У ребенка 4—6 лет качественно меняется характер игры. Сю-жетно-ролевая игра, которая становится основной деятельностью, предоставляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов-представлений. Ребенок все чаще начинает представлять определенную последовательность действий, проигрывать их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.
Несколько иначе творческие способности развиваются у детей с проблемами в развитии. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем тяжелее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку.
iB игре дети с недоразвитием речи отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для сверстников с нормальным развитием.
Логопеды и воспитатели на практике убеждаются, что детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событии из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. В этом случае перед педагогическим коллективом встает сложная задача — разработать программу развивающего обучения и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка. Можно рекомендовать организацию этой работы в нескольких направлениях.
|
Формирование творческих способностей
Прежде всего следует обратить внимание на сюжетно-роле-вую игру, которая, к сожалению, нередко как бы выпадает из коррекционной работы, тогда как игра - естественный для ребенка вид творческой деятельности. В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образцы, принадлежащие ему одному.
Сделать первый шаг на пути к самостоятельному творчеству для ребенка означает научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами и игрушками, т.е. овладеть игровым замещением.
Ребенку, отстающему в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
По мере расширения круга представлений об окружающем мире возрастают возможности ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр.
|
Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с отклонениями в развитии недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, следует в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.
Итак, первое направление работы по развитию творческих способностей детей — развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно-ролевой игре.
Второе направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно-образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию
Формирование творческих способностей
готовых образов и созданию на этой основе новых Так, на занятиях по лепке, конструированию, рисованию, аппликации можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.
Третье направление — формирование способностей к словесному творчеству. Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Такого рода задания являются наиболее сложными для детей с нарушениями речевого развития.
|
Задание 1
Заранее готовится набор предметов: брусок, палочка, конус, пластмассовый шарик, цилиндр, деревянное колечко, а также картинки с изображением, напоминающим каждый из этих предметов. Для каждого предмета подбирается несколько картинок: брусок — санки, мыло, одежная щетка, автобус палочка — карандаш, термометр, удочка, нож конус — ракета, морковка, елочка, пирамидка шарик — мячик, яблоко, воздушный шар, Колобок цилиндр — стакан, ваза, конфета, сосиска колечко — украшение-кольцо, бублик, колесо, руль. Дети усаживаются вокруг стола и каждый получает какой-либо предмет. Педагог показывает карточку и спрашивает: «Чей предмет похож на карандаш? Что это за предмет?» В данном случае ребенок показывает палочку. Очень важно, чтобы ребенок показал действие — палочкой можно «рисовать». В этом случае он получает картинку. Также обыгрываются остальные предметы.
Задание 2
На столе у педагога две куклы и неоформленный игровой материал: кубик, шишка, пустая коробочка, лоскуток, камешек, палочка. Педагог берет одну куклу, а другую дает ребенку. Развертывается диалог: «Маша, Маша, давай поиграем в магазин», — предлагает ребенок. Педагог от имени кукол отвечает: «У меня игрушек нет!»
Формирование творческих способностей
Тогда ребенок выбирает какой-то предмет и предлагает использовать его в игре. Таким образом можно подобрать предметы-заместители и к другим играм.
Задание 3
На прогулке детям предлагают игру «Угадай, кто я». Каждый ребенок, по очереди, с помощью мимики, жестов, звукоподражания изображает: поезд, машину, лошадь, собаку, кошку, чайник, самолет и тд. Другие дети должны угадать, что изображает их товарищ.
Задание 4
Во время прогулки детям предлагают поиграть в игру «Сделаем вместе». Например: «Мы вместе будем стирать белье. Сначала замочим его в тазу. Потом намылим и будем стирать. Теперь белье нужно прополоскать. Вот и можно выжимать». Все действия педагог и ребенок сопровождают пантомимой. Другому ребенку можно предложить продолжить цепочку воображаемых действий - развесить белье, потом снять его с веревочки, потом выгладить.
Задание 5
На столе у педагога располагаются атрибуты для различных игр и неоформленный игровой материал. Вносится кукла-Хрюша. Педагог говорит от его имени: «Ребята, как у вас много игрушек. Давайте поиграем в «Парикмахерскую». Только помогите мне подобрать игрушки». Дети помогают ему и предлагают взять белый халат, зеркало, ножницы, нужна еще расческа, но ее в наборе нет. Перед детьми встает задача подобрать подходящий заместитель. Это может быть палочка, линейка и т.п.
Задание 6
Вывешивается большая картинка с изображением елки, на которой прикрепляются вырезанные из бумаги изображения мешочков разной формы и величины. Их форма напоминает форму предметов, которые ставятся на стол педагога. Это мяч, кукла-неваляшка, снеговик, пирамидка, стаканчик для карандашей и т.д. Взрослый предлагает отгадать, какие подарки могут быть в мешочках у Деда Мороза. Ребенок отвечает и забирает себе названный предмет.