Анализ риска в рамках технического регулирования и гармонизации в ЕС




 

Единый рынок является одним из главных достижений нашего времени. Данное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, деньги и труд человека, служит основой процветания Европейского Союза при вступлении в 21-й век.

В Европейском Союзе разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди этих инструментов высокое положение занимают документы "Нового подхода" (или "Нового направления") по упорядочению товаров и "Глобального подхода" ("Глобального направления") – по оценке соответствия. Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя производственно-хозяйственным органам самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением. Начиная с 1987 г. введено в действие около 20 директив, разработанных на основе Нового и Глобального подходов[11].

Страны-члены обязаны соблюдать необходимые меры для того, чтобы размещаемые на рынке или вводимые в эксплуатацию изделия, при правильном монтаже, обслуживании и использовании для выполнения конкретных задач, не угрожали безопасности и здоровью людей, а также другим государственным интересам. Это влечет за собой обязательство осуществлять надзор за рынком в странах Сообщества. Страны-члены могут принять, в соответствии с Соглашением по ЕС (Статьи 28 и 30), дополнительные меры предосторожности в национальном масштабе с тем, чтобы повысить степень защиты людей и окружающей среды. Однако эти меры не должны повлечь за собой модификацию изделия или повлиять на условия их размещения на рынке.

Основные требования приведены в приложениях к директивам и включают те цели, которые необходимо выполнить. Изделия могут быть размещены на рынке или введены в эксплуатацию только при условии, что они отвечают этим требованиям.

Директивы Нового Подхода обычно служат для того, чтобы охватить все опасности государственного уровня и которые должны устанавливать меры для реализации данных директив. Поэтому согласие с законодательством Сообщества часто требует одновременно применять несколько директив Нового Подхода, а иногда и другие законы Сообщества. Кроме этого, некоторые элементы могут выходить за область распространения соответствующего законодательства Сообщества. Это позволяет странам-членам привести национальное законодательство в соответствии со Статьями 28 и 30 Соглашения по ЕС.

Страны-члены должны считать, что продукция с СЕ-маркировкой отвечает всем положениям соответствующих директив, позволяющих наносить такую маркировку. Соответственно этому страны-члены не могут приостановить, отменить и препятствовать размещению на рынке или вводу в эксплуатацию на своей территории продукции, имеющей СЕ-маркировку, при условии, если отсутствует указание о том, что СЕ- маркировка была выполнена неверно.

Как исключение, страны-члены могут приостановить, отменить и препятствовать свободному перемещению продукции, имеющей СЕ-маркировку – в соответствии со Статьями 28 и 30 Соглашения по ЕС если использование этой продукции ведет к появлению риска, не охваченному соответствующими директивами. Страны-члены обязаны выполнить любые действия, ограничивающие размещение на рынке продукции, имеющей СЕ-маркировку, а также снимать ее с продажи, при условии, что эта продукция

при работе угрожает безопасности или может вызвать болезнь человека и также повредить другим интересам, на которые распространяются соответствующие директивы. Кроме того, страны-члены должны сообщить в Комиссию обо всех предпринятых ими мерах в этом направлении. Если Комиссия сочтет эти меры (принятые на национальном уровне) обоснованными, то она информирует все страны-члены о необходимости предпринять аналогичные меры с тем, чтобы в полной мере выполнить общее обязательство по выполнению законов Сообщества.

Директивы Нового Подхода распространяются на широкий круг изделий и опасностей; положения этих директив могут перекрывать или дополнять друг друга. В результате для одного продукта необходимо учитывать требования нескольких одновременно действующих директив, так как изделие может находиться на рынке или вводиться в эксплуатацию только в том случае, когда оно отвечает всем действующим положениям и требованиям.

Опасности, учтенные в основных требованиях директив, относятся к различным аспектам, часто дополняющих друг друга (например, директивы, относящиеся к электромагнитной совместимости и оборудованию под давлением, не распространяются на директивы по оборудованию низкого напряжения или машинному оборудованию). Это приводит к необходимости одновременного использования нескольких директив. В связи с этим изделие должно проектироваться и изготавливаться в соответствии со всеми действующими директивами, а также подвергаться оценке соответствия согласно всем принятым директивам при условии, если на этот счет нет других указаний. Некоторые директивы содержат прямые ссылки на действующие и другие директивы (например, в директиве по лифтам имеется ссылка на директиву по машинному оборудованию, а в директиве по оконечному телекоммуникационному оборудованию имеется ссылка на директиву, относящуюся к оборудованию низкого напряжения). Хотя такие ссылки во многих директивах отсутствуют, общий принцип одновременного использования продолжает применяться там, где основные требования директив дополняют друг друга.

Положения двух или нескольких директив могут распространяться на одно и то же изделие или одну и ту же область риска. В таком случае применение других директив часто сдерживается исключением определенных изделий из области распространения других директив или тем, что дается ссылка на более специализированную директиву. Обычно это приводит к необходимости проводить анализ рисков для изделия, иногда – анализ предполагаемой области назначения изделия, в результате чего для данного случая можно установить приемлемую директиву. При выявлении опасностей, связанных с данным изделием, изготовителю может помочь оценка рисков, проведенная организациями по стандартизации, в сравнении с требованиями гармонизированных стандартов на конкретное изделие. Принимая во внимание доминирующие опасности, связанные с применением данного изделия, подобный анализ рисков может привести к публикации таких стандартов, развивающих положения только одной используемой директивы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: