ISBN 5-89334-097-3
© Борякова Н. Ю., Соболева А. В.,
Ткачева В. В., 1998 © Оформление. «Гном-Пресс», 1999
Рецензенты: Баркова Т. Н. —кандидат психологических наук Архипова Е. Ф. —кандидат педагогических наук
Издатель—А. Казаков Ответственный за выпуск—М. Вишневская
Редактор—С. Коноваленко
Оригинал-макет—Г. Кузнецов
Обложка—В. Арбеков
Издательство ООО "ГНОМ-ПРЕСС"
127167, Москва, Ленинградский пр-т, 54-а, офис 43
Тел./факс 151-74-91, 280-02-07
Лицензия ЛР № 064388 от 10.01.96 г. Подписано в печать 20.01.99 г. Печать высокая. Объем—4 п. л. Формат 84х 108V32- Тираж 10000 экз. Заказ№ 1880. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГМП «Первая Образцовая типография» Государственного комитета РФ по печати. 113054, Москва, Валовая, 28.
РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ВНИМАНИЯ,
ПАМЯТИ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста — важнейшая составная часть его общего психического развития.
В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе коррекционных занятий логопед должен приучать детей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной инструкции.
Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также В какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.
Ниже приведены задания, которые полезно включать в кор-рекционные занятия с детьми.
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
Задание 1
На столе выставлены знакомые детям игрушки. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время убирается одна игрушка (потом можно убрать 2-3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется. Если в занятии принимают участие несколько детей, то за правильный ответ каждый получает очко или фишку, по количеству которых определяется победитель.
Задание 2
На столе выставлены 2-4 знакомые ребенку игрушки (их названия проговариваются). Предлагается ребенку их внимательно рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Добавляется еще одна игрушка. Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась.
Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
Задание 3
На столе выставлены 2—4 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит убранные игрушки.
Подобную работу можно провести с картинками. Но здесь надо учесть следующее: детям с низким уровнем речевого развития гораздо легче работать с игрушками, так как они больше им нравятся и создают эмоциональный настрой.
Задание 4
Берется из детского лото несколько картинок, где изображены знакомые детям предметы (количество этих картинок будет зависеть от возраста ребенка, речевого и психического развития). Ребенок должен их сгруппировать и назвать каждую группу (одежда, посуда...).
Задание 5
Называется ряд слов, а ребенок раскладывает на выставленном наборном полотне картинки, соответствующие этим словам.
Задание 6
Выкладываются на столе в определенном порядке несколько картинок. Затем называется ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности___
Задание 7
Ребенок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда названные картинки, но и разложить их в том же порядке, в котором они назывались.
Задание 8
Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом — 3. Постепенно количество слов нарастает. Круг предлагаемых слов зависит от уровня речевого развития ребенка. Например: стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты).
Задание 9
Увеличить число слов, дать их по нескольким темам одновременно.
Ракета, машина, еж, лиса (транспорт и животные). Паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда, мебель).
Задание 10
Произносится вслух ряд слов и предлагается ребенку к каждому слову подобрать подходящую по содержанию картинку и отложить ее в сторону. Например, к слову «молоко» отложить картинку, где изображена корова.
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности_
Затем ребенку предлагается по каждой из отложенных картинок припомнить соответствующее слово (метод опосредованного запоминания предложен Л.С. Выготским, разработан и описан М.Н.Кононовой).
Лексические примеры
обед | свет | птица | молоко | поле |
сад | одежда | ученье | лошадь | ошибка |
дорога | ночь | стул | мышь | лес |
Картинки
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности______
Задание 11
Заготавливаются таблички или плакаты со знакомыми для ребенка предметами. Ребенку предлагается зачеркнуть только все елочки или только все пирамидки.
Задание постепенно усложняется — дается большее количество предметов. Детям более старшего возраста, знакомым с геометрическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с геометрическими фигурами.
Предлагается сначала зачеркнуть круги, потом — треугольники.
Задание 12
Для того, чтобы научить ребенка распределять внимание, во время выполнения задания ему задаются вопросы, касающиеся его родителей, близких людей, его самого.
Задание 13
Ребенку даются карточки с изображением фигур или предметов и предлагается разложить их в определенной последовательности. Первоначально можно объяснить и показать, как это надо делать, а потом ограничиться только словесной инструкцией.
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности____
Задание 14
Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Он должен нарисовать деревья (обычные елочки). Когда он нарисует 3-4 елочки, предложить нарисовать их наоборот (обратить внимание на то, как быстро ребенок переключается на другое задание).
Задание 15
Показывается несколько незаконченных рисунков. Берутся несложные рисунки (дом, стул, чайник). Одна деталь у них недорисована. Ребенок должен догадаться, что забыл дорисовать художник.
Задание 16
На столе раскладываются счетные палочки. Дается образец фигуры, сначала простой, потом сложной. Ребенок должен сложить точно такую фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: а) образец оставляется перед глазами ребенка; б) образец убирается. Можно фигуры складывать из кубиков.
Задание 17
Дается стопка картинок, на которых изображены одни и те же игрушки (некоторые из них совсем одинаковые, а некоторые отличаются одной деталью). Ребенку предлагается разложить картинки по данному образцу. Например: мишка коричневый в штанишках (три
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности____
картинки), мишка коричневый в фартучке (три картинки); мишка коричневый без одежды (три картинки).
Родители могут по своему усмотрению подготовить различные карточки, сохранив принцип подбора картинок.
Ребенок должен: а) отобрать однотипные картинки; б) разложить все картинки по образцу.
Во время выполнения задания наблюдают, насколько правильно ребенок выполняет действия, как долго удерживает в своей памяти задание, насколько хорошо различает в одежде похожих мишек. Фиксируется также и заинтересованность ребенка.
Задание 18
Игра «Живое-неживое». Взрослый называет ребенку предмет живой или неживой природы. Тот должен подобрать соответствующее слово. Например:
взрослый — ребенок белка—заяц
кошка — собака велосипед — машина
стул — кровать окно — дверь
Задание 19
Игра «Ухо — нос». Дети внимательно слушают команду: «Ухо!» — дотрагиваются до уха. «Нос!» — до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, а затем умышленно допускает ошибки. Дети должны быть предельно внимательны, чтобы правильно справиться с заданием.
Задание 20
Игра «Выдуманные небылицы». Сели дети в кружок и стали вспоминать интересные истории. У каждого карточка с сюжетной картинкой. Например:
«Я взял корзинку и пошел в лес за грибами. Вдруг в кустах что-то зашипело. Я нагнулся и поднял ветку. Из-под ветки выглядывал слон».
Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
Бывает так или не бывает? Кто мог выглядывать из-под ветки?
Задание 21
Игра «Кто самый внимательный?» Детям раздаются цветные фишки. Затем предлагается внимательно рассмотреть красивую куклу: какого цвета у нее волосы, глаза, бант, платье, фартук, воротничок и т.д. Кукла убирается. Затем ведущий называет только одно слово: волосы (платье, бант), а дети должны поднять фишку соответствующего цвета. При правильном ответе дается кружок — очко. Выигрывает тот, у кого больше всех будет очков.
П
Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
Задание 22
Игра «Потерянный домик». На импровизированной поляне появляется несколько домиков. Они отличаются размером и цветом. Из каждого домика выходит хозяин. Например, из высокого пятнистого домика — жираф, из маленького зеленого — кузнечик, из маленького разноцветного - бабочка и т.д. Вдруг раздается шум.
Ведущий:
«Перепутал все на свете
Знаю, кто — проказник ветер».
Дует ветер (ребенок) и домики разлетаются в разные стороны. Дети бегут к одному домику и ищут его жильца (так и с остальными домиками).
Задание 23
Игра «Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись». На доске выставляется до 20 картинок. В течение 1-2 минут дети ходят по группе и стараются запомнить как можно больше предметов. Затем подходят к доске и отбирают соответствующие картинки.
Задание 24
Игра «Посмотри на этот ряд и построй нас всех подряд».
Выбирается ведущий. Дети стоят друг за другом. Ведущий старается запомнить их последовательность. Играет музыка, дети разбегаются в разные стороны. Ведущий должен поставить их в первоначальном порядке.
Задание 25
Дети встают в круг, ведущий в центр. Каждый из детей показывает любую позу (присесть, руки вверх, в стороны и т.д.). Ведущий старается запомнить эти движения и спустя 1 минуту повторить их.
Задание 26
На столе разложены картинки из разных предметных тем («Посуда», «Обувь», «Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т.д.). Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам:
Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
1) что мы едим (по теме «Продукты питания»);
2) что мы надеваем (по теме «Одежда»);
3) что растет на огороде (по теме «Овощи»).
При самом простом варианте работы ребенку дается картинка-образец, которая находится перед его глазами при выполнении задания; ребенку нужно подобрать картинки только по двум темам.
При усложнении задания количество тем увеличивается до 4-5, образец убирается. Ребенок выполняет задание самостоятельно,.
Задание 27
Раскладывается перед ребенком ряд картинок, где изображены хорошо известные ему предметы, которые можно классифицировать по темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Рыбы», «Насекомые». Сначала выставляются предметы одной темы, к ним прибавляются предметы из другой темы, например:
а) ромашка, роза, одуванчик, курица и т.д.
Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к теме задания, объяснить, почему она лишняя.
Далее задание усложняется: даются картинки из более близких
групп, например: t
б) смородина, груша, малина, земляника;
морковь, репа, редиска, яблоко; медведь, лиса, ежик, собака.
_____ Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности_____
Затем можно предложить и такие картинки:
шуба, летнее пальто, зимнее пальто;
смородина, земляника, яблоко, черника. Цель задания - более тонкая дифференциация предметов.
Задание 28
На столе разложены в беспорядке части одной разрезной картинки. Надо собрать их так, чтобы получился весь предмет. Предметы, изображенные на картинках, должны быть хорошо знакомы детям. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом -разрезанная на три, четыре части. Хорошо использовать и простые кубики.
Работа с разрезными картинками помогает логопеду выяснить:
а) как ребенок справляется с комбинированием;
б) как соотносит части и целое;
в) действует ли он при составлении картинки методом проб и
ошибок или же пытается выполнить мыслительную операцию.
Задание 29
Для складывания предлагается разрезанная на несколько частей двусторонняя картинка, на одной стороне которой нарисована лошадь, на другой — корова.
Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности
Задание 30
Ребенку показывается часть картинки, а он должен угадать весь предмет, изображенный на ней. Здесь можно пользоваться материалом для игр, где даны картинки, разрезанные на две, четыре части, кубики и т.д.
Задание 31
На столе разложены карточки. На одних изображены различные действия, на других — орудия действия. Ребенок должен выбрать из стопки картинок те карточки, которые нужны для выполнения указанных логопедом действий.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
Сенсорное развитие аномальных детей имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное — в обозначении этих свойств словом. Даже в старшем дошкольном возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Логопеды и воспитатели должны хорошо представлять конкретные задачи сенсорного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Эти задачи, содержание и методы работы будут зависеть от возраста ребенка, уровня его речевого и психического развития.
Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе с дошкольниками с недоразвитием речи в качестве наглядных пособий лучше использовать натуральные предметы, при этом давать ребятам возможность активно действовать с ними: не только рассмотреть, на-
Сенсорное воспитание
пример, яблоко, но поиграть с ним, покатать его, ощупать с закрытыми глазами, достать из Волшебного мешочка, выбрав на ощупь, понюхать, попробовать. Такая деятельность поможет активизировать словарь, обогатить его прилагательными, обозначающими свойства предмета.
Большое значение для психического развития ребенка имеет закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками — сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.
Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возможно лишь при определенном уровне развития способности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок.использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы, примеривание, когда фиксируются успешные дей-^ствия и отбрасываются ошибочные. Постепенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением, ему достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом их величины, он сразу находит прорезь нужной формы в «Почтовом ящике».
Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, развитие прецептивной деятельности является еще одной важной задачей сенсорного воспитания.
В силу специфики психического развития детей с последствиями органического поражения нервной системы традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда приводит к успеху. Педагоги, работающие с таким контингентом детей, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.
Можно охарактеризовать несколько уровней сенсорного развития, каждый из которых следует рассматривать как отправную точ-
2—1880 17
Сенсорное воспитание
ку в работе с детьми, определить основные этапы работы по сенсорному воспитанию.
1-й уровень. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его передвижением в пространстве, стремится захватить, выполняет простейшие манипуляции. Еще не может установить тождество предметов, не использует поисковые способы ориентировки, решает наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытается протолкнуть кубик в круглую прорезь «Почтового ящика». Инструкцию «Дай такую же куклу, такой же мячик» не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов еще не понимает и самостоятельно не употребляет. При нормальном развитии такого уровня достигает годовалый ребенок.
2-й уровень. Ребенок овладевает соотносящими действиями на уровне практических проб, используя их, находит идентичные предметы, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию «Дай такую же куклу, машинку, мячик», подбирает парные картинки,-справляется с простой «доской Сегена». Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными. Этого уровня развития ребенок в норме достигает к двум годам.
3-й уровень. Устанавливает тождество предметов по цвету, форме, величине, использует «опредмечивание»: овал — как огурчик, красный цвет — как помидорчик и т.п.
Такого уровня сенсорного развития ребенок достигает на третьем году жизни.
4-й уровень. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. Самостоятельно еще не называет выделенные свойства. К четырем годам легко выполняет инструкцию «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполненной работы. Самостоятельно затрудняется правильно назвать цвет, форму предмета.
5-й уровень. У ребенка сформировано представление об основным цветах, называет их самостоятельно. Может затрудняться в назывании промежуточных цветов и оттенков. Может правильно называть объемные формы и плоскостные фигуры, но может спутать названия таких фигур, как квадрат и прямоугольник. При выпол-
Сенсорное воспитание
нении заданий действует преимущественно по зрительному соотнесению.
Этого уровня ребенок достигает на пятом году жизни.
6-й уровень. Сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. Самостоятельно называет их. Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Выделяет цвет и форму окружающих предметов, пытается передать их в продуктивных видах деятельности.
Легко справляется с заданиями на классификацию предметов по признаку цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. Выстраивает сериационные ряды светлотных оттенков. Такого уровня нормально развивающийся ребенок достигает к шести ёодам.
7-й уровень. Наряду с вышеназванными достижениями формируется способность к пониманию сигнального значения цвета, формы. Понимает сигналы светофора, самостоятельно подбирает подходящие краски для изображения «Огней ночного города», «Спелых яблок», при конструировании подбирает детали, адекватные свойствам реальных предметов и их частей: треугольник — крыша, палочка — труба, колечко — колесо. Этот уровень развития в норме достигается ребенком на седьмом году жизни.