Словарь музыкальных терминов




Аккомпанемент - исполнение мелодии в сопровождении музыкаль-

ного инструмента.

Аккорд - три или более звуков, взятых одновременно.

Арпеджио (с итал. - как на арфе) - звуки аккорда, взятые поочерёдно.

Гармония - сопровождение мелодии аккордами.

Глиссандо - скольжение

Динамика - изменение громкости звучания.

Диапазон (от греч.- dia pason -"через все", т.е. в музыке через все

звуки) - расстояние от самого низкого звука инструмента

или голоса до самого высокого.

Кантилена - певуче

Лад - взаимосвязь звуков (ступеней) между собой, их слаженность,

согласованность (настроение). Мажор - светлый лад.

минор - тёмный лад.

legato (легато)- связно

Мелодия - последовательность звуков, разных по высоте в ладу;

законченная музыкальная мысль. Мелодия - основа

музыкального произведения.

Мембрана - натянутая кожа

piano (p - пиано)- тихо

Регистр - отрезки диапазона, область звучания на музыкальном

инструменте или в певческом голосе.

Выделяют три регистра: высокий, средний, низкий. Между регистрами

нет чётких границ, они плавно переходят друг в друга.

Речитатив - разговорное пение, очень похожее на декламацию

Ритм - чередование долгих и коротких звуков (нот разной длитель-

ности).

Скерцо - шутка

staccato (стаккато)- отрывисто

Тембр - окраска звучания голоса человека или музыкального инструмента.

Темп - скорость движения музыки.

Тремоло - быстрое чередование двух звуков

Туттиитал. - tutti- все) - звучание всего оркестра.

Унисон (с итал.- unisono-один; sonus -звук) - единозвучие, одновремен-

ное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

forte (f - форте)- громко, fortissimo - очень громко

 

Оркестр симфонический

Вас может угостить

Поэмой драматической,

Симфонией эпической,

Рапсодией трагической.

Всех инструментов голоса

Сольются, и тогда

Услышим, как шумят леса,

И как журчит вода,

И как дрова трещат в огне,

И как пурга ярится,

И как мечтает о весне

Продрогшая синица.

 

 

 

Сегодня становится все более признанным инструментом. Альт - удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» - скрипкой. Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент.

 

Интересные факты

· Такие великие композиторы, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, А. Дворжак, П. Хиндемит играли на альте.

· Альты и смычки работы знаменитых мастеров крайне редки, таким образом альт, сделанный А.Страдивари или А.Гварнери, стоит дороже, чем скрипки этих же мастеров.

· Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый кому разрешили играть на инструменте В.А.Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар написанный для альта – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.

· Юрий Башмет до сих пор играет на альте, который купил за 1500 рублей в 1972 году. Молодой человек заработал деньги на дискотеках, исполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он изготовлен итальянским мастером Паоло Тасторе в 1758 году.

 

Виолончель

Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине XVI века. Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепен- ным инструментом. Вплоть до конца XVIII века композиторы исполь- зовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрош- лого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали

в партитуре на одной строчке.
Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны намного длиннее. Виолончель принадлежит к числу "ножных" инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упи- рая металлическим шпилем в пол.

Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра. По техни- ческим возможностям виолончель не уступает скрипке, а в некоторых случаях даже превосходит ее.

 

Прежде всего это мелодический инструмент, ей поручают кантилену *. По теплоте, сердечности, страстности чувства с "пением" виолончели может соперничать только живой человеческий голос. Благодаря

сочному и певучему звучанию она зачастую применяется как солирующий инструмент. Виолончель широко используется когда нужно выразить в музыке печаль, отчаяние или глубокую лирику и в этом ей нет равных.

Инструмент долгое время сохраняет свой первозданный вид и никому не приходило в голову переделывать и что-то менять в нём. Исключе- ние составляет шпиль, которым виолончель упирается в пол. Сначала его не было вовсе. Инструмент ставили на пол и играли, обхватывая корпус ногами, затем ставили на возвышение, и играли стоя. После

появления шпиля единственным изменением был его изгиб, благодаря чему корпус мог находиться под другим углом.

 

 

Наиболее популярной из смычковых инструментов была виола да гамба. Именно её впоследствии вытеснила виолончель из оркестра, являясь прямым её потомком, однако с более красивым и разнообраз- ным звучанием. Все известные её родственники: скрипка, альт, контра- бас, также ведут свою историю от виолы. В XV веке началось разделе- ние виолы на различные смычковые инструменты.

Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати и Антонио Страдивари. Виолончели Страдивари считаются самыми дорогостоящими на сегодняшний день. Их стоимость исчисляется миллионами долларов. Не менее знамениты и виолончели Гварнери.

Заключение

 

Оркестр — это не просто «коллектив музыкантов» — это сложный организм, в котором важна каждая клеточка, составляющая, где каждой группе, инструменту отводится особая роль, чтобы публика могла насладиться шедеврами классической музыки в исполнении симфонического оркестра.

Человек с древности стремился к музицированию. На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали и совершен- ствовали музыкальные инструменты, старались извлечь из них всё более красивые и необычные звуки. А теперь, когда мы приходим в концертный зал, включаем радио, диски, мы слышим прекрасную музыку. Музыку, которая, как считали древние греки, делает человека бессмертным.

Нам сегодня трудно представить, что было время, когда симфониче- ский оркестр выглядел совсем иначе. Он вообще достаточно молод. В эпоху, когда жили великие художники Микеланджело и Тициан, орке- стра ещё не было вовсе. Во времена Шекспира он только зарождался.

Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Струнный камерный оркестр времён Корелли, Вивальди, Баха (17-18 века), первые симфонии и свой оркестр у мангеймских

мастеров (18 век), оркестр Бетховена (18-19 века), Берлиоза, Римского-Корсакова (19 век)... Оркестр мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его - Маэстро, дирижёр и великий мастер владения звуком. Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, слушателей, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инстру- менты в руки, дирижёр взмахивает палочкой - и тогда весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента под названием оркестр, льются звуки, полные самых разных красок, ритмов и интонаций.

 

 

Русского народного оркестра
Мелодичен, музыкален звук.
Песней радует баян чудесно,
Душу изливает всем вокруг.
Домры, словно девушки, страдают,
Плачут и тоскуют о любви.
Балалайки ласково играют -
Родины, России соловьи.
Инструментов голос а сольются
Благозвучной гаммою цветов,
Яркою картиной разовьются
Полноводных рек, густых лесов.
Музыка родной природы нежно
Светлой грустью сердце озарит,
Расплеснётся красотой безбрежно
И щемящей нотой зазвенит.
Зазвучит и мощно, и свободно,
Широко, протяжно, глубоко,

Как душа народа, благородно,
74 Как Россия, свято, высоко!

Интересные факты

 

· Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, внес значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели.

· Самым дорогим инструментом в мире считается виолончель Страдивари, Дюпора. Она была сделана великим мастером Антонио Страдивари в 1711 году. Дюпор – гениальный виолончелист был её владельцем долгие годы до самой смерти, поэтому виолончель и получила такое название. Она немного поцарапана. Существует версия, что это след от шпор Наполеона.

· Император оставил эту метину, когда пытался научиться игре на этом музыкальном инструменте и обхватил его ногами. Виолончель погостила несколько лет у знаменитого коллекционера барона Иоганна Кнопа. На ней 33 года играл М. Ростропович. Ходят слухи, что после его смерти Японская музыкальная ассоциация купила инструмент у его родственников за 20 млн $, хотя они упорно отрицают этот факт. Возможно, инструмент до сих пор находится в семье музыканта.

· Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Всего мастер изготовил 80 виолончелей. На сегодняшний день по подсчётам специалистов сохранилось 60 инструментов.

· Ансамбль виолончелистов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Рудневой имеет довольно редкий состав. В ансамбле участвуют 8 виолончелей и рояль.

Мстислав Ростропович

Контрабас

Контрабас появился в оркестре в XVII веке. Инструмент так велик (до 2-х метров,в два раза больше виолончели,которая вдвое больше альта), что исполнитель играет на нём стоя или присев на высокий табурет. Контрабас устанавливают, упирая металлическим шпилем в пол.

"Благодаря" своим размерам он требует огромной растяжки пальцев, а смычок его очень грузен (он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который счи- тается более маневренным). Все это отяжеляет технику инструмента (хотя контрабас достаточно подвижен): пассажи (последовательность звуков в быстром движении), в которых требуется легкость, звучат на нем несколько тяжеловесно. Тем не менее, его роль в оркестре огромна: он создаёт фундамент звучания струнной группы, ворчливые контрабасы — основ­ная басовая опора оркестра.

Тембр контрабаса- густой и суровый низкий звук,с небольшой хрипот- цой, богатый, сочный, бархатный, мягкий. Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетичес- ких материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. В джазе, блюзе и рокабилли приём игры – только пиццикато, причем очень виртуозное.

Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров.

 

Интересные факты

· В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись музыкант продолжил исполнение произведения

пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.

· В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас.

· Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком.

для этих оркестров. Ни один народ в мире не имеет аналогов русскому народному оркестру и ни в одной стране народные инструменты не получили такого развития как в России.

 

I. Струнная группаIV. Ударная группа

1.гусли (щипковый) 1. ложки

2. балалайка (палец) 3 2. бубен

3. домра (медиатор) струны 3. трещотки

II. Духовая группа 4. бубенцы

1.свирель 5. треугольник

2. жалейка 6. барабан

3. рожок 7. тарелки

4. флейта 8. ксилофон

5. гобой "гости" 9. колокольчики

III. Пневматическая группа 10. литавры и др..

(язычковая, клавишная)

1. гармошка (гармонь)

2. баян

 

Основоположник оркестра народных инструментов, выдающийся энтузиаст возрождения русских народных инструментов, блестящий мастер игры на

балалайке, композитор и дирижёр Василий Васильевич Андреев. 73

III. Оркестр русских народных инструментов

Оркестры, объединяющие народные инструменты, родственные по звуча- нию, есть в каждой стране. Так в старину на Руси были известны оркестры рожечников, существовали уникальные роговые оркестры.

В конце XIX века в Петербурге замечательный русский музыкант Васи- лий Васильевич Андреев обратил внимание на деревенскую балалайку и решил вывести "мужицкий" музыкальный инструмент на большую концерт- ную эстраду. С балалайкой Андреев давал сольные концерты, а в 1887 году организовал в Петербурге "Кружок любителей игры на балалайках". Через девять лет Андреев собрал народные струнные и некоторые деревянные духовые инструменты и кружок был преобразован в "Великорусский оркестр народных инструментов". Этот оркестр существует и поныне. Теперь он называется "Оркестр народных инструментов имени В.Андреева". Такой же выдающийся коллектив существует в Москве - это "Русский народный оркестр имени Н. Осипова". В репертуаре этих оркестров не только обработ- ки народных песен, танцев, но и переложения произведений русских и зару-

72 бежных композиторов, а также сочинения, созданные специально

· В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.

· Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.

· Из-за размеров начинать обучение на этом инструменте в детском возрасте было очень проблематично, но сейчас, с появлением контрабасов небольших размеров, знакомиться с инструментом можно начинать с 6 или 7 лет.

 

 

 

17

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: