Директивы Нового Подхода и Директива по общей безопасности продукции




Директива по общей безопасности продукции распространяется на потребительские изделия, поставляемые в торговую сеть и устанавливает, что:

1. на изделие не распространяются директивы Нового Подхода или другие законы Сообщества; или

2. не все аспекты безопасности или категории риска охвачены директивами Нового Подхода или другими законами Сообщества.

Назначение директивы по общей безопасности продукции (92/59/ЕЕС) – гарантировать, что потребительские изделия, размещенные на рынке, не обладают рисками при условиях использования, считающихся нормальными или которые могут быть точно спрогнозированы. Это заставляет изготовителей направлять на рынок только безопасные товары и предоставлять информацию о степени рисков. Страны-члены обязаны осуществлять постоянный надзор за изделиями, реализуемыми на рынке и информировать Комиссию о тех действиях, которые предпринимаются для повышения безопасности и создавать информационную систему о серьезных и прямых рисках. Директива по общей безопасности изделий распространяется на новые, использованные или восстановленные изделия, предназначенные для потребителей и поставляемые на рынок для осуществления торговых операций. Согласно этому определению, товары, подпадающие под действие нескольких директив Нового подхода, считаются потребительскими товарами (такие как игрушки, катера для отдыха, холодильники, некоторое электрооборудование широкого пользования, газовое оборудование, машинное оборудование, оборудование персональной защиты и оборудование под давлением).

Директива по общей безопасности изделий применяется в связи с тем, что отсутствуют специальные правила, включенные в законодательство Сообщества и распространяющиеся на все аспекты безопасности рассматриваемых изделий. Кроме того, в тех случаях, где специальные правила законодательства Сообщества включают положения о некоторых аспектах безопасности изделия или категориях риска, то эти положения можно применить к рассматриваемым изделиям, имея в виду релевантные аспекты безопасности и рисков. Это правило дает приоритет в использовании директив Нового Подхода по всем аспектам безопасности изделий и категорий рисков, на которые они распространяются. Кроме этого, для изделий, на которые распространяется действие директив Нового Подхода, необходимо предусмотреть все возможные риски, одновременно используя эти директивы и другие релевантные положения принятые Сообществом.

Потребительские товары, выходящие за рамки области распространения директив Нового Подхода и других законов Сообщества (например, изделия, не отвечающие определению, указанному в конкретной директиве, использованные и вторичные изделия, которые были размещены на рынке Сообщества перед введением директивы в законную силу, а также отремонтированные изделия), подпадают под действие Директивы по общей безопасности изделий в тех случаях, когда они рассматриваются в качестве объектов торговли.

Директива по общей безопасности продукции содержит подробные положения о надзоре за рынком (Статьи 5 и 6). Эти положения не могут непосредственно использоваться в секторах, на которые распространяются директивы Нового подхода, но их применение позволяет получить модель обязанностей и усилий, которые необходимо использовать при выполнении надзора за рынком, особенно в отношении потребительских товаров.

Основной принцип Нового Подхода – ограничить законодательную гармонизацию основными требованиями, отражающими государственные интересы. Обычно эти требования связаны с охраной здоровья и безопасностью пользователей (как правило, потребителей и рабочих), иногда распространяясь на фундаментальные требования (например, по защите собственности или окружающей среды).

Основные требования разработаны для обеспечения высокого уровня защиты. Они являются результатом некоторых рисков, связанных с изделием (например, физико-механические прочностные характеристики, горючесть, химические, электрические и биологические свойства, санитарно-гигиенические характеристики, радиоактивность, точность), или относятся к самому изделию или его поведению (например, положения, относящиеся к материалам, конструкции, сборке, процессу изготовления, инструкции изготовителя), или излагают главную цель защиты (например, с помощью нескольких последовательных рисунков). Часто требования являются сочетанием нескольких опасностей. В результате к данному изделию можно применить несколько директив одновременно, так как основные требования различных директив требуется использовать

одновременно для того, чтобы охватить все релевантные государственные интересы.

Основные требования должны применяться в зависимости от опасности, присущей данному изделию. Поэтому чтобы установить важное требование, применимой к данному изделию, изготовитель должен провести анализ рисков. Проведение данного анализа должно сопровождаться выпуском соответствующего документа, который включается в общий пакет технической документации.

Основные требования устанавливают результаты, которые должны быть достигнуты, или опасности, с которыми можно встретиться, но не устанавливают и не предугадывают технические решения для решения задач. Гибкость позволяет изготовителям выбрать наиболее удобный путь для выполнения требований. Одновременно допускается, что, например, материалы и конструкция изделия могут подвергаться действию технического прогресса. Следовательно, Директивы Нового Подхода не всегда должны подвергаться регулярному пересмотру из-за технического прогресса, так как оценка требований была проведена своевременно и эта оценка не базируется на технических «ноу-хау» в данный момент.

Основные требования приводятся в приложениях к директивам. Хотя основные требования не включают подробных технических условий по изготовлению, формулировки в разных директивах могут несколько отличаться друг от друга. Формулировка обычно дает точное определение, достаточное для разработки (при переносе в национальные нормативные и законодательные акты) соответствующих положений по ответственности, которые могут быть вынужденными, и достаточное для принятия относительно простых решений по выдаче Комиссией поручений Европейским организациям по стандартизации по разработке гармонизированных стандартов.

Директива по общей безопасности изделия обеспечивает юридическую базу для оперативного использования системы информационного обмена при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта система, предназначенная для быстрого обмена информацией по рискам из-за использования потребительских товаров (RAPEX, Система также имеет наименования REIS и SERI), является системой всеобщего и горизонтального раннего предупреждения и контроля. Она разработана для обработки срочных ситуаций, вызванных новыми, использованными или отремонтированными изделиями, которые представляют серьезный и безотлагательный риск здоровью и безопасности потребителей. Её главная цель состоит в том, чтобы обеспечить информацией, которая позволит органам власти всех стран - членов принять срочное и соответствующее действие при обнаружении серьезного риска, являющегося результатом применения изделия.

Система RAPEX распространяется на все потребительские изделия, используемые в нормальных условиях, но представляющие опасность для здоровья потребителей. В нее включены как продовольственные товары, так и промышленные (непродовольственные) товары. Система RAPEX также распространяется на потребительские товары, подпадающие под директивы Нового Подхода, например, на игрушки и изделия, работающие при низком напряжении. Директивы Нового Подхода не предусматривают процедуру оперативного обмена информацией по рискам, вызванным использованием потребительских товаров.

Работа системы RAPEX осуществляется в соответствии с подробными методиками, изложенными в Дополнении к Директиве по общей безопасности изделия. Как только обнаружен серьезный и немедленный риск, национальный уполномоченный орган должен проконсультироваться с изготовителем или дистрибьютором соответствующего изделия. Указанный орган должен как можно быстрее получить максимум информации по данным изделиям и характеру опасности.

Страна- член должна сообщить Комиссии, когда она принимает или решает принять чрезвычайные меры по предотвращению, ограничению или наложению определенных ограничительных условий на возможную торговлю или использование потребительских товаров, представляющих серьезную опасность. Затем применение системы RAPEX обусловлено тем, что риск может распространиться на другие страны-члены ЕС. В отличие от процедуры защитительной оговорки, как указано в директивах Нового Подхода, для принятия мер защиты в национальном масштабе страны-члены не требуют представления доказательств. Комиссия проверяет выполнение условий Директивы по общей безопасности изделия, и передает соответствующую информацию другим странам - членам.

При использовании системы RAPEX Комиссия консультируется с странами-членами и по их просьбе (по крайней мере, одной из них) может принять решение по введению временных мер, что обеспечивает защиту здоровья потребителей и надлежащее функционирование единого рынка. Процедуры защитительной оговорки применяются независимо от системы RAPEX. Поэтому система RAPEX не обязательно должна быть введена в действие до применения процедуры защитительной оговорки.

Однако процедура защитительной оговорки должна применяться как дополнение к системе RAPEX в том случае, когда страна-член принимает решение о запрещении или ограничении свободного перемещения изделия из-за опасности или другого риска, вызванного изделием.

Согласно нормативу № 339/93 (ЕЕС), касающегося проверки соответствия требованиям безопасности изделий при ввозе продукции из третьих стран, требуется тесное подключение таможенных органов к надзору за рынком и к информационным системам Сообщества и стран ЕС.

Таможенные органы обязаны приостанавливать реализацию импортируемых товаров на внутреннем рынке стран-членов ЕС, если возникает подозрение о том, что некоторые характеристики изделий могут вызвать серьезное повреждение или риск травматизма, а также нарушение правил техники безопасности при обычных условиях применения данного изделия. Эта же мера предусматривается при отсутствии сопроводительной документации или маркировки, предусмотренной требованиями к безопасности изделий, реализуемых на рынке Сообщества или отдельных стран-членов ЕС.

Норматив № 339/93 (ЕЕС) распространяется на изделия, ввезенные из третьих стран независимо от того, распространяются ли на них положения директив Нового Подхода или нет. Что касается изделий, на которые распространяются директивы Нового Подхода, то таможенные органы должны особенно внимательно отнестись к проверке СЕ-

маркировки на игрушках, которые рассматриваются как готовая продукция в любом представленном виде (в упаковке, с дополнительной маркировкой или этикетками), показывая, что эти изделия размещаются на рынке без дополнительной обработки186.

Таможенные органы должны направить свое решение о приостановлении реализации товара на рынке органам, осуществляющим надзор за рынком, которые, в свою очередь, должны предпринять соответствующие действия. Представление такого решения дает основание для появления следующих четырех предположений.

(1) Представленное изделие представляет серьезную опасность для здоровья и безопасности при пользовании им.

• В этом случае органы надзора запрещают размещение изделия на рынке согласно действующим правилам Сообщества или страны-члена ЕС и просят таможенные органы нанести специальную метку на коммерческие документы, сопровождающие изделие, а также другие документы, имеющие отношение к данному изделию; метка должна быть выполнена на одном из 11 официальных языков Сообщества и включать следующие слова:

"Опасное изделие – свободная реализация не разрешена – Норматив № 339/93 (ЕЕС)"187.

(2) Изделия не соответствуют требованиям Сообщества или страны-члена ЕС по безопасности

• В этом случае органы надзора за рынком должны предпринять соответствующие действия по предотвращению попадания этих изделий на рынок. Если размещение на рынке запрещается, то эти органы могут потребовать от таможенных органов наносить

соответствующую маркировку на сопроводительную документацию, например, содержащую следующие слова на одном из 11 официальных языков Сообщества: "Изделие не соответствует требованиям – свободное обращение товара на рынке не санкционировано – Норматив № 339/93 (ЕЕС)".

(3) Изделия не представляют серьезной опасности и их нельзя рассматривать как не соответствующие требованиям, предъявляемым к безопасности изделия.

• В этом случае изделия должны быть допущены к свободной реализации, обеспечивая при этом выполнение остальных условий и формальностей, необходимых для выполнения

требований, предъявляемых к свободной реализации.

(4) Таможенные органы не санкционируют действия, предпринятые органами надзора за рынком.

• В этом случае изделия должны быть разрешены к свободному размещению на рынке, не позднее чем через три рабочих дня после выпуска акта о запрещении реализации, обеспечивая при этом выполнение всех остальных условий и формальностей, необходимых для выполнения требований, предъявляемых к свободной реализации.

На основании нескольких нормативных актов Сообщества, включая Норматив № 339/93 (ЕЕС) и Директиву по общей безопасности изделий, органы надзора должны ознакомить таможенные органы со своими данными, относящимися к изделиям, ввезенным из третьих стран. Здесь может возникнуть одна из трех ситуаций.

 

(1) Изделия, ввезенные из третьих стран, предназначены для покупателей или для других целей использования, обладают опасностью для здоровья и безопасности, которая может проявиться в ближайшее время, в соответствии с положениями Директивы по общей безопасности изделий.

• В этом случае к изделиям, на которые распространяется действие директив Нового Подхода или другого законодательства Сообщества, применяется система быстрого обмена информацией об опасностях, выявившихся при использовании потребительских товаров (эти опасности и возможные риски были выявлены согласно Директиве по общей безопасности изделий). На следующем этапе соответствующую информацию получают органы надзора за рынком во всех странах-членах ЕС, которые, в свою очередь, могут информировать свои таможенные органы о тех импортируемых изделиях, которые могут вызвать опасения и нанести вред здоровью и безопасности. Эта информация имеет особое значение для тех таможенных органов, которые выполняют мероприятия по запрещению торговли этими товарами или изъятию их с рынка, что базируется на решении Комиссии, принятом согласно Статье 9 Директивы по общей безопасности изделий.

(2) Изделия, ввезенные из третьих стран, не имеют сопроводительной документации, или на них отсутствует маркировка или этикетка, предусмотренные нормативными документами Сообщества или стран-членов по безопасности изделий.

• В этом случае органы надзора за рынком должны информировать таможенные органы о необходимости обратить особое внимание на выявление тех изделий, которые подпадают под действие Норматива № 339/93 (ЕЕС).

(3) Изделия, ввезенные из третьих стран, представляющие опасность для здоровья и безопасности, но не влекущих серьезных последствий или не проявляющих опасность в ближайшее время и которые подверглись ограничениям или запрещениям к распространению на рынке, или изъяты с рынка.

• В этом случае Страна-член, предпринимающая собственные меры, должна сообщить о них в Комиссию, что соответствует процедуре применения защитительной оговорки по директивам Нового Подхода, обеспечивая пари этом, что имеются условия для применения этой оговорки. Если изделие предназначено для покупки потребителем или будет им использовано, то применяется защитительная оговорка согласно Директиве по общей безопасности изделий, за исключением тех изделий, на которые распространяются законодательные акты Сообщества, в которых имеется ссылка о защитительной оговорке (например, в директивах Нового Подхода). В таких случаях необходимо проинформировать таможенные органы.

Чтобы применить Норматив № 339/93 (ЕЕС), используются (в необходимых случаях) положения Правил Совета (ЕС) № 515/97 о взаимном признании административных органов стран-членов ЕС и о сотрудничестве между этими странами и Комиссией с тем, чтобы обеспечить правильное выполнение законодательства о таможнях и сельскохозяйственной продукции. Особое внимание следует обратить на те случаи, когда на сопроводительную документацию к товарам, ввезенным из третьих стран, или коммерческий счет-фактуру нанесены надписи: "Опасное изделие – свободная реализация не разрешена – Норматив № 339/93 (ЕЕС)" или "Изделие не соответствует требованиям – свободное обращение товара на рынке не санкционировано – Норматив № 339/93 (ЕЕС)".

 

Вопросы по разделу «Анализ риска в рамках технического регулирования и гармонизации в ЕС»

 

1. В чем заключаются основные идеи Нового и Глобального подходов в ЕС?

2. Для чего служат директивы Нового Подхода?

3. Чему отвечает продукция с СЕ-маркировкой?

4. В каких случаях страны-члены могут приостановить, отменить и препятствовать свободному перемещению продукции, имеющей СЕ-маркировку?

5. Для чего проводится анализ риска согласно директивам Нового Подхода?

6. Суть и содержание Директивы по общей безопасности продукции 92/59/ЕЕС.

7. Опишите систему информационного обмена при возникновении чрезвычайных ситуаций RAPEX. Ее цели, задачи, правовые основы.

8. Опишите основные процедуры проверки соответствия требованиям безопасности изделий при ввозе продукции в ЕС из третьих стран (норматив № 339/93 (ЕЕС)).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: