стране оживают разные необычные слова. Скажешь: лиса — и она появится, скажешь: лисопетух — и у лисы окажется петушиный хвост. На первых порах педагог предлагает детям слепить обычное животное, а на следующем занятии создать новый образ фантастического животного. В данном случае велика роль слова, побуждающего к формированию такого образа.
Задание 22
Педагог рассматривает с детьми картинки с изображением предметов: молотка, пилы, веревки, ножа, вилки, ножниц, табуретки, книжной полки и т.д. После того как уточнены представления детей о назначении этих предметов, им предлагается изобрести новые вещи. Например, предмет, который может служить одновременно вилкой и ножом. Детям предлагают нарисовать такие вещи с опорой на имеющиеся картинки и рассказать о них.
Задание 23
Детям предлагают выполнить простую аппликацию из готовых форм. Каждый должен наклеить на бумагу свою фигурку: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Педагог расставляет на столе различные предметы: будильник, мячик, яйцо, пластмассовую рыбку, грузовичок, пирамидку. Дети должны вырезать и наклеить какие-то части, чтобы дополнить изображение и придать ему предметное значение. Например, можно наклеить тонкие полоски-стрелки, расположив их в кружочке, и получится будильник.
Задание 24
Детям раздаются карандаши и наборы карточек с неза-вершен-ными схематическими изображениями предметов. Нужно дорисовать картинки и сказать, что получилось. Можно такого рода изображения объединить тематически и расположить на одном большом листе, предложив детям изобразить «Волшебный лес», «Волшебное море», «Волшебную поляну», «Волшебный город». Основное требование — рассказывать о своей работе.
|
Задание 25
Детям показываются карточки с изображением геометрических фигур. Нужно назвать как можно больше предметов, напоминающих по форме ту или иную фигуру.
Формирование творческих способностей
Задание 26
Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и наборы карточек со схематическими изображениями. Детям предлагается дорисовать их, а затем назвать, что получилось. После этого ребятам предлагают изменить положение фигурки в пространстве: положить карточку вверх ногами, на бок и подумать, на что теперь похоже изображение.
Задание 27
Свободное дорисовывание символических изображений. Основное требование к детям - комментировать свои действия и словесно обозначать новый образ.
Задание 28
Детям предлагается словесное задание: составить сложные предложения с союзом «если бы». Педагог начинает с конкретных примеров: «Если бы повар не приготовил обед, то в детском саду все остались бы голодными». Далее детям предлагается продолжить следующие предложения:
Если бы зимой стало сильно греть солнце,... Если бы все поезда остановились,... Если бы у кошки выросли крылья,... Если вылетом выпал снег,...
Задание 29
Детям предлагается словесная игра «Что сначала, что потом». Изготавливаются 10 пар рисунков:
гнездо с яйцом — птичка;
мальчик в постели — он же идет с портфелем;
гриб маленький — гриб большой;
у бабушки в руках клубок пряжи и спицы — у нее в руках связанные носки;
мальчик грязный — он моется в душе;
девочка стирает кукольное белье — белье сушится;
|
перед мальчиком дощечка с пластилином — перед ним пластилиновый петух;
Формирование творческих способностей
у девочки воздушный шарик — шарик улетел;
дети играют в комнате — пустая комната, игрушки разбросаны на полу.
Педагог раскладывает перед детьми первую пару картинок и рассказывает: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился цыпленок». Детям предлагается поменять картинки местами и придумать свою версию событий. Например: «Цыпленок гулял один, ему было скучно. Он нашел еще яичко и обрадовался. Стал ждать, пока из него вылупится другой цыпленок». Аналогичным образом обыгрываются остальные пары изображений.
Задание 30
Детям предлагают ответить на вопросы взрослого: «Кто кем (или чем) будет?» Яйцом, цыпленком, мальчиком, девочкой, желудем, тканью, дощечкой. Капустой, мукой, тестом. Если дети будут испытывать затруднения, можно заранее приготовить соответствующие картинки (цыпленок, куриир, мужчина, женщина, дуб, платье, стол, салат, хлеб, пироги).
Задание 31
Вариант предыдущей игры. Смысл в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, дуб — желудем, бабочка — гусеницей и т.д.
Следующий цикл заданий - на развитие артистических способностей, или артистические игры на воображение. Детям предлагается, проявив воображение и творчество, без предметов изобразить следующее, желательно под музыку.
1. «Лисичка подслушивает разговор кота и петушка». Вырази
тельные движения: голова наклонена вперед и чуть в сторону, рука
приставлена к уху, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, кор
пус слегка наклонен вперед.
|
2. «Девочка ловит бабочку сачком». Выразительные движения —
шея несколько вытянута вперед, рука с воображаемым сачком так
же вытянута вперед, легко бежать на кончиках пальцев.
3. «Поднять тяжелый чемодан». Выразительные движения: кор
пус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены
вниз. Чемодан удается поднять лишь с нескольких попыток, а
Формирование творческих способностей
потом он опять перетягивает, и ребенок принимает исходное положение.
4. «Брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий
предмет». Выразительные движения: резко отдергивать протянутую
руку.
5. «Матрос смотрит в бинокль». Выразительные движения: ку
лачки поднесены к глазам, нога отставлена назад на носок, корпус
поворачивается вправо и влево.
6. «Дирижер управляет оркестром». Один ребенок подражает дви
жениям рук дирижера, остальные — игре на инструментах (гитаре,
скрипке, дудочке, балалайке, барабане) под соответствующее му
зыкальное сопровождение.
7. «Звери на полянке». Нужно изобразить «походку» курицы, утки,
гуся, пингвина, попрыгать, как лягушки, кенгуру, зайцы, показать, как
ведут себя: сердитая кошка, заяц, прячущийся от лисы, рассерженный
петух или гусь.
8. Показать воображаемые действия (без предмета):
—вдеть нитку в иголку;
—пришить пуговицу;
—подбросить и поймать мяч;
—наколоть дрова;
- раскрыть и закрыть книгу;
- погладить кошку;
- понюхать яблоко, апельсин, розу, чеснок;
— покрасить стены;
- прополоскать белье.
9. Изобразить предметы, используя мимику, жесты, звукопод
ражание: чайник, паровоз, самолет, велосипед, часы с боем, часы с ку
кушкой, скрипучую дверь и т.д.
10. «Пешеходы идут». У них разные походки, это люди разного
возраста: вот старушка ведет собачку на поводке, вот идет старичок
с палочкой, вот мама ведет за руку малыша, вот шагают военные.
РЕКОМЕНДУЕМА ЛИТЕРАТУРА
ВенгерЛЛ., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978.
Дьяченко ОМ. Воображение дошкольника. М., 1986.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.
Родари Джанни. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. М., 1978.
Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет/ Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М., 1991.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие у дошкольников внимания, памяти и мыслитель-
ной деятельности................................................................. 3
2. Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в
развитии......................................................................... 16
3. Формирование представлений о цвете и форме у детей,
отстающих в развитии........................................................ 20
4. Формирование у детей представлений о величине............... 32
5. Формирование творческих способностей у дошкольников
с проблемами в развитии................................................. 50
Рекомендуемая литература................................................. 63