О ЦВЕТЕ И ФОРМЕ У ДЕТЕЙ,
ОТСТАЮЩИХ В РАЗВИТИИ
Формирование представлений о цвете и форме — длительный процесс, поэтому, определив исходный уровень сенсорного развития ребенка, педагог должен составить коорекционную программу, разбив ее на несколько этапов.
Первый этап можно считать подготовительным, с него начинается работа с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии, не владеющими речью. На этом этапе основной целью является формирование способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам. Ребенок должен научиться устанавливать тождество предметов, выполнять инструкцию: «Дай такую же куклу, кубик и т.д.», подбирать парные картинки и игрушки.
На втором этапе внимание ребенка привлекается к какому-либо конкретному свойству предмета — цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства, ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом-эталоном. Основная инструкция, которая предлагается ребенку, — «Дай такой же предмет», при этом от него не требуют словесного обозначения выделенного свойства. Взрослый подводит итог деятельности ребенка: «Правильно, кубики одинаковые».
Постепенно задача усложняется. На третьем этапе ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом-эталоном, а взрослый комментирует его действия. Постоянно называя цвет предметов, использует опредмеченные названия геометрических фигур, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании.
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
|
На четвертом этапе изменяется словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции - «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.
Главной задачей следующего, пятого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружа-, ющим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий вопрос: «А как я назвала цвет этой игрушки?» Можно напомнить ребенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета, что и шарик? А какого цвета трава? Ты уже говорил. Зе... Правильно, трава зеленая. Значит, шарик тоже какого цвета? Правильно, он тоже зеленого цвета, это зеленый цвет». Целесообразно изготовить карточки-эталоны, состоящие из трех квадратов: в первом квадрате изображается бесформенное цветовое пятно, во втором квадрате — предмет, цвет которого является постоянным его свойством, а третья часть остается пустой: по заданию педагога ребенок выкладывает предметы, под->. ходящие по цвету.
|
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
Закрепление названий цвета и формы должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и на занятиях по развитию речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с числительными и существительными, сравнивать предметы по цвету и строить соответствующие предложения.
На шестом этапе основное внимание следует уделять формированию умения группировать предметы по какому-либо сенсорному признаку. Ребенку нужно предлагать задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете ребенка о выполненных действиях. Следует учить ребенка выделять нужное свойство и абстрагироваться от «лишних» признаков.
На седьмом этапе закрепляется умение ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. На занятиях по развитию речи становится возможным составление описательных рассказов. Ребенок достигает умения отгадывать загадки о предметах - узнавать их по описанию.
Расширяется словарь признаков, ребенок самостоятельно называет основные, промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей.
|
Нижеприведенные игры и упражнения даны с учетом степени сложности, в той последовательности, которая соответствует основным этапам работы по формированию эталонных представлений.
Задание 1
На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет и дается инструкция: «Найти точно такую же чашку (куклу, машинку и т.п.)». Количество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой — не такой, одинаковые —разные.
Задание 2
Выставляются парные игрушки - одна из пары на столе у педагога, другая - на столе у ребенка. Ребенку предлагают. «Помоги
________ Формирование представлений о цвете и форме_________
игрушкам найти пару и Дед Мороз поведет их на елку». Набор игрушек может быть таким: два снеговика, две Снегурочки, два медвежонка, два зайчика, Дед Мороз, елка.
Другой вариант игры - «Построй кукол парами», когда ребенку предлагается подобрать пару куклам, вырезанным из картона.
Задание 3
На столе раскладываются одинаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков, располагаются они в беспорядке. Ребенок должен помочь Маше-растеряше подобрать пару к каждому предмету.
Задание 4
Взрослый и ребенок играют с одинаковыми куклами. Затем взрослый предлагает построить куклам домики. Берутся два одинаковых набора строительного материала. Взрослый начинает строить дом для своей куклы. Ребенок выполняет постройку по подражанию, соотнося цвет каждой детали с постройкой педагога.
Задание 5
Берутся четыре набора крупных пластмассовых кубиков разного цвета. Ребенку предлагается построить башню вместе с педагогом. Педагог начинает строить и комментирует свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков (например, красных)», ребенок подбирает кубики такого цвета, завершая этаж. Взрослый подводит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким же образом осуществляется постройка каждого последующего этажа.
Задание 6
Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем ребенку дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть окошки в домиках. Педагог комментирует действия ребенка, называя цвет квадратиков и домиков, обращает внимание на то, что они подходят по цвету.
_________ Формирование представлений о цвете и форме
Задание 7
Ребенку предъявляется карта, на которой изображены цветные колечки, вырезанные внутри. Ребенок должен подобрать кружочки такого же цвета и вложить их в трафареты.
Задание 8
Предъявляется карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенку нужно подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок. Если ребенок уже ориентируется в названиях цветов, педагог говорит: «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета».
Задание 9
Берутся квадраты из цветной бумаги и складываются пополам. На внутреннем белом нижнем листе рисуется мышка, а в верхнем вырезается квадрат-дверца от домика мышки. Вырезанные квадраты раздаются ребенку. Организуется игра с мягкой игрушкой — кошкой. Ребенок должен спрятать мышку так, чтобы кошка не нашла вход в дом, т.е. подобрать квадраты-дверки соответствующего цвета и закрыть ими прорези.
Задание 10
Берется комплект вырезанных из плотного картона кукол. Для каждой куклы из цветной бумаги вырезается набор одежды определенного цвета. Перед ребенком раскладываются куклы и предметы одежды и предлагается собрать кукол в детский сад, подобрав каждой одежду одного цвета. Ребенок выбирает куклу и начинает ее одевать, при этом следует обратить внимание на последовательность одевания. Взрослый задает ребенку вопросы: «Какого цвета майка?» Ребенок должен назвать цвет. «Подбери трусики такого же цвета. Какие они?» Ребенку оказывается помощь в согласовании существительных и прилагательных. Затем вопросы педагога побуждают ребенка называть каждый предмет одежды и его цвет: «Что это? Это — платье? Оно какое? — Платье синее» и т.д.
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
Задание 11
Подгруппе детей раздаются наборы кружочков разного цвета и коробочки, оклеенные цветной бумагой. Дети должны разложить кружочки в коробочки, назвать цвет кружка и цвет коробочки. Затем фигурки пересчитываются. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее разложил и назвал большее количество кружочков.
Задание 12
На столе раскладывается набор овощей и фруктов (натуральных или муляжей), детям раздаются карточки разного цвета. Лежащие на столе овощи и фрукты рассматриваются: зеленые огурец, перец, фасоль; красные яблоко и помидор; желтые груша и репка, фиолетовый баклажан, коричневая картошка, оранжевая морковь. Затем стол накрывается салфеткой и ребенку предлагается назвать: «Что бывает такого цвета?», в это время педагог показывает карточку. Если ребенок называет цвет правильно, в его корзинку кладется названный овощ или фрукт. Потом задание изменяется: взрослый называет поочередно лежащие на столе овощи и фрукты, а ребенок называет по памяти их цвет и показывает нужную карточку.
Задание 13
Ребенку предлагаются полоски-грядки, на которых изображены силуэты овощей. Ему нужно раскрасить овощи и назвать их цвет. Аналогичное задание: раскрасить фрукты на фруктовых деревьях и назвать их цвет.
Задание 14
На столе раскладываются пластмассовые зайчики четырех основных цветов, по три каждого цвета, и волк — мягкая игрушка. Ребенку даются четыре коробочки - домика, по одной каждого цвета. Надо помочь зайчикам и спрятать их от волка. Одинаковые зайчики должны быть спрятаны в домике такого же цвета.
Задание 15
Заготавливается большая карта, разделенная на цветные полосы, каждая из которых состоит из трех клеток. Ребенку раздаются
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
вырезанные из цветного картона силуэты игрушек. Он должен разложить игрушки на соответствующих по цвету полосках. На каждую клеточку ставится одна фигурка.
Задание 16
Заготавливаются карточки-кармашки из белой плотной бумаги. На наружной стороне кармашка прорезано отверстие, по силуэту соответствующее какой-либо игрушке, предмету, овощам и фруктам, предметам одежды. Ребенку дается комплект карточек-вкладышей, которые он должен вставить в кармашек и назвать цвет предмета, согласуя существительные и прилагательные.
Задание 17
Ребенку предлагается набор игрушек: три игрушки одного цвета, четвертая другого цвета. Ребенок должен убрать лишнюю игрушку и объяснить свои действия, называя цвет игрушек.
Занятие 18
Ребенку дается стопка карточек с изображением геометрических фигур и предлагается разложить их на группы по цвету. Ребенок должен дать обобщающее название каждой группы: «Здесь все красные фигурки, здесь все желтые и т.д.».
Задание 19
Предлагается набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (четыре фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб выполнены в трех цветах и в двух величинах — большие и маленькие). Взрослый начинает раскладывать фигурки следующим образом: два ряда, в каждом ряду по две фигуры одного цвета. Ребенок должен продолжить классификацию. Если он затрудняется, педагог оказывает дозированную помощь: уточняет названия цвета, выкладывает еще один ряд, формулирует принцип раскладки.
Задание 20
Берутся два резиновых мяча, абсолютно одинаковых, пласт-массовый кубик, большая красивая кукла. Ребенку напоминают стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет». При этом педагог имитирует игру с мячом, а затем роняет его на пол. Ребенок должен
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
помочь кукле Тане и выбрать из игрушек, стоящих на столе, точно такую же. Ребенок должен соотнести игрушки с упавшей на пол и сделать выбор. «Молодец, — говорит педагог, — теперь Таня не плачет. А почему ты выбрал именно эту игрушку? Правильно, у Тани укатился мячик и это тоже мячик, они одинаковые. А как ты догадался, что они одинаковые? Если бы ты взял другую игрушку — кубик и стал им играть, он покатился бы? Посмотри, мячик круглый, он катится, а кубик не катится».
Задание 21
Из картона вырезаются персонажи сказки «Колобок». Изготавливается фланелеграф, на нем расположены фигурки бабки и деда, дом с окошком, на окне Колобок. Педагог раскладывает на столе различные объемные формы. Затем рассказывается сказка, с флане-леграфа убирается кружок, изображающий Колобка. Ребенок должен выбрать из разложенных фигур шарики-колобки, чтобы утешить бабку и деда.
Задание 22
Берутся два одинаковых набора строительного материала: два кубика, два конуса, две призмы, два шара, два цилиндра. Взрослый строит дом, закрывает его экраном. Затем экран убирается и ребенку предлагается построить точно такой же дом. Взрослый учит ребенка соотносить детали постройки, подчеркивает, что они одинаковые, названий форм от ребенка не требуется или дается определенное название.
Задание 23
Берется набор объемных геометрических фигур: два шара, два куба, два конуса, два параллелепипеда, два цилиндра. Все предметы разного цвета. Перед ребенком выкладываются три предмета — два одинаковых, один контрастный по форме. Педагог берет один шар и просит показать и взять точно такой же. Таким образом обыгрывается весь материал.
Формирование представлений о цвете и форме
Задание 24
Заготавливается набор плоскостных геометрических фигур: круги диаметром 5 см, квадраты со стороной 5 см, треугольники со стороной 5 см, прямоугольники 5x10 см. Перед ребенком выкладываются геометрические фигуры. Он должен подобрать парные и накрыть ими свои фигурки до полного совпадения углов и сторон.
Задание 25
Заготавливаются картонные карточки-трафареты, на которых вырезаны силуэты геометрических фигур и комплект фигур-вкладышей. Ребенку нужно помочь Незнайке закрыть окошки. Сначала все фигурки одного цвета, а затем задание усложняется и ребенку приходится раскладывать фигурки разного цвета, ориентируясь только на форму.
Задание 26
Заготавливаются карточки с контурным изображением на них геометрических фигур: на двух картах - две фигуры, на двух — три, на двух — четыре и так до шести фигур и комплект вырезанных из картона карточек такой же формы. Ребенок должен узнать фигурки по «фотографии», а затем закрыть подходящей карточкой ее изображение.
Задание 27
Заготавливаются картонные карты с контурным изображением на них предметов, составленных из разных геометрических фигур, а также комплект картонных или пластмассовых фигур для выкладывания. Ребенок должен сложить картинку, накладывая фигурки на соответствующие контурные изображения.
Задание 28
Ребенку предлагаются различные виды матриц с прорезями в виде геометрических фигур и вкладыши из плотного картона. Он должен «заштопать дырки в коврике» — закрыть прорези соответствующими вкладышами.
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
Задания 29
Ребенку предлагаются пособия, выполненные по типу «Доска Сегена», «Почтовый ящик». Его учат осуществлять пространственный разворот фигурок-вкладышей, соотносить их с формой прорези.
Задание 30
Задание аналогично предыдущему. Заготавливаются доски или пластины из пластмассы, оргстекла с прорезями, соответствующие силуэтному изображению предметов, составленных из геометрических фигур, и комплекты-вкладыши. Ребенок должен «сложить картинку».
Задание 31
Берется игра «Головоломка», выпускаемая промышленностью: четыре доски с углублениями в виде квадрата, прямоугольника, треугольника, вкладыши, состоящие из нескольких частей. Ребенку нужно заполнить пазы, собрав фигуру из частей. Помощь взрослого будет зависеть от возможностей малыша: от полного показа выполнения задания до отдельных побуждающих и стимулирующих высказываний.
_________ Формирование представлений о цвете и форме_________
Задание 32
Перед ребенком выкладывается набор из двух-трех геометрических фигур одного цвета. Педагог называет каждую и просит повторить название. Постепенно количество фигур увеличивается. Взрослый просит: «Покажи кружок. Как называется эта фигура?» Можно предложить собрать в коробочку все квадраты и опять задать вопрос: «Как называются эти фигурки?»
Задание 33
Из картона вырезается дом. В нем делаются прорези в виде геометрических фигур. Ребенку даются фигурки-вкладыши и предлагается достроить домик, поставив на место окна и двери. Ребенок должен вставить в прорези фигуры и назвать их.
Задание 34
Заготавливаются полосы с контурным изображением геометрических фигур и комплект фигур из цветного картона. Ребенку предлагается сложить узор, предварительно назвав фигуры.
Задание 35
Задание аналогично предыдущему, но фигурки из картона меньшего размера, нежели на образце.
Задание 36
На полосе рисуется узор из геометрических фигур разного цвета. Ребенку дается комплект таких же фигур, но цвет не совпадает с образцом. Он должен на чистом листе выложить фигурки в той же последовательности, что и на образце, ориентируясь только на форму.
Задание 37
Заготавливаются карты с контурным изображением геометрических фигур и набор из геометрических фигур, каждая из которых представлена в разных цветовых вариантах (от 4 до 8 цветов). Фигуры раскладываются вперемешку. Ребенок должен для каждой фигурки найти свой домик, ориентируясь только на ее форму.
Формирование представлений о цвете и форме
Задание 38
Заготавливаются карточки с изображенными на них предметами сервиза: чашками, блюдцами, заварочным чайником, сахарницей. Всего 5 сервизов. Каждый сервиз украшен одним геометрическим орнаментом, состоящим из кругов, овалов, треугольников, прямоугольников, квадратов. Ребенок должен собрать на стол одинаковую посуду, чтобы получился сервиз.
Задание 39
Заготавливаются карточки с изображенными на них куклами-голышами. В волосах кукол банты с геометрическим узором. Ребенку даются наборы кукольной одежды (трусы, майки, платья, кофты, юбки, пальто, пижама). Ребенку нужно одеть каждую куклу, подобрав одежду с одинаковым геометрическим узором. Постепенно количество предметов в наборе увеличивается.
Задание 40
Подготавливается набор из однотонных геометрических фигур: 6 овалов, 6 кругов, 6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, а также 5 коробочек, на стенках которых наклеена определенная геометрическая фигура. Ребенку нужно разложить фигурки по коробочкам.
Задание 41
Ребенку дается набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, выполненных в трех цветах и двух величинах. Взрослый выкладывает два первых ряда по признаку формы. Ребенок должен продолжить работу, объясняя принцип раскладки.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВЕЛИЧИНЕ
Дошкольники с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспринимаются ими недостаточно четко. Даже если ребенок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. При попытках сравнить ленточки разной длины, карандаши разной толщины, бруски разной высоты он не употребляет слов «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», а называет эти предметы просто большими или маленькими.
Подобные трудности связаны, с одной стороны, с несовершенством глазомера ребенка, а с другой — с тем, что величина — понятие относительное и познается только в процессе сравнения предметов по определенным параметрам.
Умение воспринимать и оценивать признаки величины имеет важное познавательное значение, так как лежит в основе формирования полноценных представлений о предметном мире.
Вследствие того, что практический опыт детей с общим недоразвитием речи недостаточно закрепляется в слове, их представления оказываются неточными и неполными. Этим можно объяснить затруднения, возникающие у ребят при попытках изобразить предмет, дать его словесное описание. Многим из них не под силу задания, в которых требуется рассказать о предмете, перечислив его основные признаки, сравнить два или несколько предметов.
Усвоение представлений о величине проходит в несколько эта* пов, на протяжении которых совершенствуются глазомерные функции ребенка. Сначала ему необходимо примерить предметы, прикладывая и накладывая их, только так удается определить, какой из них больше, какой меньше.
Формирование представлений о величине
Эти закономерности необходимо учитывать при обучении способам обследования величины предметов.
Сначала детей учат практическому примериванию — накла-ды-ванию и прикладыванию предметов. Затем обучают использо-ва-нию условной мерки, так как только при помощи условных мерок можно точно определить такое относительное свойство, как величина.
Для усвоения представлений о величине нужно прежде всего овладеть умением выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку. Такой ряд называется сериациотым. В качестве наиболее наглядного примера можно представить выстроенных «по росту» матрешек. Эти и другие народные игрушки (пирамидки, мисочки-вкладыши) представляют собой прекрасный дидактический материал, который следует использовать в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. Умение выделить и упорядочить различия является основой важной мыслительной операции — сериа-ции. При построении сериационных рядов складывается представление о порядковом числительном, развивается память на линейный ряд, что очень важно для формирования грамматического строя речи.
Ребенку с недоразвитием речи легче определить место предмета в последовательном ряду, чем обозначать словами отношения между элементами этого ряда: большая матрешка, меньше, еще меньше, самая маленькая матрешка. Поэтому на начальных этапах работы детей учат устанавливать лишь простые отношения на основе сравнения двух-трех предметов. Постепенно ряд расширяется, и перед детьми ставится более сложная задача: определить промежуточную величину предметов сначала путем примеривания, затем используя условную мерку, и потом на глаз.
Важно, чтобы дети научились понимать двойную зависимость между предметами, обратимость отношений между ними, так как каждый элемент ряда является одновременно большим, чем все последующие, и меньшим, чем все предыдущие.
Обучая построению ряда, следует подсказать ребенку, что сначала нужно выбрать самый большой предмет, а затем самый боль-
Формирование представлений о величине
шой из оставшихся и так действовать, пока задание не будет выполнено.
На первых порах не нужно добиваться правильного называния величины. Педагогу следует комментировать практические действия ребенка, совместно с ним подводить итог работы. В дальнейшем ребенку предлагается словесная инструкция: «Выбери самую короткую ленточку. Какая это ленточка? Правильно, она самая короткая».
Только после того, как ребенком будет накоплен определен*-ный практический опыт, можно требовать самостоятельно называть параметры величины: «Построй матрешек по росту и расскажи, как ты их построил».
Формирование полноценных представлений о величине связано с расширением словарного запаса, с умением обозначать длину, высоту, ширину, толщину. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию в речи антонимов: высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, толстый — тонкий. Он учится использовать степени сравнения прилагательных: низкий — ниже — самый низкий. Начинает понимать и употреблять логико-грамматические конструкции: «Коля выше Саши. Саша ниже Коли», строить сложные предложения: «Красная лента длинная, а желтая лента короткая».
Усложнение заданий на построение последовательного ряда можно представить следующим образом.
1 этан. Детей учат работать с образцом: прикладывать и накла
дывать предметы, примеривать их к образцу. На этом этапе в ряд
включается не более трех элементов.
2 этап. Вводятся упражнения на соотнесение плоскостных и
объемных элементов: например, образец составляется из трех раз
личных по величине квадратов, расположенных в виде башни, а
ребенку предлагается выполнить аналогичную постройку из куби
ков.
3 этап. Увеличивается количество элементов в ряду. Предлага
ются упражнения на построение и соотнесение двух рядов. Напри
мер, предлагается для каждой матрешки подобрать подходящую по
величине корзиночку.
Формирование представлений о величине
4 этап. Меняется направление и точка отсчета элементов ряда.
Например, дети выстраиваются по росту как обычно, а затем педа
гог предлагает им построиться таким образом, чтобы впереди ока
зался самый низкий ребенок.
5 этап. Выкладываются только крайние элементы ряда, ре
бенку предлагается подобрать недостающие элементы и допол-
-Ййть ряд.
6 этап. Вводятся сложные задания, в которых требуется предва
рительно нарисовать, схематически изобразить, а затем построить
фяд из предметов.
Ниже приводится комплекс дидактических игр и упражнений. Педагогу для их проведения необходимо изготовить пособия, помня о соблюдении единой точки отсчета. При сравнении предметов по высоте они должны располагаться на одной линии, при сравнении по ширине выравниваются нижние и боковые стороны, при сравнении по длине совмещаются левые стороны предметов.
Задание 1
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором стоит матрешка. Сначала следует использовать двух-трехместную матрешку, в дальнейшем количество матрешек может увеличиваться. На глазах у детей педагог разбирает матрешку и ставит всех куколок рядом, обращая внимание на то, что одна матрешка самая большая, другая поменьше, а третья самая маленькая. Затем педагог берет самую маленькую матрешку и ставит ее напротив соседней со словами: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» Матрешка побольше открывается и прячет сестричку. Двоим детям предлагается такая же игра с двумя следующими по росту матрешками. Игра продолжается, пока все матрешки не соберутся в одну большую. Можно прочесть ребятам стихотворение С.Я. Маршака.
Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут.
Формирование представлений о величине
Кукла первая толста, А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти, Плотную, притертую, — И сумеешь ты найти Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри, Кто в ней прячется внутри.
Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. Вот поставленные в ряд Сестры-куколки стоят. Сколько вас? — у них мы спросим, И ответят куклы: — восемь.' |
Прячется в ней пятая Куколка пузатая, А внутри пустая. В ней живет шестая. А в шестой — седьмая, А в седьмой — восьмая.
Задание 2
На столе выставляются комплект матрешек и коробочки-домики для них. Каждому из детей предлагается выбрать себе матрешку, а затем поселить ее в подходящий по величине домик. Организуется
Формирование представлений о величине
игра: детям предлагается построить домики в ряд, чтобы получилась красивая улица, а затем поселить каждую матрешку в домик. Можно предложить детям придумать матрешкам имена с заданным звуком, например, Маша, Наташа, Даша, Ариша. Дети считают домики по порядку и придумывают предложения типа «В первом домике живет Маша, а во втором домике — Наташа».
Задание 3
Организуется режиссерская игра с матрешками. Каждый ребенок читает от имени своей матрешки стишок, поет песенку, танцует с ней. Матрешки «водят хоровод». Затем по сигналу воспитателя как можно быстрее нужно выстроить матрешек гю росту. Игра повторяется несколько раз.
Задание 4
На столе у педагога располагаются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой. Каждому ребенку нужно выбрать одежду, подходящую его кукле по размеру. В процессе игры закрепляется словарь по теме «Одежда», детей побуждают строить развернутые фразы: «Это пальто большое, а это поменьше», «Эта юбка длинная, а это короткая».
Задание 5
Изготавливаются трафареты с изображением силуэтов матрешек различных по величине и комплект фигурок-вкладышей. Следует заранее изготовить несколько комплектов трафаретов, чтобы, соединив их, можно было бы увеличить количество элементов в ряду. Ребенку предлагается комплект фигурок-вкладышей, которые нужно разместить в трафаретах, вложив каждую матрешку в подходящую по размеру прорезь.
Задание 6
Из картона изготавливаются трафареты-домики для матрешек. В каждом домике может поместиться одна матрешка. Ребенок должен разместить домики в ряд на полоске-улице, а затем поместить
Формирование представлений о величине
в каждый домик матрешку соответствующей величины. Педагогу следует сопровождать действия ребенка словами, побуждать к называнию признаков величины: «Этот домик самый высокий, поэтому в нем будет жить самая высокая матрешка. Какой следующий домик нужно поставить на нашу улицу? Правильно, вот этот, он пониже, поэтому в нем будет жить вот эта матрешка, она пониже своей старшей сестрички». После того как все матрешки размещены по домам, организуется игра: «Они выходят на прогулку и забывают, где чей дом». Ребенок снова ищет домик для каждой куколки.
Формирование представлений о величине
Задание 7
Детям раздаются картонные куклы различной величины, вырезанная из бумаги кукольная одежда, сложенная в большую коробку, и коробочки-шкафчики разной величины. Детям нужно из общей коробки выбрать одежду, подходящую каждой кукле по размеру, а затем разложить в подходящие по величине шкафчики. Педагог побуждает детей к использованию примеривания; сначала нужно примерить кукле одежду, а потом положить в нужный шкафчик.
Задание 8
Из картона вырезаются фигурки трех медведей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, тарелки с ягодами, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя подходящий по величине стол и разместить угощение. Педагог побуждает к сравнению предметов по величине. После того как угощение расставлено, подводится итог: «Вот как хорошо мы встретили гостей: самого большого мишку усадили за самый большой стол, поставили самую большую банку с медом, самую большую тарелку с ягодами, положили самое большое яблоко. Кушай, Михаиле Иванович!» и т.д.
Задание 9
Аналогично предыдущему, только вместо предметных изображений используются условные заместители: кружки-тарелочки, прямоугольники-ложки, треугольники-чашки и т.п. Можно продолжить игру с заместителями, расставляя «мебель» в «комнате» каждого медведя.
Задание 10
Изготавливается набор матрешек для работы с фланелеграфом. Следует заранее натянуть на фланелеграфе цветную ленточку, обозначающую дорожку. Педагог говорит, что матрешки собрались в лес за грибами и, чтобы не потеряться, решили построиться по росту. Вызывается ребенок, который выполняет задание. Другому ребенку предлагается рядом с каждой матрешкой поместить подхо-
Формирование представлений о величине
дящую по величине корзинку. Третьему ребенку нужно рядом с каждой корзинкой поместить грибок соответствующей величины. После этого педагог предлагает ребятам закрыть глаза и меняет направление ряда: выстраивает матрешек, начиная с самой маленькой. Дети открывают глаза и снова подбирают для матрешек корзинки и грибы.
Задание 11
Изготавливаются набор фигурок-ежиков различной величины и яблоки для работы с фланелеграфом. Ребенку предлагается разместить ежиков на дорожке в ряд и каждому подобрать яблоко подходящего размера. После выполнения этого задания педагог предлагает детям закрыть глаза и размещает ежиков, начиная ряд с самого маленького. Когда дети откроют глаза, им предлагается собрать яблоки, которые ежики растеряли, и снова каждому на спинку поместить подходящее по размеру. Все действия ребята сопровождают объяснениями.
Формирование представлений о величине |
Задание 12
Из картона изготавливаются наборы геометрических фигур, из которых можно было бы сложить домики разного размера: треугольники-крыши, квадраты-стены, прямоугольники-двери. Также изготавливаются фигурки человечков разного роста. Детям нужно сначала собрать домики, подобрав подходящие по величине детали. Особое внимание следует обратить на то, что двери должны подходить по высоте. После этого ребята выбирают человечка, которого
Формирование представлений о.величине
можно «поселить» в тот или другой домик. Дверь должна соответствовать росту человечка, иначе он не сможет войти в свой дом. В данном случае прямоугольники-двери служат в качестве условной мерки.
Задание 13