МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНГ




Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств определяет политическое взаимодействие как одну из центральных функций СНГ, дающую возможность заинтересованным государствам - участникам на разных уровнях на регулярной основе обмениваться мнениями по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию согласованных подходов.

Основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств - участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, является Совет министров иностранных дел СНГ (СМИД СНГ). СМИД СНГ, наряду с разработкой и внесением на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества предложение и рекомендаций по разрабатываемым в рамках СНГ проектам международных договоров и соглашений, проводит консультации в области внешней политики, содействует обмену опытом и информацией, рассматривает вопросы организации взаимодействия заинтересованных государств - участников СНГ в ООН и на других международных форумах, включая возможность выдвижения совместных инициатив.

В соответствии с вышеназванными функциями и Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств СМИД СНГ регулярно рассматривает вопросы, касающиеся внешнеполитического сотрудничества. Например, на заседаниях Совета ежегодно утверждаются планы многоуровневых межмидовских консультаций и рассматривается информация об их реализации, были приняты в 2008 году Совместное заявление государств - участников СНГ по случаю Второй специальной сессии Конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещении химического оружия, в 2011 году - Заявление «О взаимодополняющем и взаимовыгодном характере развития интеграционных процессов», в 2012 году - проект Декларации глав государств - участников СНГ о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества.[32]

Среди многообразия форм политического сотрудничества государств - участников СНГ одной из наиболее эффективных, позволяющих выработать согласованные подходы во внешней политике являются многоуровневые межмидовские консультации. Проводятся они на регулярной основе в формате заинтересованных государств. За период, прошедший с момента принятия Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, состоялось 56 консультативных встреч представителей внешнеполитических ведомств.[33]

Тематика прошедших консультаций была посвящена, как правило, вопросам взаимодействия заинтересованных государств в Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и на других международных площадках и форумах, включая возможность продвижения совместных инициатив. Например, в ходе консультаций в 2013 году о взаимодействии в ООН была достигнута договоренность о коллективной поддержке проектов резолюций, вносимых от государств - участников СНГ в ходе 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В числе таких инициированных и нашедших

поддержку партнеров по Содружеству документов стали также резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», «Борьба с героизацией нацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми» и ряд других.[34]

Результатом согласованных в ходе консультаций, состоявшихся 10 сентября 2014 года по вопросам повестки дня 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, действий стало одобрение российского проекта новой резолюции ГА ООН «Неразмещение первыми оружия в космосе». Этот документ закладывает основу для дальнейших практических шагов по сохранению космического пространства свободным от оружия любого вида и обеспечению равных для всех государств возможностей для использования космоса в мирных целях.

Консенсусом была принята 31 октября 2014 года в очередной раз внесенная в соавторстве ряда государств - участников СНГ резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности».[35]

На этом же пленарном заседании Генеральной Ассамблеи по инициативе группы государств, в том числе государств - участников СНГ, также была принята резолюция «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру».

Наиболее значимым для Содружества Независимых Государств в ходе 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало принятие консенсусом 11 ноября предложенной председательствующей в СНГ Республикой Беларусь резолюции «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». Проект резолюции внесла Республика Беларусь, однако инициирован и согласован этот документ был на межмидовских консультациях в 2013 году.

Названная резолюция является системной основой, которая необходима для повышения эффективности взаимодействия между ООН и СНГ и призвана способствовать развитию и углублению связей между СНГ и его структурами и специализированными институтами системы ООН.[36]

30 октября 2014 года представители внешнеполитических ведомств, консультируясь относительно взаимодействия в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, поддержали предложение проработать вопрос о принятии в формате СНГ в 2015 году совместного заявления, посвященного 40-летию Хельсинкского Заключительного акта.

В Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств определено, что объективной потребностью для решения задач Содружества является учет мирового опыта развития, налаживание контактов и взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными организациями и интеграционными объединениями.

Основополагающими документами в рамках СНГ в этой области являются решения Совета глав государств «О некоторых мерах по обеспечению международного признания СНГ и его уставных органов» от 24 декабря 1993 года, «О мероприятиях по обеспечению взаимодействия СНГ и его уставных органов с международными организациями и форумами», а также принятые в развитие вышеназванных документов решения СМИД СНГ.[37]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели Содружество Независимых Государств с исторической точки зрения, проанализировали основные учредительные документы, изучили основные цели и принципы СНГ, ознакомились с различными подходами ученых к вопросу правового статуса Содружества Независимых Государств, рассмотрели основные тенденции развития, а также ознакомились с информацией о сотрудничестве СНГ с другими международными организациями за последний год. Считаем, что цель работы достигнута.

Необходимо все же отметить, что нет однозначного мнения по вопросу правового статуса Содружества Независимых Государств, так как этому объединению присущи черты и характеристики различных интеграций. Однако, с нашей точки зрения, на основании вышеизложенных материалов, правомерно рассматривать Содружество Независимых Государств как международную организацию.

СНГ пытается войти в единое экономическое пространство интегрировать в мировую экономику. Для этого требуется повышать уровень безопасности страны. Поэтому надо общими усилиями бороться с терроризмом и другими, угрожающими всему населению преступлениями.

Основной задачей СОРБ является обеспечение эффективного взаимодействия в области борьбы с организованной преступностью международного характера и в других согласованных сферах деятельности спецслужб. В СНГ разработана модельная законодательная база борьбы с преступностью и терроризмом.

Эффективной формой взаимодействия и сотрудничества стран и органов Содружества следует признать деятельность созданной по инициативе членов Совета МПА СНГ Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ, в которую вошли парламентарии стран Содружества, представители международных универсальных и региональных организаций, их отраслевых специализированных органов, компетентных в сфере безопасности министерств и ведомств государств.

 

Наряду с некоторыми позитивными процессами, свойственными современному этапу развития, в сфере безопасности по-прежнему не только сохраняются традиционные, но и формируются новые опасные вызовы и угрозы, актуализация которых может поставить человечество на грань выживания. К их числу относятся киберпреступность, ядерный, экологический, биологический и кибертерроризм.

Серьезную тревогу в обществе вызывает рост числа проявлений религиозного экстремизма, неофашизма, национализма и расовой нетерпимости. В то же время требует совершенствования международно-правовой механизм реализации международных договоренностей в рамках СНГ.

В СНГ разработана модельная законодательная база борьбы с преступностью и терроризмом. Эффективной формой взаимодействия и сотрудничества стран, и органов Содружества следует признать деятельность созданной по инициативе членов Совета МПА СНГ Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ, в которую вошли парламентарии стран Содружества, представители международных универсальных и региональных организаций, их отраслевых специализированных органов, компетентных в сфере безопасности министерств и ведомств государств.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: