Единый рынок является одним из главных достижений нашего времени. Данное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, деньги и труд человека, служит основой процветания Европейского Союза при вступлении в 21-й век.
В Европейском Союзе разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди этих инструментов высокое положение занимают документы "Нового подхода" (или "Нового направления") по упорядочению товаров и "Глобального подхода" ("Глобального направления") – по оценке соответствия. Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя производственно-хозяйственным органам самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением. Начиная с 1987 г. введено в действие около 20 директив, разработанных на основе Нового и Глобального подходов[11].
Страны-члены обязаны соблюдать необходимые меры для того, чтобы размещаемые на рынке или вводимые в эксплуатацию изделия, при правильном монтаже, обслуживании и использовании для выполнения конкретных задач, не угрожали безопасности и здоровью людей, а также другим государственным интересам. Это влечет за собой обязательство осуществлять надзор за рынком в странах Сообщества. Страны-члены могут принять, в соответствии с Соглашением по ЕС (Статьи 28 и 30), дополнительные меры предосторожности в национальном масштабе с тем, чтобы повысить степень защиты людей и окружающей среды. Однако эти меры не должны повлечь за собой модификацию изделия или повлиять на условия их размещения на рынке.
|
Основные требования приведены в приложениях к директивам и включают те цели, которые необходимо выполнить. Изделия могут быть размещены на рынке или введены в эксплуатацию только при условии, что они отвечают этим требованиям.
Директивы Нового Подхода обычно служат для того, чтобы охватить все опасности государственного уровня и которые должны устанавливать меры для реализации данных директив. Поэтому согласие с законодательством Сообщества часто требует одновременно применять несколько директив Нового Подхода, а иногда и другие законы Сообщества. Кроме этого, некоторые элементы могут выходить за область распространения соответствующего законодательства Сообщества. Это позволяет странам-членам привести национальное законодательство в соответствии со Статьями 28 и 30 Соглашения по ЕС.
Страны-члены должны считать, что продукция с СЕ-маркировкой отвечает всем положениям соответствующих директив, позволяющих наносить такую маркировку. Соответственно этому страны-члены не могут приостановить, отменить и препятствовать размещению на рынке или вводу в эксплуатацию на своей территории продукции, имеющей СЕ-маркировку, при условии, если отсутствует указание о том, что СЕ- маркировка была выполнена неверно.
Как исключение, страны-члены могут приостановить, отменить и препятствовать свободному перемещению продукции, имеющей СЕ-маркировку – в соответствии со Статьями 28 и 30 Соглашения по ЕС если использование этой продукции ведет к появлению риска, не охваченному соответствующими директивами. Страны-члены обязаны выполнить любые действия, ограничивающие размещение на рынке продукции, имеющей СЕ-маркировку, а также снимать ее с продажи, при условии, что эта продукция
|
при работе угрожает безопасности или может вызвать болезнь человека и также повредить другим интересам, на которые распространяются соответствующие директивы. Кроме того, страны-члены должны сообщить в Комиссию обо всех предпринятых ими мерах в этом направлении. Если Комиссия сочтет эти меры (принятые на национальном уровне) обоснованными, то она информирует все страны-члены о необходимости предпринять аналогичные меры с тем, чтобы в полной мере выполнить общее обязательство по выполнению законов Сообщества.
Директивы Нового Подхода распространяются на широкий круг изделий и опасностей; положения этих директив могут перекрывать или дополнять друг друга. В результате для одного продукта необходимо учитывать требования нескольких одновременно действующих директив, так как изделие может находиться на рынке или вводиться в эксплуатацию только в том случае, когда оно отвечает всем действующим положениям и требованиям.
Опасности, учтенные в основных требованиях директив, относятся к различным аспектам, часто дополняющих друг друга (например, директивы, относящиеся к электромагнитной совместимости и оборудованию под давлением, не распространяются на директивы по оборудованию низкого напряжения или машинному оборудованию). Это приводит к необходимости одновременного использования нескольких директив. В связи с этим изделие должно проектироваться и изготавливаться в соответствии со всеми действующими директивами, а также подвергаться оценке соответствия согласно всем принятым директивам при условии, если на этот счет нет других указаний. Некоторые директивы содержат прямые ссылки на действующие и другие директивы (например, в директиве по лифтам имеется ссылка на директиву по машинному оборудованию, а в директиве по оконечному телекоммуникационному оборудованию имеется ссылка на директиву, относящуюся к оборудованию низкого напряжения). Хотя такие ссылки во многих директивах отсутствуют, общий принцип одновременного использования продолжает применяться там, где основные требования директив дополняют друг друга.
|
Положения двух или нескольких директив могут распространяться на одно и то же изделие или одну и ту же область риска. В таком случае применение других директив часто сдерживается исключением определенных изделий из области распространения других директив или тем, что дается ссылка на более специализированную директиву. Обычно это приводит к необходимости проводить анализ рисков для изделия, иногда – анализ предполагаемой области назначения изделия, в результате чего для данного случая можно установить приемлемую директиву. При выявлении опасностей, связанных с данным изделием, изготовителю может помочь оценка рисков, проведенная организациями по стандартизации, в сравнении с требованиями гармонизированных стандартов на конкретное изделие. Принимая во внимание доминирующие опасности, связанные с применением данного изделия, подобный анализ рисков может привести к публикации таких стандартов, развивающих положения только одной используемой директивы.