Формирование творческих способностей




У ребенка 4—6 лет качественно меняется характер игры. Сю-жетно-ролевая игра, которая становится основной деятельностью, предоставляет широкие возможности для развития фантазии и твор­чества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов-представлений. Ребенок все чаще начинает представлять оп­ределенную последовательность действий, проигрывать их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных облас­тях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее пост­ройки, сочиняются необыкновенные истории.

Несколько иначе творческие способности развиваются у детей с проблемами в развитии. Их представления о предметах оказыва­ются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем тяжелее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он ока­зывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку.

iB игре дети с недоразвитием речи отдают предпочтение быто­вой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сю­жеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для сверстни­ков с нормальным развитием.

Логопеды и воспитатели на практике убеждаются, что детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рас­сказ педагога, рассказать о событии из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. В этом случае перед педагогическим коллективом встает сложная задача — разработать программу развивающего обучения и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направ­ленные на совершенствование воображения и активизацию твор­ческих способностей ребенка. Можно рекомендовать организацию этой работы в нескольких направлениях.


Формирование творческих способностей

Прежде всего следует обратить внимание на сюжетно-роле-вую игру, которая, к сожалению, нередко как бы выпадает из коррекционной работы, тогда как игра - естественный для ре­бенка вид творческой деятельности. В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образцы, принадлежащие ему одному.

Сделать первый шаг на пути к самостоятельному творчеству для ребенка означает научиться понимать, что реальные предме­ты в игре можно заменять другими предметами и игрушками, т.е. овладеть игровым замещением.

Ребенку, отстающему в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участ­ником детских игр. При этом не следует превращать игру в заня­тие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять актив­ность детей. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.

По мере расширения круга представлений об окружающем мире возрастают возможности ребенка отразить эти представле­ния в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети ра­зыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр.

Творчество ребенка органично связано с яркими эмоцио­нальными переживаниями. Однако дети с отклонениями в раз­витии недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказ­ку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловырази­тельна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, следует в работе с детьми ис­пользовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.

Итак, первое направление работы по развитию творческих спо­собностей детей — развитие воображения и обогащение эмоциональ­ной сферы в сюжетно-ролевой игре.

Второе направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно-об­разное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию


Формирование творческих способностей

готовых образов и созданию на этой основе новых Так, на заня­тиях по лепке, конструированию, рисованию, аппликации можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способнос­тей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с на­глядными моделями: схемами, макетами, символическими изоб­ражениями.

Третье направлениеформирование способностей к словесному творчеству. Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Такого рода задания являются наиболее сложными для детей с нарушениями речевого развития.

Задание 1

Заранее готовится набор предметов: брусок, палочка, конус, пластмассовый шарик, цилиндр, деревянное колечко, а также кар­тинки с изображением, напоминающим каждый из этих предметов. Для каждого предмета подбирается несколько картинок: брусок — санки, мыло, одежная щетка, автобус палочка — карандаш, термометр, удочка, нож конус — ракета, морковка, елочка, пирамидка шарик — мячик, яблоко, воздушный шар, Колобок цилиндр — стакан, ваза, конфета, сосиска колечко — украшение-кольцо, бублик, колесо, руль. Дети усаживаются вокруг стола и каждый получает какой-либо предмет. Педагог показывает карточку и спрашивает: «Чей предмет похож на карандаш? Что это за предмет?» В данном случае ребенок показывает палочку. Очень важно, чтобы ребенок показал действие — палочкой можно «рисовать». В этом случае он получает картинку. Также обыгрываются остальные предметы.

Задание 2

На столе у педагога две куклы и неоформленный игровой мате­риал: кубик, шишка, пустая коробочка, лоскуток, камешек, палочка. Педагог берет одну куклу, а другую дает ребенку. Развертывается диалог: «Маша, Маша, давай поиграем в магазин», — предлагает ребенок. Педагог от имени кукол отвечает: «У меня игрушек нет!»


Формирование творческих способностей

Тогда ребенок выбирает какой-то предмет и предлагает использо­вать его в игре. Таким образом можно подобрать предметы-замести­тели и к другим играм.

Задание 3

На прогулке детям предлагают игру «Угадай, кто я». Каждый ребенок, по очереди, с помощью мимики, жестов, звукоподражания изображает: поезд, машину, лошадь, собаку, кошку, чайник, самолет и тд. Другие дети должны угадать, что изображает их товарищ.

Задание 4

Во время прогулки детям предлагают поиграть в игру «Сделаем вместе». Например: «Мы вместе будем стирать белье. Сначала замо­чим его в тазу. Потом намылим и будем стирать. Теперь белье нужно прополоскать. Вот и можно выжимать». Все действия педагог и ребе­нок сопровождают пантомимой. Другому ребенку можно предло­жить продолжить цепочку воображаемых действий - развесить бе­лье, потом снять его с веревочки, потом выгладить.

Задание 5

На столе у педагога располагаются атрибуты для различных игр и неоформленный игровой материал. Вносится кукла-Хрюша. Педа­гог говорит от его имени: «Ребята, как у вас много игрушек. Давай­те поиграем в «Парикмахерскую». Только помогите мне подобрать игрушки». Дети помогают ему и предлагают взять белый халат, зер­кало, ножницы, нужна еще расческа, но ее в наборе нет. Перед детьми встает задача подобрать подходящий заместитель. Это может быть палочка, линейка и т.п.

Задание 6

Вывешивается большая картинка с изображением елки, на ко­торой прикрепляются вырезанные из бумаги изображения мешоч­ков разной формы и величины. Их форма напоминает форму пред­метов, которые ставятся на стол педагога. Это мяч, кукла-неваляшка, снеговик, пирамидка, стаканчик для карандашей и т.д. Взрослый пред­лагает отгадать, какие подарки могут быть в мешочках у Деда Мо­роза. Ребенок отвечает и забирает себе названный предмет.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: