Формирование творческих способностей




стране оживают разные необычные слова. Скажешь: лиса — и она появится, скажешь: лисопетух — и у лисы окажется петушиный хвост. На первых порах педагог предлагает детям слепить обычное животное, а на следующем занятии создать новый образ фантасти­ческого животного. В данном случае велика роль слова, побуждаю­щего к формированию такого образа.

Задание 22

Педагог рассматривает с детьми картинки с изображением пред­метов: молотка, пилы, веревки, ножа, вилки, ножниц, табуретки, книж­ной полки и т.д. После того как уточнены представления детей о назначении этих предметов, им предлагается изобрести новые вещи. Например, предмет, который может служить одновременно вилкой и ножом. Детям предлагают нарисовать такие вещи с опорой на имеющиеся картинки и рассказать о них.

Задание 23

Детям предлагают выполнить простую аппликацию из готовых форм. Каждый должен наклеить на бумагу свою фигурку: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Педагог расставляет на столе различные предметы: будильник, мячик, яйцо, пластмассовую рыбку, грузовичок, пирамидку. Дети должны вырезать и наклеить какие-то части, чтобы дополнить изображение и придать ему предметное значение. Напри­мер, можно наклеить тонкие полоски-стрелки, расположив их в кружочке, и получится будильник.

Задание 24

Детям раздаются карандаши и наборы карточек с неза-вершен-ными схематическими изображениями предметов. Нужно дорисо­вать картинки и сказать, что получилось. Можно такого рода изоб­ражения объединить тематически и расположить на одном большом листе, предложив детям изобразить «Волшебный лес», «Волшебное море», «Волшебную поляну», «Волшебный город». Основное требо­вание — рассказывать о своей работе.

Задание 25

Детям показываются карточки с изображением геометрических фигур. Нужно назвать как можно больше предметов, напоминаю­щих по форме ту или иную фигуру.


Формирование творческих способностей

Задание 26

Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и на­боры карточек со схематическими изображениями. Детям предлага­ется дорисовать их, а затем назвать, что получилось. После этого ребятам предлагают изменить положение фигурки в пространстве: положить карточку вверх ногами, на бок и подумать, на что теперь похоже изображение.

Задание 27

Свободное дорисовывание символических изображений. Основ­ное требование к детям - комментировать свои действия и словесно обозначать новый образ.

Задание 28

Детям предлагается словесное задание: составить сложные пред­ложения с союзом «если бы». Педагог начинает с конкретных при­меров: «Если бы повар не приготовил обед, то в детском саду все остались бы голодными». Далее детям предлагается продолжить сле­дующие предложения:

Если бы зимой стало сильно греть солнце,... Если бы все поезда остановились,... Если бы у кошки выросли крылья,... Если вылетом выпал снег,...

Задание 29

Детям предлагается словесная игра «Что сначала, что потом». Изготавливаются 10 пар рисунков:

гнездо с яйцом — птичка;

мальчик в постели — он же идет с портфелем;

гриб маленький — гриб большой;

у бабушки в руках клубок пряжи и спицы — у нее в руках связан­ные носки;

мальчик грязный — он моется в душе;

девочка стирает кукольное белье — белье сушится;

перед мальчиком дощечка с пластилином — перед ним пластили­новый петух;


Формирование творческих способностей

у девочки воздушный шарик — шарик улетел;

дети играют в комнате — пустая комната, игрушки разбросаны на полу.

Педагог раскладывает перед детьми первую пару картинок и рассказывает: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился цып­ленок». Детям предлагается поменять картинки местами и приду­мать свою версию событий. Например: «Цыпленок гулял один, ему было скучно. Он нашел еще яичко и обрадовался. Стал ждать, пока из него вылупится другой цыпленок». Аналогичным образом обыг­рываются остальные пары изображений.

Задание 30

Детям предлагают ответить на вопросы взрослого: «Кто кем (или чем) будет?» Яйцом, цыпленком, мальчиком, девочкой, же­лудем, тканью, дощечкой. Капустой, мукой, тестом. Если дети бу­дут испытывать затруднения, можно заранее приготовить соответ­ствующие картинки (цыпленок, куриир, мужчина, женщина, дуб, платье, стол, салат, хлеб, пироги).

Задание 31

Вариант предыдущей игры. Смысл в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок — яйцом, лошадь — жере­бенком, дуб — желудем, бабочка — гусеницей и т.д.

Следующий цикл заданий - на развитие артистических спо­собностей, или артистические игры на воображение. Детям предла­гается, проявив воображение и творчество, без предметов изобра­зить следующее, желательно под музыку.

1. «Лисичка подслушивает разговор кота и петушка». Вырази­
тельные движения: голова наклонена вперед и чуть в сторону, рука
приставлена к уху, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, кор­
пус слегка наклонен вперед.

2. «Девочка ловит бабочку сачком». Выразительные движения —
шея несколько вытянута вперед, рука с воображаемым сачком так­
же вытянута вперед, легко бежать на кончиках пальцев.

3. «Поднять тяжелый чемодан». Выразительные движения: кор­
пус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены
вниз. Чемодан удается поднять лишь с нескольких попыток, а


Формирование творческих способностей

потом он опять перетягивает, и ребенок принимает исходное поло­жение.

4. «Брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий
предмет».
Выразительные движения: резко отдергивать протянутую
руку.

5. «Матрос смотрит в бинокль». Выразительные движения: ку­
лачки поднесены к глазам, нога отставлена назад на носок, корпус
поворачивается вправо и влево.

6. «Дирижер управляет оркестром». Один ребенок подражает дви­
жениям рук дирижера, остальные — игре на инструментах (гитаре,
скрипке, дудочке, балалайке, барабане) под соответствующее му­
зыкальное сопровождение.

7. «Звери на полянке». Нужно изобразить «походку» курицы, утки,
гуся, пингвина, попрыгать, как лягушки, кенгуру, зайцы,
показать, как
ведут себя: сердитая кошка, заяц, прячущийся от лисы, рассерженный
петух или гусь.

8. Показать воображаемые действия (без предмета):

 

—вдеть нитку в иголку;

—пришить пуговицу;

—подбросить и поймать мяч;

—наколоть дрова;

 

- раскрыть и закрыть книгу;

- погладить кошку;

- понюхать яблоко, апельсин, розу, чеснок;

— покрасить стены;

- прополоскать белье.

9. Изобразить предметы, используя мимику, жесты, звукопод­
ражание: чайник, паровоз, самолет, велосипед, часы с боем, часы с ку­
кушкой, скрипучую дверь
и т.д.

10. «Пешеходы идут». У них разные походки, это люди разного
возраста: вот старушка ведет собачку на поводке, вот идет старичок
с палочкой,
вот мама ведет за руку малыша, вот шагают военные.


РЕКОМЕНДУЕМА ЛИТЕРАТУРА

ВенгерЛЛ., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной куль­туры ребенка. М., 1988.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дош­кольников. / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978.

Дьяченко ОМ. Воображение дошкольника. М., 1986.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.

Родари Джанни. Грамматика фантазии. Введение в искусство приду­мывания историй / Пер. с итал. М., 1978.

Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет/ Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М., 1991.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие у дошкольников внимания, памяти и мыслитель-

ной деятельности................................................................. 3

2. Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в

развитии......................................................................... 16

3. Формирование представлений о цвете и форме у детей,

отстающих в развитии........................................................ 20

4. Формирование у детей представлений о величине............... 32

5. Формирование творческих способностей у дошкольников

с проблемами в развитии................................................. 50

Рекомендуемая литература................................................. 63


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: