Данная ситуация создаётся тогда, когда горючая смесь является "богатой", вызывая тем самым чрезмерный расход топлива. Концентрация СО достигает своего апогея в цилиндре во время горения; во время следующего за этим такта расширения часть этого газа окисляется и превращается в С02 (углекислый газ). При наличии "бедной" смеси концентрация СО в выхлопных газах обусловлена, прежде всего, неоднородным
распределением смеси и изменением её состава в зависимости от цикла сгорания. В отличие от СН, СО образуется только в результате сгорания. Например, отсутствие зажигания вызовет повышение содержания СН, но так как не было сгорания, СО в выхлопных газах не будет. Наоборот, богатая смесь является причиной повышенного содержания СО и СН одновременно: высокое содержание СО -- из-за недостатка кислорода во время сгорания, высокое содержание СН из-за неполного сгорания топлива и его выброса в выхлопную систему.
Анализ СО во время диагностики.
Концентрация СО измеряется в процентах от выделенных газов. В автомобилях современного производства данный процентный состав, как правило, находится в пределах от 0,5% до 2,5%. Двигатели, оснащённые каталитическим конвертером (катализатором) имеют довольно низкие величины выделений, порядка 0,1% (пробы взяты из выхлопной трубы).
Высокий уровень СО обусловлен, главным образом, слишком "богатым" соотношением воздуха к бензину в горючей смеси. Данный недостаток, связанный с составом горючей смеси, порождает частичное окисление, образуя при этом СО вместо С02 (горение представляет собой бурное окисление, следовательно, определяющим для данного процесса является количество кислорода).
Ещё одним следствием избытка топлива в рабочей смеси является избыточное образование углеродистых остатков (отложения), осаждающихся на клапанах, в рабочей камере, на поршнях и на свечах. Данные отложения вызывают явления самозажигания (детонацию) и разрушение двигателя.
Для простоты изложения приводится краткий перечень типичных проблем, из-за которых образуется чрезмерное количество СО:
Проблемы в рабочей СМЕСИ:
- отрегулирован низкий режим холостых оборотов;
- несправен насос-ускоритель карбюратора;
- неисправна пусковая система или система обогащения при прогреве;
- ослабли топливные жиклёры карбюратора;
- слишком высокое давление топлива – неисправность регулятора системного давления или непроходимость магистрали возврата топлива в бак;
- слишком большое время впрыска или низкое управляющее давление вследствие неисправных датчиков расхода воздуха, температуры, абсолютного давления, а также регулятора управляющего давления и электрогидравлического регулятора;
- снижение давления начала открытия механических форсунок;
- неисправность петли обратной связи по сигналу лямбда – зонда;
- плохо отрегулирован уровень топлива в поплавковой камере.
Проблемы, связанные со снабжением ВОЗДУХА:
- забит воздушный фильтр;
- забиты воздушные жиклёры карбюратора.
Проблемы, связанные с ДВИГАТЕЛЕМ:
- неправильная регулировка клапанов.
Фактически, преобладающей причиной является слишком богатая рабочая смесь, проблемы которой приведены выше.
Следует помнить, что, как и для СН, содержание СО в выхлопных газах снижается каталитическим нейтрализатором.
Углекислый газ СО2.
Это превосходный индикатор эффективности сгорания. Если содержание углекислого газа в выхлопе достигает максимальной величины, это значит, что двигатель работает с наибольшей эффективностью, независимо от того, оборудован ли двигатель катализатором или нет. Обычно содержание СО2 в выхлопных газах должно быть 12-15%.
Причины низкого содержания СО2:
- Неверная регулировка смеси;
- Неверная регулировка угла опережения зажигания;
- Загрязнение воздушного фильтра;
- Негерметичность выхлопной системы;
- Нарушение фаз газораспределения;
- Снижение компрессии.
Выделение кислорода (02).
Кислород является главным элементом для любой смеси и присутствует в атмосфере в концентрации порядка 20,78%.
Измерение процентного содержания кислорода, присутствующего в смеси выхлопных газов осуществляется с помощью использования электрохимического датчика. Измерение выполняется также в объёмном проценте (% vol.). Датчик подаёт напряжение, пропорциональное содержанию кислорода, присутствующего в горючей смеси. При оптимальных условиях работы двигателя процент кислорода, присутствующего в выхлопных газах должен быть ниже 2%.