звук на инструментах ударной группы?

3. На какие две группы делятся ударные инструменты и почему?

4. Перечислите, какие инструменты к какой группе относятся.

5. Как записываются партии шумовых инструментов?

6. Какова роль ударных инструментов в оркестре?

7. Что такое мембрана? У каких ударных инструментов есть мембрана?

8. Как называются инструменты, напоминающие большие котлы или

полушария?

9. Какой у литавр тембр?

10. Что такое тремоло?

 

11.Какие существуют разновидности барабана? Что собой представля-

ют барабаны внешне?

12. Расскажите о тембрах барабанов.

13. Почему у бубна звенящий звук?

14. Как играют на мембранных инструментах?

15. На каком ещё инструменте играют палочками?

Вопросы №5 Деревянно-духовая группа

1. Какой инструмент по высоте звука имеет третье место в деревянно-

духовой группе?

2. Что означает слово "кларнет"?

3. Что часто поручают изображать кларнету? Почему?

4. Какие мелодии ещё поручают исполнять кларнету?

5. Из каких частей состоит кларнет и как эти части называются?

6. Как называется разновидность кларнета?

 

7. Назовите самый низкий по звучанию инструмент деревянно-

духовой группы?

8. Как переводится слово "фагот"?

9. Какова роль фагота в оркестре?

10. Как играют на фаготе?

11. Какой тембр у фагота?

12. Может ли фагот быть солирующим инструментом?

13. Как называется разновидность фагота?

 

Вопросы №6 Медно-духовая группа

1. От чего произошли медно-духовые инструменты?

2. Сколько и какие инструменты входят в медно-духовую группу?

3. Как извлекается звук на инструментах медно-духовой группы?

4. Из каких частей состоят инструменты медно-духовой группы и как

эти части называются?

5. Сколько мелодий одновременно может исполнить один инструмент?

6. Какие инструменты группы могут быть солистами?

 

7. У какого инструмента этой группы самый высокий "голос"?

8. Какая разновидность трубы существует.

9. Какую роль играла труба в жизни Средневековья?

10. Какой у трубы тембр?

11. Какую роль играет труба в духовом оркестре?

12. Что такое сурдина и для чего она нужна?

 

13. Какой инструмент по высоте звука имеет второе место в медно-духовой группе?

14. Как переводится слово "валторна"? Почему?

15. Какой у валторны тембр?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: