ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ




О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ У ДЕТЕЙ,

ОТСТАЮЩИХ В РАЗВИТИИ

Формирование представлений о цвете и форме — длительный процесс, поэтому, определив исходный уровень сенсорного разви­тия ребенка, педагог должен составить коорекционную программу, разбив ее на несколько этапов.

Первый этап можно считать подготовительным, с него начи­нается работа с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии, не владеющими речью. На этом этапе основной целью является формирование способности фиксировать внимание на объекте, про­слеживать его передвижение в пространстве, выполнять простей­шие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам. Ре­бенок должен научиться устанавливать тождество предметов, вы­полнять инструкцию: «Дай такую же куклу, кубик и т.д.», подби­рать парные картинки и игрушки.

На втором этапе внимание ребенка привлекается к какому-либо конкретному свойству предмета — цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства, ребенок учится находить идентич­ные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом-эталоном. Основная инструкция, которая предлагается ребенку, — «Дай такой же предмет», при этом от него не требуют словесного обозначения выделенного свойства. Взрослый подводит итог дея­тельности ребенка: «Правильно, кубики одинаковые».

Постепенно задача усложняется. На третьем этапе ребенок вы­полняет задания на идентификацию предметов с образцом-этало­ном, а взрослый комментирует его действия. Постоянно называя цвет предметов, использует опредмеченные названия геометричес­ких фигур, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании.


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

На четвертом этапе изменяется словесная инструкция взросло­го. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основ­ной тип инструкции - «Дай красное колечко, покажи синюю по­лоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации пред­ставлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.

 

Главной задачей следующего, пятого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предме­тов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недораз­витием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комп­лекс дидактических игр и упражнений, продумать методику заня­тий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружа-, ющим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: мож­но подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий воп­рос: «А как я назвала цвет этой игрушки?» Можно напомнить ре­бенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета, что и шарик? А какого цвета трава? Ты уже говорил. Зе... Правильно, трава зеленая. Значит, ша­рик тоже какого цвета? Правильно, он тоже зеленого цвета, это зеленый цвет». Целесообразно изготовить карточки-эталоны, состо­ящие из трех квадратов: в первом квадрате изображается бесфор­менное цветовое пятно, во втором квадрате — предмет, цвет кото­рого является постоянным его свойством, а третья часть остается пустой: по заданию педагога ребенок выкладывает предметы, под->. ходящие по цвету.


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

Закрепление названий цвета и формы должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и на занятиях по развитию речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с числительными и существитель­ными, сравнивать предметы по цвету и строить соответствующие предложения.

На шестом этапе основное внимание следует уделять формиро­ванию умения группировать предметы по какому-либо сенсорному признаку. Ребенку нужно предлагать задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравне­ние двух предметов. Результаты мыслительной деятельности долж­ны быть представлены в словесном отчете ребенка о выполненных действиях. Следует учить ребенка выделять нужное свойство и абст­рагироваться от «лишних» признаков.

На седьмом этапе закрепляется умение ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. На занятиях по развитию речи становится возможным составление опи­сательных рассказов. Ребенок достигает умения отгадывать загадки о предметах - узнавать их по описанию.

Расширяется словарь признаков, ребенок самостоятельно назы­вает основные, промежуточные цвета, их оттенки, форму предме­тов и их частей.

Нижеприведенные игры и упражнения даны с учетом степени сложности, в той последовательности, которая соответствует основ­ным этапам работы по формированию эталонных представлений.

Задание 1

На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет и дается инструкция: «Найти точно такую же чашку (куклу, машинку и т.п.)». Количество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой — не такой, одинаковые —разные.

Задание 2

Выставляются парные игрушки - одна из пары на столе у пе­дагога, другая - на столе у ребенка. Ребенку предлагают. «Помоги


________ Формирование представлений о цвете и форме_________

игрушкам найти пару и Дед Мороз поведет их на елку». Набор игрушек может быть таким: два снеговика, две Снегурочки, два медвежонка, два зайчика, Дед Мороз, елка.

Другой вариант игры - «Построй кукол парами», когда ребен­ку предлагается подобрать пару куклам, вырезанным из картона.

Задание 3

На столе раскладываются одинаковые по размеру, но контраст­ные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков, располага­ются они в беспорядке. Ребенок должен помочь Маше-растеряше подобрать пару к каждому предмету.

Задание 4

Взрослый и ребенок играют с одинаковыми куклами. Затем взрослый предлагает построить куклам домики. Берутся два одина­ковых набора строительного материала. Взрослый начинает строить дом для своей куклы. Ребенок выполняет постройку по подража­нию, соотнося цвет каждой детали с постройкой педагога.

Задание 5

Берутся четыре набора крупных пластмассовых кубиков разно­го цвета. Ребенку предлагается построить башню вместе с педагогом. Педагог начинает строить и комментирует свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков (например, красных)», ребе­нок подбирает кубики такого цвета, завершая этаж. Взрослый под­водит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким же образом осуществляется постройка каж­дого последующего этажа.

Задание 6

Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем ребенку дается ком­плект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть окошки в домиках. Педагог комментирует действия ребенка, называя цвет квадратиков и домиков, обращает внимание на то, что они подхо­дят по цвету.


_________ Формирование представлений о цвете и форме

Задание 7

Ребенку предъявляется карта, на которой изображены цветные колечки, вырезанные внутри. Ребенок должен подобрать кружочки такого же цвета и вложить их в трафареты.

Задание 8

Предъявляется карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенку нужно подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок. Если ребенок уже ориентируется в названиях цве­тов, педагог говорит: «Это желтый колобок. Подбери для него до­рожку такого же цвета».

Задание 9

Берутся квадраты из цветной бумаги и складываются попо­лам. На внутреннем белом нижнем листе рисуется мышка, а в верхнем вырезается квадрат-дверца от домика мышки. Вырезан­ные квадраты раздаются ребенку. Организуется игра с мягкой игрушкой — кошкой. Ребенок должен спрятать мышку так, что­бы кошка не нашла вход в дом, т.е. подобрать квадраты-дверки соответствующего цвета и закрыть ими прорези.

Задание 10

Берется комплект вырезанных из плотного картона кукол. Для каждой куклы из цветной бумаги вырезается набор одежды опреде­ленного цвета. Перед ребенком раскладываются куклы и предметы одежды и предлагается собрать кукол в детский сад, подобрав каж­дой одежду одного цвета. Ребенок выбирает куклу и начинает ее одевать, при этом следует обратить внимание на последователь­ность одевания. Взрослый задает ребенку вопросы: «Какого цвета майка?» Ребенок должен назвать цвет. «Подбери трусики такого же цвета. Какие они?» Ребенку оказывается помощь в согласовании существительных и прилагательных. Затем вопросы педагога по­буждают ребенка называть каждый предмет одежды и его цвет: «Что это? Это — платье? Оно какое? — Платье синее» и т.д.


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

Задание 11

Подгруппе детей раздаются наборы кружочков разного цвета и коробочки, оклеенные цветной бумагой. Дети должны разложить кружочки в коробочки, назвать цвет кружка и цвет коробочки. Затем фигурки пересчитываются. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее разложил и назвал большее количество кружочков.

Задание 12

На столе раскладывается набор овощей и фруктов (натуральных или муляжей), детям раздаются карточки разного цвета. Лежащие на столе овощи и фрукты рассматриваются: зеленые огурец, перец, фасоль; красные яблоко и помидор; желтые груша и репка, фиоле­товый баклажан, коричневая картошка, оранжевая морковь. Затем стол накрывается салфеткой и ребенку предлагается назвать: «Что бывает такого цвета?», в это время педагог показывает карточку. Если ребенок называет цвет правильно, в его корзинку кладется названный овощ или фрукт. Потом задание изменяется: взрослый называет поочередно лежащие на столе овощи и фрукты, а ребенок называет по памяти их цвет и показывает нужную карточку.

Задание 13

Ребенку предлагаются полоски-грядки, на которых изображе­ны силуэты овощей. Ему нужно раскрасить овощи и назвать их цвет. Аналогичное задание: раскрасить фрукты на фруктовых деревьях и назвать их цвет.

Задание 14

На столе раскладываются пластмассовые зайчики четырех ос­новных цветов, по три каждого цвета, и волк — мягкая игрушка. Ребенку даются четыре коробочки - домика, по одной каждого цвета. Надо помочь зайчикам и спрятать их от волка. Одинаковые зайчики должны быть спрятаны в домике такого же цвета.

Задание 15

Заготавливается большая карта, разделенная на цветные поло­сы, каждая из которых состоит из трех клеток. Ребенку раздаются


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

вырезанные из цветного картона силуэты игрушек. Он должен раз­ложить игрушки на соответствующих по цвету полосках. На каждую клеточку ставится одна фигурка.

Задание 16

Заготавливаются карточки-кармашки из белой плотной бумаги. На наружной стороне кармашка прорезано отверстие, по силуэту соответствующее какой-либо игрушке, предмету, овощам и фрук­там, предметам одежды. Ребенку дается комплект карточек-вклады­шей, которые он должен вставить в кармашек и назвать цвет пред­мета, согласуя существительные и прилагательные.

Задание 17

Ребенку предлагается набор игрушек: три игрушки одного цве­та, четвертая другого цвета. Ребенок должен убрать лишнюю иг­рушку и объяснить свои действия, называя цвет игрушек.

Занятие 18

Ребенку дается стопка карточек с изображением геометричес­ких фигур и предлагается разложить их на группы по цвету. Ребенок должен дать обобщающее название каждой группы: «Здесь все крас­ные фигурки, здесь все желтые и т.д.».

Задание 19

Предлагается набор из 24 карточек с изображением геометри­ческих фигур (четыре фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб выполнены в трех цветах и в двух величинах — большие и малень­кие). Взрослый начинает раскладывать фигурки следующим обра­зом: два ряда, в каждом ряду по две фигуры одного цвета. Ребенок должен продолжить классификацию. Если он затрудняется, педагог оказывает дозированную помощь: уточняет названия цвета, выкла­дывает еще один ряд, формулирует принцип раскладки.

Задание 20

Берутся два резиновых мяча, абсолютно одинаковых, пласт-мас­совый кубик, большая красивая кукла. Ребенку напоминают стихот­ворение А. Барто «Наша Таня громко плачет». При этом педагог ими­тирует игру с мячом, а затем роняет его на пол. Ребенок должен


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

помочь кукле Тане и выбрать из игрушек, стоящих на столе, точно такую же. Ребенок должен соотнести игрушки с упавшей на пол и сделать выбор. «Молодец, — говорит педагог, — теперь Таня не плачет. А почему ты выбрал именно эту игрушку? Правильно, у Тани укатился мячик и это тоже мячик, они одинаковые. А как ты догадался, что они одинаковые? Если бы ты взял другую игрушку — кубик и стал им играть, он покатился бы? Посмотри, мячик круг­лый, он катится, а кубик не катится».

Задание 21

Из картона вырезаются персонажи сказки «Колобок». Изготав­ливается фланелеграф, на нем расположены фигурки бабки и деда, дом с окошком, на окне Колобок. Педагог раскладывает на столе различные объемные формы. Затем рассказывается сказка, с флане-леграфа убирается кружок, изображающий Колобка. Ребенок дол­жен выбрать из разложенных фигур шарики-колобки, чтобы уте­шить бабку и деда.

Задание 22

Берутся два одинаковых набора строительного материала: два кубика, два конуса, две призмы, два шара, два цилиндра. Взрослый строит дом, закрывает его экраном. Затем экран убирается и ребен­ку предлагается построить точно такой же дом. Взрослый учит ре­бенка соотносить детали постройки, подчеркивает, что они одина­ковые, названий форм от ребенка не требуется или дается опреде­ленное название.

Задание 23

Берется набор объемных геометрических фигур: два шара, два куба, два конуса, два параллелепипеда, два цилиндра. Все предметы разного цвета. Перед ребенком выкладываются три предмета — два одинаковых, один контрастный по форме. Педагог берет один шар и просит показать и взять точно такой же. Таким образом обыгры­вается весь материал.


Формирование представлений о цвете и форме

Задание 24

Заготавливается набор плоскостных геометрических фигур: круги диаметром 5 см, квадраты со стороной 5 см, треугольники со сторо­ной 5 см, прямоугольники 5x10 см. Перед ребенком выкладывают­ся геометрические фигуры. Он должен подобрать парные и накрыть ими свои фигурки до полного совпадения углов и сторон.

Задание 25

Заготавливаются картонные карточки-трафареты, на которых вырезаны силуэты геометрических фигур и комплект фигур-вкла­дышей. Ребенку нужно помочь Незнайке закрыть окошки. Сначала все фигурки одного цвета, а затем задание усложняется и ребенку приходится раскладывать фигурки разного цвета, ориентируясь только на форму.

Задание 26

Заготавливаются карточки с контурным изображением на них геометрических фигур: на двух картах - две фигуры, на двух — три, на двух — четыре и так до шести фигур и комплект вырезан­ных из картона карточек такой же формы. Ребенок должен узнать фигурки по «фотографии», а затем закрыть подходящей карточкой ее изображение.

Задание 27

Заготавливаются картонные карты с контурным изображением на них предметов, составленных из разных геометрических фигур, а также комплект картонных или пластмассовых фигур для выклады­вания. Ребенок должен сложить картинку, накладывая фигурки на соответствующие контурные изображения.

Задание 28

Ребенку предлагаются различные виды матриц с прорезями в виде геометрических фигур и вкладыши из плотного картона. Он должен «заштопать дырки в коврике» — закрыть прорези соответ­ствующими вкладышами.


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

Задания 29

Ребенку предлагаются пособия, выполненные по типу «Доска Сегена», «Почтовый ящик». Его учат осуществлять пространствен­ный разворот фигурок-вкладышей, соотносить их с формой проре­зи.

Задание 30

Задание аналогично предыдущему. Заготавливаются доски или пластины из пластмассы, оргстекла с прорезями, соответствующие силуэтному изображению предметов, составленных из геометричес­ких фигур, и комплекты-вкладыши. Ребенок должен «сложить кар­тинку».

Задание 31

Берется игра «Головоломка», выпускаемая промышленностью: четыре доски с углублениями в виде квадрата, прямоугольника, треугольника, вкладыши, состоящие из нескольких частей. Ребенку нужно заполнить пазы, собрав фигуру из частей. Помощь взрослого будет зависеть от возможностей малыша: от полного показа выпол­нения задания до отдельных побуждающих и стимулирующих выс­казываний.

 


_________ Формирование представлений о цвете и форме_________

Задание 32

Перед ребенком выкладывается набор из двух-трех геометри­ческих фигур одного цвета. Педагог называет каждую и просит по­вторить название. Постепенно количество фигур увеличивается. Взрос­лый просит: «Покажи кружок. Как называется эта фигура?» Можно предложить собрать в коробочку все квадраты и опять задать воп­рос: «Как называются эти фигурки?»

Задание 33

Из картона вырезается дом. В нем делаются прорези в виде гео­метрических фигур. Ребенку даются фигурки-вкладыши и предла­гается достроить домик, поставив на место окна и двери. Ребенок должен вставить в прорези фигуры и назвать их.

Задание 34

Заготавливаются полосы с контурным изображением геометри­ческих фигур и комплект фигур из цветного картона. Ребенку пред­лагается сложить узор, предварительно назвав фигуры.

Задание 35

Задание аналогично предыдущему, но фигурки из картона мень­шего размера, нежели на образце.

Задание 36

На полосе рисуется узор из геометрических фигур разного цве­та. Ребенку дается комплект таких же фигур, но цвет не совпадает с образцом. Он должен на чистом листе выложить фигурки в той же последовательности, что и на образце, ориентируясь только на форму.

Задание 37

Заготавливаются карты с контурным изображением геометри­ческих фигур и набор из геометрических фигур, каждая из которых представлена в разных цветовых вариантах (от 4 до 8 цветов). Фигу­ры раскладываются вперемешку. Ребенок должен для каждой фи­гурки найти свой домик, ориентируясь только на ее форму.


Формирование представлений о цвете и форме

Задание 38

Заготавливаются карточки с изображенными на них предмета­ми сервиза: чашками, блюдцами, заварочным чайником, сахарни­цей. Всего 5 сервизов. Каждый сервиз украшен одним геометричес­ким орнаментом, состоящим из кругов, овалов, треугольников, прямоугольников, квадратов. Ребенок должен собрать на стол оди­наковую посуду, чтобы получился сервиз.

Задание 39

Заготавливаются карточки с изображенными на них куклами-голышами. В волосах кукол банты с геометрическим узором. Ребенку даются наборы кукольной одежды (трусы, майки, платья, кофты, юбки, пальто, пижама). Ребенку нужно одеть каждую куклу, подо­брав одежду с одинаковым геометрическим узором. Постепенно ко­личество предметов в наборе увеличивается.

Задание 40

Подготавливается набор из однотонных геометрических фигур: 6 овалов, 6 кругов, 6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треуголь­ников, а также 5 коробочек, на стенках которых наклеена опреде­ленная геометрическая фигура. Ребенку нужно разложить фигурки по коробочкам.

Задание 41

Ребенку дается набор из 24 карточек с изображением геометри­ческих фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольни­ков, выполненных в трех цветах и двух величинах. Взрослый выкла­дывает два первых ряда по признаку формы. Ребенок должен про­должить работу, объясняя принцип раскладки.

 


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ВЕЛИЧИНЕ

Дошкольники с отклонениями в развитии испытывают значи­тельные трудности в усвоении представлений о величине. Такие ка­чества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспри­нимаются ими недостаточно четко. Даже если ребенок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обо­значить их словами затрудняется. При попытках сравнить ленточки разной длины, карандаши разной толщины, бруски разной высоты он не употребляет слов «длинный», «короткий», «высокий», «низ­кий», «толстый», «тонкий», а называет эти предметы просто боль­шими или маленькими.

Подобные трудности связаны, с одной стороны, с несовер­шенством глазомера ребенка, а с другой — с тем, что величина — понятие относительное и познается только в процессе сравнения предметов по определенным параметрам.

Умение воспринимать и оценивать признаки величины имеет важное познавательное значение, так как лежит в основе формиро­вания полноценных представлений о предметном мире.

Вследствие того, что практический опыт детей с общим недо­развитием речи недостаточно закрепляется в слове, их представле­ния оказываются неточными и неполными. Этим можно объяснить затруднения, возникающие у ребят при попытках изобразить пред­мет, дать его словесное описание. Многим из них не под силу зада­ния, в которых требуется рассказать о предмете, перечислив его основные признаки, сравнить два или несколько предметов.

Усвоение представлений о величине проходит в несколько эта* пов, на протяжении которых совершенствуются глазомерные функ­ции ребенка. Сначала ему необходимо примерить предметы, при­кладывая и накладывая их, только так удается определить, какой из них больше, какой меньше.


Формирование представлений о величине

Эти закономерности необходимо учитывать при обучении спо­собам обследования величины предметов.

Сначала детей учат практическому примериванию — накла-ды-ванию и прикладыванию предметов. Затем обучают использо-ва-нию условной мерки, так как только при помощи условных мерок можно точно определить такое относительное свойство, как вели­чина.

Для усвоения представлений о величине нужно прежде всего овладеть умением выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку. Такой ряд называется сериациотым. В ка­честве наиболее наглядного примера можно представить выстроен­ных «по росту» матрешек. Эти и другие народные игрушки (пира­мидки, мисочки-вкладыши) представляют собой прекрасный ди­дактический материал, который следует использовать в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. Умение выделить и упорядочить различия является основой важной мыслительной операции — сериа-ции. При построении сериационных рядов складывается представле­ние о порядковом числительном, развивается память на линейный ряд, что очень важно для формирования грамматического строя речи.

Ребенку с недоразвитием речи легче определить место предмета в последовательном ряду, чем обозначать словами отношения меж­ду элементами этого ряда: большая матрешка, меньше, еще мень­ше, самая маленькая матрешка. Поэтому на начальных этапах рабо­ты детей учат устанавливать лишь простые отношения на основе сравнения двух-трех предметов. Постепенно ряд расширяется, и пе­ред детьми ставится более сложная задача: определить промежуточ­ную величину предметов сначала путем примеривания, затем ис­пользуя условную мерку, и потом на глаз.

Важно, чтобы дети научились понимать двойную зависимость между предметами, обратимость отношений между ними, так как каждый элемент ряда является одновременно большим, чем все последующие, и меньшим, чем все предыдущие.

Обучая построению ряда, следует подсказать ребенку, что сна­чала нужно выбрать самый большой предмет, а затем самый боль-


Формирование представлений о величине

шой из оставшихся и так действовать, пока задание не будет вы­полнено.

На первых порах не нужно добиваться правильного называния величины. Педагогу следует комментировать практические действия ребенка, совместно с ним подводить итог работы. В дальнейшем ребенку предлагается словесная инструкция: «Выбери самую корот­кую ленточку. Какая это ленточка? Правильно, она самая корот­кая».

Только после того, как ребенком будет накоплен определен*-ный практический опыт, можно требовать самостоятельно называть параметры величины: «Построй матрешек по росту и расскажи, как ты их построил».

Формирование полноценных представлений о величине связано с расширением словарного запаса, с умением обозначать длину, высоту, ширину, толщину. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию в речи антонимов: высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, толстый — тонкий. Он учится использо­вать степени сравнения прилагательных: низкий — ниже — самый низкий. Начинает понимать и употреблять логико-грамматические конструкции: «Коля выше Саши. Саша ниже Коли», строить слож­ные предложения: «Красная лента длинная, а желтая лента корот­кая».

Усложнение заданий на построение последовательного ряда мож­но представить следующим образом.

1 этан. Детей учат работать с образцом: прикладывать и накла­
дывать предметы, примеривать их к образцу. На этом этапе в ряд
включается не более трех элементов.

2 этап. Вводятся упражнения на соотнесение плоскостных и
объемных элементов: например, образец составляется из трех раз­
личных по величине квадратов, расположенных в виде башни, а
ребенку предлагается выполнить аналогичную постройку из куби­
ков.

3 этап. Увеличивается количество элементов в ряду. Предлага­
ются упражнения на построение и соотнесение двух рядов. Напри­
мер, предлагается для каждой матрешки подобрать подходящую по
величине корзиночку.


Формирование представлений о величине

4 этап. Меняется направление и точка отсчета элементов ряда.
Например, дети выстраиваются по росту как обычно, а затем педа­
гог предлагает им построиться таким образом, чтобы впереди ока­
зался самый низкий ребенок.

5 этап. Выкладываются только крайние элементы ряда, ре­
бенку предлагается подобрать недостающие элементы и допол-
-Ййть ряд.

6 этап. Вводятся сложные задания, в которых требуется предва­
рительно нарисовать, схематически изобразить, а затем построить
фяд из предметов.

Ниже приводится комплекс дидактических игр и упражне­ний. Педагогу для их проведения необходимо изготовить посо­бия, помня о соблюдении единой точки отсчета. При сравнении предметов по высоте они должны располагаться на одной ли­нии, при сравнении по ширине выравниваются нижние и боко­вые стороны, при сравнении по длине совмещаются левые сто­роны предметов.

Задание 1

Дети рассаживаются вокруг стола, на котором стоит матрешка. Сначала следует использовать двух-трехместную матрешку, в даль­нейшем количество матрешек может увеличиваться. На глазах у де­тей педагог разбирает матрешку и ставит всех куколок рядом, обра­щая внимание на то, что одна матрешка самая большая, другая поменьше, а третья самая маленькая. Затем педагог берет самую маленькую матрешку и ставит ее напротив соседней со словами: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» Матрешка побольше откры­вается и прячет сестричку. Двоим детям предлагается такая же игра с двумя следующими по росту матрешками. Игра продолжается, пока все матрешки не соберутся в одну большую. Можно прочесть ребятам стихотворение С.Я. Маршака.

Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут.


Формирование представлений о величине


 


Кукла первая толста, А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти, Плотную, притертую, — И сумеешь ты найти Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри, Кто в ней прячется внутри.

Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд Сестры-куколки стоят. Сколько вас? — у них мы спросим, И ответят куклы: — восемь.'

Прячется в ней пятая Куколка пузатая, А внутри пустая. В ней живет шестая. А в шестой — седьмая, А в седьмой — восьмая.


Задание 2

На столе выставляются комплект матрешек и коробочки-доми­ки для них. Каждому из детей предлагается выбрать себе матрешку, а затем поселить ее в подходящий по величине домик. Организуется


Формирование представлений о величине



игра: детям предлагается построить домики в ряд, чтобы получи­лась красивая улица, а затем поселить каждую матрешку в домик. Можно предложить детям придумать матрешкам имена с заданным звуком, например, Маша, Наташа, Даша, Ариша. Дети считают домики по порядку и придумывают предложения типа «В первом домике живет Маша, а во втором домике — Наташа».

Задание 3

Организуется режиссерская игра с матрешками. Каждый ребе­нок читает от имени своей матрешки стишок, поет песенку, танцу­ет с ней. Матрешки «водят хоровод». Затем по сигналу воспитателя как можно быстрее нужно выстроить матрешек гю росту. Игра по­вторяется несколько раз.

Задание 4

На столе у педагога располагаются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой. Каждому ребенку нужно выбрать одежду, подходящую его кукле по размеру. В процессе игры закреп­ляется словарь по теме «Одежда», детей побуждают строить развер­нутые фразы: «Это пальто большое, а это поменьше», «Эта юбка длинная, а это короткая».

Задание 5

Изготавливаются трафареты с изображением силуэтов матре­шек различных по величине и комплект фигурок-вкладышей. Сле­дует заранее изготовить несколько комплектов трафаретов, чтобы, соединив их, можно было бы увеличить количество элементов в ряду. Ребенку предлагается комплект фигурок-вкладышей, которые нужно разместить в трафаретах, вложив каждую матрешку в подхо­дящую по размеру прорезь.

Задание 6

Из картона изготавливаются трафареты-домики для матрешек. В каждом домике может поместиться одна матрешка. Ребенок дол­жен разместить домики в ряд на полоске-улице, а затем поместить



Формирование представлений о величине

 

в каждый домик матрешку соответствующей величины. Педагогу следует сопровождать действия ребенка словами, побуждать к назы­ванию признаков величины: «Этот домик самый высокий, поэтому в нем будет жить самая высокая матрешка. Какой следующий домик нужно поставить на нашу улицу? Правильно, вот этот, он пониже, поэтому в нем будет жить вот эта матрешка, она пониже своей старшей сестрички». После того как все матрешки размещены по домам, организуется игра: «Они выходят на прогулку и забывают, где чей дом». Ребенок снова ищет домик для каждой куколки.


Формирование представлений о величине

Задание 7

Детям раздаются картонные куклы различной величины, вы­резанная из бумаги кукольная одежда, сложенная в большую ко­робку, и коробочки-шкафчики разной величины. Детям нужно из общей коробки выбрать одежду, подходящую каждой кукле по раз­меру, а затем разложить в подходящие по величине шкафчики. Пе­дагог побуждает детей к использованию примеривания; сначала нуж­но примерить кукле одежду, а потом положить в нужный шкаф­чик.

Задание 8

Из картона вырезаются фигурки трех медведей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, тарелки с яго­дами, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя под­ходящий по величине стол и разместить угощение. Педагог побуж­дает к сравнению предметов по величине. После того как угощение расставлено, подводится итог: «Вот как хорошо мы встретили гос­тей: самого большого мишку усадили за самый большой стол, по­ставили самую большую банку с медом, самую большую тарелку с ягодами, положили самое большое яблоко. Кушай, Михаиле Ива­нович!» и т.д.

Задание 9

Аналогично предыдущему, только вместо предметных изобра­жений используются условные заместители: кружки-тарелочки, прямоугольники-ложки, треугольники-чашки и т.п. Можно про­должить игру с заместителями, расставляя «мебель» в «комнате» каждого медведя.

Задание 10

Изготавливается набор матрешек для работы с фланелеграфом. Следует заранее натянуть на фланелеграфе цветную ленточку, обо­значающую дорожку. Педагог говорит, что матрешки собрались в лес за грибами и, чтобы не потеряться, решили построиться по росту. Вызывается ребенок, который выполняет задание. Другому ребенку предлагается рядом с каждой матрешкой поместить подхо-


Формирование представлений о величине

дящую по величине корзинку. Третьему ребенку нужно рядом с каждой корзинкой поместить грибок соответствующей величины. После этого педагог предлагает ребятам закрыть глаза и меняет на­правление ряда: выстраивает матрешек, начиная с самой маленькой. Дети открывают глаза и снова подбирают для матрешек корзинки и грибы.



 


 




 


Задание 11

Изготавливаются набор фигурок-ежиков различной величины и яблоки для работы с фланелеграфом. Ребенку предлагается разме­стить ежиков на дорожке в ряд и каждому подобрать яблоко подхо­дящего размера. После выполнения этого задания педагог предлага­ет детям закрыть глаза и размещает ежиков, начиная ряд с самого маленького. Когда дети откроют глаза, им предлагается собрать яб­локи, которые ежики растеряли, и снова каждому на спинку поме­стить подходящее по размеру. Все действия ребята сопровождают объяснениями.


Формирование представлений о величине

Задание 12

Из картона изготавливаются наборы геометрических фигур, из которых можно было бы сложить домики разного размера: треу­гольники-крыши, квадраты-стены, прямоугольники-двери. Также изготавливаются фигурки человечков разного роста. Детям нужно сначала собрать домики, подобрав подходящие по величине детали. Особое внимание следует обратить на то, что двери должны подхо­дить по высоте. После этого ребята выбирают человечка, которого

 


Формирование представлений о.величине

можно «поселить» в тот или другой домик. Дверь должна соответ­ствовать росту человечка, иначе он не сможет войти в свой дом. В данном случае прямоугольники-двери служат в качестве условной мерки.

Задание 13

Педагог выкладывает на фланелеграфе три полоски разной вы­соты, размещая их вертикально на одной линии-ленточ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: