Историографический обзор.




МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Исторический факультет

 

Реферат по дисциплине:

«Эволюционная картина мира»

на тему:

Неолитическая революция и ее значение для развития человечества.

Студент 3 курса

Васильев Игорь Валерьевич

Преподаватель

Королев Максим Юрьевич

 

Москва 2013 г.

Понятие революции.

Рассматривая историю человечества, мы говорим о развитии человеческого общества.

Вообще развитие есть движение в направлении от простого к сложному, от низшего к высшему, от хаотического однородного состояния к упорядоченным высокоорганизованным структурам. Движение это осуществляется путем накопления изменений, которые носят количественный характер. Но рано или поздно наступает момент, когда количественные изменения уже не могут способствовать дальнейшему развитию, их уже недостаточно. Однако, согласно закону перехода количественных изменений в качественные, сформулированному Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса, количественные изменения влекут за собой качественное преобразование.Таким образом, количественные изменения, накапливаясь, не только непосредственно способствуют постепенному развитию, но и подготавливают перерыв этой постепенности, резкий скачок в развитии. Такой скачок называется революцией.

 

Неолитическая революция.

Это относится ко всякому развитию, в том числе и к развитию человеческого общества. В истории человечества было множество революций, одной из важнейших среди них была так называемая неолитическая революция. Термин этот был предложен в 1925 году молодым британско-австралийским археологом Виром Гордоном Чайлдом в книге «На заре европейской цивилизации». Суть неолитической революции заключалась в переходе человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, который трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике.По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в ряде регионов. Самым ранним центром неолитической революции считается область БлижнегоВостока, получившая условное название Плодородный полумесяц, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

 

Историографический обзор.

Существует несколько теорий о причинах появления земледелия и скотоводства. Наиболее распространенными считаются следующие.

Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Чайлд. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.

Теория «холмистых склонов». Чарльз Рэдмэн в книге «От первобытных охотников к городской цивилизации на древнем Ближнем Востоке»(RedmanC. E. «RiseofCivilization: FromEarlyHunterstoUrbanSocietyintheAncientNearEast») предположил, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены.

Теория «фиесты»Брайана Хайдена, изложенная в работе «Модели одомашниванивания» (HaydenB. «ModelsofDomestication»),допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.

«Демографическая теория», предложенная Карлом Зауэром (работа «Происхождение и распространение земледелия», SauerC. «Agriculturaloriginsanddispersals»), предполагает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов диких растений не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда их стали культивировать.

Теория «целенаправленной эволюции»(«Происхождение земледелия: Эволюционная перспектива» ДэвидаРиндоса, RindosD. «TheOriginsofAgriculture: AnEvolutionaryPerspective»)рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.

Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата, изложенный Рональдом Райтом в курсе лекций «Краткая история прогресса» (WrightR. «AShortHistoryofProgress»), состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.

Гипотеза религиозной революции, высказанная А. Б. Зубовым в курсе лекций «История религиозных идей», заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни, явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. По его словам, археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.

Марк Коэн считает, что переход к земледелию трудно объяснить. По его мнению, изложенному в книге «Продовольственный кризис в преистории: перенаселенность и происхождение земледелия» (Cohen M. N. «TheFoodCrisisinPrehistory: OverpopulationandtheOriginsofAgriculture»), ведение сельского хозяйстваобусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи: до эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятными занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов.

Ряд этих теорий является продуктом идеалистического мировоззрения их авторов, некоторые основываются на фактологических ошибках, которые, к сожалению, не всегда можно назвать непреднамеренными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: