ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ




ISBN 5-89334-097-3


© Борякова Н. Ю., Соболева А. В.,

Ткачева В. В., 1998 © Оформление. «Гном-Пресс», 1999


Рецензенты: Баркова Т. Н. —кандидат психологических наук Архипова Е. Ф. —кандидат педагогических наук

Издатель—А. Казаков Ответственный за выпуск—М. Вишневская

Редактор—С. Коноваленко

Оригинал-макет—Г. Кузнецов

Обложка—В. Арбеков

Издательство ООО "ГНОМ-ПРЕСС"

127167, Москва, Ленинградский пр-т, 54-а, офис 43

Тел./факс 151-74-91, 280-02-07

Лицензия ЛР № 064388 от 10.01.96 г. Подписано в печать 20.01.99 г. Печать высокая. Объем—4 п. л. Формат 84х 108V32- Тираж 10000 экз. Заказ№ 1880. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГМП «Первая Образцовая типогра­фия» Государственного комитета РФ по печати. 113054, Москва, Валовая, 28.


РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ВНИМАНИЯ,

ПАМЯТИ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ре­бенка дошкольного возраста — важнейшая составная часть его об­щего психического развития.

В свою очередь, речевая деятельность формируется и функцио­нирует в тесной связи со всеми психическими процессами, проте­кающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Устойчивое внимание играет важную роль в познании ре­бенком окружающей действительности и во всей его практичес­кой деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего его затронуло эмо­ционально, что было ему интересно. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно на­правлять его на определенные предметы, явления, фиксировать­ся на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе коррекционных занятий логопед должен приучать де­тей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной инструкции.

Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как дол­го он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также В какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.

Ниже приведены задания, которые полезно включать в кор-рекционные занятия с детьми.


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности

Задание 1

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Далее ребенку предлагается зак­рыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время убирается одна игрушка (потом можно убрать 2-3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряет­ся. Если в занятии принимают участие несколько детей, то за пра­вильный ответ каждый получает очко или фишку, по количеству которых определяется победитель.

Задание 2

На столе выставлены 2-4 знакомые ребенку игрушки (их на­звания проговариваются). Предлагается ребенку их внимательно рас­смотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Добавля­ется еще одна игрушка. Осмотрев игрушки, ребенок должен ска­зать, какая игрушка появилась.


Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности

Задание 3

На столе выставлены 2—4 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит убранные игрушки.

Подобную работу можно провести с картинками. Но здесь надо учесть следующее: детям с низким уровнем речевого развития го­раздо легче работать с игрушками, так как они больше им нравятся и создают эмоциональный настрой.

Задание 4

Берется из детского лото несколько картинок, где изображены знакомые детям предметы (количество этих картинок будет зави­сеть от возраста ребенка, речевого и психического развития). Ребе­нок должен их сгруппировать и назвать каждую группу (одежда, посуда...).

Задание 5

Называется ряд слов, а ребенок раскладывает на выставленном наборном полотне картинки, соответствующие этим словам.

Задание 6

Выкладываются на столе в определенном порядке несколько картинок. Затем называется ряд картинок, а ребенок должен запом­нить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности___

Задание 7

Ребенок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные картинки, но и разложить их в том же порядке, в кото­ром они назывались.

Задание 8

Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, за­помнить их, а потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом — 3. Постепенно количество слов нарастает. Круг предлагаемых слов за­висит от уровня речевого развития ребенка. Например: стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты).

Задание 9

Увеличить число слов, дать их по нескольким темам одновре­менно.




 


Ракета, машина, еж, лиса (транспорт и животные). Паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда, ме­бель).

Задание 10

Произносится вслух ряд слов и предлагается ребенку к каждо­му слову подобрать подходящую по содержанию картинку и отло­жить ее в сторону. Например, к слову «молоко» отложить картинку, где изображена корова.


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности_

Затем ребенку предлагается по каждой из отложенных карти­нок припомнить соответствующее слово (метод опосредованного за­поминания предложен Л.С. Выготским, разработан и описан М.Н.Ко­ноновой).



 


 


 


Лексические примеры


 

обед свет птица молоко поле
сад одежда ученье лошадь ошибка
дорога ночь стул мышь лес

Картинки


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности______

Задание 11

Заготавливаются таблички или плакаты со знакомыми для ре­бенка предметами. Ребенку предлагается зачеркнуть только все елоч­ки или только все пирамидки.

Задание постепенно усложняется — дается большее количество предметов. Детям более старшего возраста, знакомым с геометри­ческими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таб­лички с геометрическими фигурами.

Предлагается сначала зачеркнуть круги, потом — треугольники.

Задание 12

Для того, чтобы научить ребенка распределять внимание, во время выполнения задания ему задаются вопросы, касающиеся его родителей, близких людей, его самого.

Задание 13

Ребенку даются карточки с изображением фигур или предме­тов и предлагается разложить их в определенной последовательнос­ти. Первоначально можно объяснить и показать, как это надо де­лать, а потом ограничиться только словесной инструкцией.


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности____

Задание 14

Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Он должен нарисовать деревья (обычные елочки). Когда он нарисует 3-4 елочки, предло­жить нарисовать их наоборот (обратить внимание на то, как быстро ребенок переключается на другое задание).

Задание 15

Показывается несколько незаконченных рисунков. Берутся не­сложные рисунки (дом, стул, чайник). Одна деталь у них недорисова­на. Ребенок должен догадаться, что забыл дорисовать художник.

Задание 16

На столе раскладываются счетные палочки. Дается образец фи­гуры, сначала простой, потом сложной. Ребенок должен сложить точно такую фигуру. Задание дается в порядке возрастающей слож­ности: а) образец оставляется перед глазами ребенка; б) образец убирается. Можно фигуры складывать из кубиков.

Задание 17

Дается стопка картинок, на которых изображены одни и те же игрушки (некоторые из них совсем одинаковые, а некоторые отли­чаются одной деталью). Ребенку предлагается разложить картинки по данному образцу. Например: мишка коричневый в штанишках (три


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности____

картинки), мишка коричневый в фартучке (три картинки); мишка коричневый без одежды (три картинки).

Родители могут по своему усмотрению подготовить различные карточки, сохранив принцип подбора картинок.

Ребенок должен: а) отобрать однотипные картинки; б) разло­жить все картинки по образцу.

Во время выполнения задания наблюдают, насколько правиль­но ребенок выполняет действия, как долго удерживает в своей па­мяти задание, насколько хорошо различает в одежде похожих ми­шек. Фиксируется также и заинтересованность ребенка.

Задание 18

Игра «Живое-неживое». Взрослый называет ребенку предмет живой или неживой природы. Тот должен подобрать соответствую­щее слово. Например:

взрослый — ребенок белка—заяц

кошка — собака велосипед — машина

стул — кровать окно — дверь

Задание 19

Игра «Ухо — нос». Дети внимательно слушают команду: «Ухо!» — дотрагиваются до уха. «Нос!» — до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, а затем умышленно допускает ошибки. Дети должны быть предельно внимательны, чтобы правильно спра­виться с заданием.

Задание 20

Игра «Выдуманные небылицы». Сели дети в кружок и стали вспоминать интересные истории. У каждого карточка с сюжетной картинкой. Например:

«Я взял корзинку и пошел в лес за грибами. Вдруг в кустах что-то зашипело. Я нагнулся и поднял ветку. Из-под ветки выгля­дывал слон».


Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности


 



 


Бывает так или не бывает? Кто мог выглядывать из-под ветки?



Задание 21

Игра «Кто самый внимательный?» Де­тям раздаются цветные фишки. Затем предла­гается внимательно рассмотреть красивую кук­лу: какого цвета у нее волосы, глаза, бант, платье, фартук, воротничок и т.д. Кукла уби­рается. Затем ведущий называет только одно слово: волосы (платье, бант), а дети должны поднять фишку соответствующего цвета. При правильном ответе дается кружок — очко. Вы­игрывает тот, у кого больше всех будет очков.


П


Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности

Задание 22

Игра «Потерянный домик». На импровизированной поляне по­является несколько домиков. Они отличаются размером и цветом. Из каждого домика выходит хозяин. Например, из высокого пят­нистого домика — жираф, из маленького зеленого — кузнечик, из маленького разноцветного - бабочка и т.д. Вдруг раздается шум.

Ведущий:

«Перепутал все на свете

Знаю, кто — проказник ветер».

Дует ветер (ребенок) и домики разлетаются в разные стороны. Дети бегут к одному домику и ищут его жильца (так и с остальны­ми домиками).

Задание 23

Игра «Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись». На доске выставляется до 20 картинок. В течение 1-2 минут дети ходят по группе и стараются запомнить как можно больше предметов. Затем подходят к доске и отбирают соответствующие картинки.

Задание 24

Игра «Посмотри на этот ряд и построй нас всех подряд».

Выбирается ведущий. Дети стоят друг за другом. Ведущий старается запомнить их последовательность. Играет музыка, дети разбегаются в разные стороны. Ведущий должен поставить их в первоначальном порядке.

Задание 25

Дети встают в круг, ведущий в центр. Каждый из детей пока­зывает любую позу (присесть, руки вверх, в стороны и т.д.). Ведущий старается запомнить эти движения и спустя 1 минуту повторить их.

Задание 26

На столе разложены картинки из разных предметных тем («По­суда», «Обувь», «Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т.д.). Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам:


Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности

1) что мы едим (по теме «Продукты питания»);

2) что мы надеваем (по теме «Одежда»);

3) что растет на огороде (по теме «Овощи»).

При самом простом варианте работы ребенку дается картинка-образец, которая находится перед его глазами при выполнении за­дания; ребенку нужно подобрать картинки только по двум темам.

При усложнении задания количество тем увеличивается до 4-5, образец убирается. Ребенок выполняет задание самостоятель­но,.

Задание 27

Раскладывается перед ребенком ряд картинок, где изображены хорошо известные ему предметы, которые можно классифициро­вать по темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Фрукты», «Ово­щи», «Игрушки», «Рыбы», «Насекомые». Сначала выставляются предметы одной темы, к ним прибавляются предметы из другой темы, например:

а) ромашка, роза, одуванчик, курица и т.д.

Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к теме задания, объяснить, почему она лишняя.

Далее задание усложняется: даются картинки из более близких
групп, например: t

б) смородина, груша, малина, земляника;

морковь, репа, редиска, яблоко; медведь, лиса, ежик, собака.


_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности_____

Затем можно предложить и такие картинки:

шуба, летнее пальто, зимнее пальто;

смородина, земляника, яблоко, черника. Цель задания - более тонкая дифференциация предметов.

Задание 28

На столе разложены в беспорядке части одной разрезной кар­тинки. Надо собрать их так, чтобы получился весь предмет. Предме­ты, изображенные на картинках, должны быть хорошо знакомы детям. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом -разрезанная на три, четыре части. Хорошо использовать и простые кубики.

Работа с разрезными картинками помогает логопеду выяснить:

а) как ребенок справляется с комбинированием;

б) как соотносит части и целое;

в) действует ли он при составлении картинки методом проб и
ошибок или же пытается выполнить мыслительную операцию.

Задание 29

Для складывания предлагается разрезанная на несколько частей двусторонняя картинка, на одной стороне которой нарисована ло­шадь, на другой — корова.


Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности

Задание 30

Ребенку показывается часть картинки, а он должен угадать весь предмет, изображенный на ней. Здесь можно пользоваться материа­лом для игр, где даны картинки, разрезанные на две, четыре части, кубики и т.д.

Задание 31

На столе разложены карточки. На одних изображены различные действия, на других — орудия действия. Ребенок должен выбрать из стопки картинок те карточки, которые нужны для выполнения ука­занных логопедом действий.


 


СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необ­ходимо достичь определенного уровня развития восприятия, на­учиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслуши­ваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

Сенсорное развитие аномальных детей имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное — в обозначении этих свойств словом. Даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориенти­руются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Логопеды и воспитатели должны хорошо представлять конк­ретные задачи сенсорного воспитания детей с общим недоразвити­ем речи. Эти задачи, содержание и методы работы будут зависеть от возраста ребенка, уровня его речевого и психического развития.

Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чув­ственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зри­тельного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слу­хового, в частности фонематического слуха и фонематического вос­приятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе с дошкольника­ми с недоразвитием речи в качестве наглядных пособий лучше ис­пользовать натуральные предметы, при этом давать ребятам воз­можность активно действовать с ними: не только рассмотреть, на-


Сенсорное воспитание

пример, яблоко, но поиграть с ним, покатать его, ощупать с зак­рытыми глазами, достать из Волшебного мешочка, выбрав на ощупь, понюхать, попробовать. Такая деятельность поможет активизиро­вать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свой­ства предмета.

Большое значение для психического развития ребенка имеет закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мер­ками — сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства пред­метов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребе­нок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.

Формирование полноценных представлений о свойствах пред­метов возможно лишь при определенном уровне развития способ­ности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок.использует различные способы ориентировки. Сначала это практи­ческие пробы, примеривание, когда фиксируются успешные дей-^ствия и отбрасываются ошибочные. Постепенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением, ему достаточно рассмот­реть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом их величины, он сразу находит прорезь нужной формы в «Почтовом ящике».

Совершенствование способов ориентировки в свойствах пред­метов, развитие прецептивной деятельности является еще одной важной задачей сенсорного воспитания.

В силу специфики психического развития детей с последствия­ми органического поражения нервной системы традиционный под­ход к организации сенсорного воспитания не всегда приводит к успеху. Педагоги, работающие с таким контингентом детей, долж­ны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая зада­чи коррекционного воспитания и обучения в целом.

Можно охарактеризовать несколько уровней сенсорного разви­тия, каждый из которых следует рассматривать как отправную точ-

2—1880 17


Сенсорное воспитание

ку в работе с детьми, определить основные этапы работы по сен­сорному воспитанию.

1-й уровень. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его передвижением в пространстве, стремится захватить, выполня­ет простейшие манипуляции. Еще не может установить тождество предметов, не использует поисковые способы ориентировки, реша­ет наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытается протолкнуть кубик в круглую прорезь «Почтового ящика». Инструкцию «Дай такую же куклу, такой же мячик» не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов еще не понимает и са­мостоятельно не употребляет. При нормальном развитии такого уровня достигает годовалый ребенок.

2-й уровень. Ребенок овладевает соотносящими действиями на уровне практических проб, используя их, находит идентичные пред­меты, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию «Дай такую же куклу, машинку, мячик», подбирает парные картинки,-справляется с простой «доской Сегена». Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными. Этого уровня разви­тия ребенок в норме достигает к двум годам.

3-й уровень. Устанавливает тождество предметов по цвету, фор­ме, величине, использует «опредмечивание»: овалкак огурчик, красный цвет — как помидорчик и т.п.

Такого уровня сенсорного развития ребенок достигает на тре­тьем году жизни.

4-й уровень. Легко идентифицирует предметы по цвету и фор­ме, начинает опираться на зрительное соотнесение. Самостоятельно еще не называет выделенные свойства. К четырем годам легко вы­полняет инструкцию «Дай красный кружок», «Покажи все квадра­тики». С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполненной работы. Само­стоятельно затрудняется правильно назвать цвет, форму предмета.

5-й уровень. У ребенка сформировано представление об основ­ным цветах, называет их самостоятельно. Может затрудняться в на­зывании промежуточных цветов и оттенков. Может правильно на­зывать объемные формы и плоскостные фигуры, но может спутать названия таких фигур, как квадрат и прямоугольник. При выпол-


Сенсорное воспитание

нении заданий действует преимущественно по зрительному соотне­сению.

Этого уровня ребенок достигает на пятом году жизни.

6-й уровень. Сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. Самостоятельно назы­вает их. Знает названия объемных форм и плоскостных геометричес­ких фигур. Выделяет цвет и форму окружающих предметов, пытает­ся передать их в продуктивных видах деятельности.

Легко справляется с заданиями на классификацию предметов по признаку цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных» при­знаков. Выстраивает сериационные ряды светлотных оттенков. Тако­го уровня нормально развивающийся ребенок достигает к шести ёодам.

7-й уровень. Наряду с вышеназванными достижениями форми­руется способность к пониманию сигнального значения цвета, фор­мы. Понимает сигналы светофора, самостоятельно подбирает подхо­дящие краски для изображения «Огней ночного города», «Спелых яблок», при конструировании подбирает детали, адекватные свой­ствам реальных предметов и их частей: треугольник — крыша, палоч­ка — труба, колечко — колесо. Этот уровень развития в норме дости­гается ребенком на седьмом году жизни.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: