О культуре, просвещении и нравственном законе




Просвещение было на самом низком уровне. Школ не было. Была только церковно-приходская школа в Вые три класса. Да и та за 13 вёрст от нашей волости. (Здесь необходимо внести уточнение: В д. Никитинской, действительно, существовала школа. Никитинское двухклассное сельское училище (официальное её название) было открыто в 1861 году, принадлежало Министерству народного просвещения и входило в Санкт-Петербургский учебный округ (например, в 1888 году в нём обучалось 34 мальчика и 8 девочек). Кроме того, при Выйской Ильинской церкви 1890-х годах были открыты учебные заведения духовного ведомства: одноклассная с четырёхгодичным курсом обучения церковно-приходская школа и школа грамоты с трёхгодичным курсом в д. Тиневской, содержавшиеся на средства Великоустюжского Стефано-Прокопиевского Братства и Сольвычегодского земства. С конца 1870-х существовало Гавриловское земское училище, содержавшееся на средства земства. В Гавриловском обществе школа появилась в это же время: 2-е Гавриловское сельское земское начальное народное училище на 49 учащихся было открыто Сольвычегодским земством в 1897 году в д. Романов Остров. В 1901 году в нём обучалось33 мальчика и 13 девочек, экзамен сдали только 9 мальчиков. 6 марта 1902 года Сольвычегодским земством на средства умершего книгоиздателя Ф.Ф.Павленкова была открыта бесплатная народная библиотека в д. Окуловской Никитинского общества. Помещалась в доме Гавриловского волостного правления. В 1903 году книг в ней было567 томов(471 названия), выписывались 3 журнала, в 1904 году соответственно 596 книг (503 названия) и 6 журналов. За библиотекой наблюдал священник Выйско-Ильинской церкви о. Дмитрий Обухов, а заведовал библиотекой дьякон той же церкви Василий Тюпышев. Библиотекарем был гавриловский волостной писарь Пётр Новинский. 20 ноября 1903 года в д. Романов Остров Сольвычегодским земством была открыта вторая Гавриловская библиотека. Содержалась, также, на средства умершего книгоиздателя Ф.Ф.Павленкова. Помещалась в доме Гавриловского начального народного училища. В 1903 году книг в ней насчитываось 428 томов (137названий). Наблюдал за библиотекой священник Выйско-Ильинской церкви о. Константин Сергиевский, заведовал библиотекой и был библиотекарем учитель Гавриловского земского начального народного училища Александр Алексеевич Долинин. В 1907году была открыта ещё одна библиотека – при Тиневской школе грамоты. Из журналов Сольвычегодского уездного земского Собрания - А.Р.)

Характер обучения крестьянских детей в Никитинском министерском двухклассном училище наглядно демонстрирует один документ Сольвычегодского земства. Приводим его почти дословно.

«7 мая 1907 года. В Сольвычегодскую земскую управу.

Земское Собрание сессии 1906 г. постановило выдавать 15 руб. на пособие нуждающимся учащимся вверенного мне училища (здесь и далее орфография и пунктуация источника - А.Р.).

Местность, где находится училище, крайне бедная. Плохая почва, недостаточно хорошо поставленная обработка земли, ежегодные дожди или засухи, заморозки и др. являются причинами каждогодных неурожаев нашей волости. Слишком значительное расстояние от судоходной реки (здесь – р. Северная Двина прим. – А.Р.), где бы местное население могло достать за сходную цену хлеб, поднимает цены на хлеб и др. продукты крестьянского обихода. Так в нынешнем году цена на мешок ржаной муки (4 ½ пуда) доходила до 8 рублей. Своего хлеба на круглый год хватает очень немногим семьям (в нынешнем году все крестьяне покупают хлеб), громадному большинству приходится покупать хлеб с января и даже с декабря. Такие условия жизни заставляют крестьян целыми семьями отправляться в другие богатые волости, чтобы искать себе пропитание заработком, а чаще сбором милостыни. Дети школьного возраста по нескольку человек с одним или двумя взрослыми тоже отправляются за сбором хлеба.

Поэтому учащиеся, когда родившийся хлеб будет семьёй съеден, начинают выходить из училища. Обыкновенно всё обучение наиболее бедных детей оканчивается прохождением азбуки и из младшего и среднего отделений с декабря месяца каждогодно начинается отток учащихся. Редкие дети могут проучиться полных три года 1 класса, не обучаясь во 2 классе и питаясь во время учения сбором милостыни.

Вследствие этого здесь много детей совсем не получивших начального образования и проучившихся полгода или год, например, из 400 детей школьного возраста в 1902-03 учебном году обучалось в пяти школах здешней волости 130 человек.

Учащиеся дети, вследствие недостаточного питания (хлеб, картофель) страдают малокровием, болью головы, желудочными болезнями и др. Такие дети ужасно вялы и не могут с должным успехом учиться. Всё это вредно сказывается на учебном деле.

Чтобы дать возможность получить детям хотя начальное образование и улучшить их здоровье, нынешней зимой решено было устроить при училище для детей столовую. За неимением специальных средств обратились к частным пожертвованиям. Собрано было более 40 руб. Устроенная на эти деньги столовая функционировала в течение всей зимы с 15 ноября по 15 апреля. Так как собранной суммы (45 р.) доставало только на приварок, то для детей готовилась горячая пища: мясо, рыба и горох. Хлеб же ученики приносили свой. Всего детей пользовалось столовой 45-50 человек.

Устройство столовой значительно понизило общую цифру выбывших за этот год (в 1905/6 уч.г. выбыл 21 ученик, а в 1906/7 уч. г. – 11 учеников), выбыли только крайние бедняки, для которых необходим был бы и хлеб; столовая также улучшила общее состояние здоровья детей – в истекшем году менее наблюдалось заболеваний на почве недостаточного питания.

Вследствие этого столовую крайне желательно и необходимо устроить и на будущее время.

Столовую по вышеприведённым соображениям желательно было бы устроить следующего типа: 1) все учащиеся, исключая детей местных торговцев и вполне зажиточных крестьян и др. пользуются приварком (сюда должно включить детей, хотя бы и сравнительно зажиточных крестьян, но из деревень, далеко отстоящих от училища за 5-6 верст, которым приходится ночевать зимой в училище); 2) дети сироты без отца или матери или крайние бедняки пользуются кроме приварка и хлебом.

При таком типе столовая потребует значительных расходов, что показывают и израсходованные в 1906/7 учебном году крайне осторожно и аккуратно 41 р.10 к. только на приварок в течение 5-6 месяцев. Она потребует незначительных затрат по печению хлеба, приготовлению приварка и довершению оборудования, так что на первое время потребуется до 120 р. В год. Рассчитывать на частные пожертвования каждогодно трудно.

Ввиду изложенного и согласно мнению педагогического совета вверенного мне училища, я честь имею почтительнейше просить земскую управу не найдёт ли она возможным ходатайствовать на очередном 1907 года уездном земском Собрании особым докладом с представлением настоящего ходатайства об увеличении пособия на устройство в 1908 году столовой при вверенном мне училище вместо 15 р., отпущенных постановлением земского Собрания сессии 1906 г., до 120 рублей.

Заведующий училищем В.Ярославцев. »/ Журнал Сольвычегодского уездного земского Собрания. 1907год – А.Р.)

Медицинских пунктов совсем не было, не говоря уже о театральных зрелищах и постановках. (Яков Иванович Нифанин не случайно обращает внимание на постановки. Он был в своё время, по свидетельству очевидцев, активным участником художественной самодеятельности. Медицинский фельдшерский пункт существовал с конца 1870-х годов, он был центром Гавриловского фельдшерского участка, который объединял Гавриловскую и Горковскую волости.. Он входил в Черевковский врачебный участок. В 1880-х фельдшером Силимянкиным произведены первые оспопрививания. С открытием лечебницы и врачебного участка в с. Верхняя Тойма (1898 г.) в него вошёл и Гавриловский фельдшерский участок. Журналы Сольвычегодского уездного земского Собрания первого очередного созыва седьмого трёхлетия. 1888 год. Вологда. Типография Вологодского губернского правления.1889.С.27 - А.Р.). Грамотных совсем не было. Сельские писари были приезжими. Приезжали из других местностей.

Продолжительное время писарем Гавриловского волостного правления служил Пётр Прокопьевич Новинский. На Выю он приехал из д. Микшино Березонаволоцкой волости Сольвычегодского уезда. Насколько можно судить по документам крестьянин Новинский принадлежал к сельскому обществу указанной волости, но с семьёй из пяти человек жил в Гавриловской волости. В 1908 году он письменно просил Сольвычегодскую земскую управу о бесплатном проезде на земских лошадях его сына Александра – в то время учащегося 3 класса гимназии, которому накладно было ездить на каникулы из города к отцу в Гавриловскую волость. Александр Новинский получал стипендию на обучение от Сольвычегодского земства 120 рублей в год. Ту просьбу П. Новинского Управа тогда отклонила. (Журнал Сольвычегодского уездного Собрания. 1908. С. 241-242). Стипендию Александру Новинскому уездное земское Собрание назначало по ходатайству П.П. Новинского 04.10.1905, 07.10.1906, 28.09.1910, и в 1913 году, причём, в последний раз 180 рублей, т.к. «…поведения гимназист был отличного, переэкзаменовку по алгебре выдержал и был переведён в 8 класс».- А.Р.)

Старосты были совершенно неграмотны, расписаться не могли даже тогда, когда деньги собирали в подать, поэтому писали знаками. У волостного старосты была медная печать. Для того чтобы поставить печать, он зажигал свечу или лучину, коптил печать над пламенем, затем, лизнув бумагу в нужном месте, прикладывал печать к бумаге.

Хотя грамотных не было, но всё же были такие, кто умел расписываться. Как они научались - не знаю!?

(Несмотря на необразованность и кажущуюся примитивность жителей ХIХ века и всех предыдущих столетий, у них было то ценное, что во многом растеряли мы сейчас, в ХХI веке - неоспоримый нравственный закон, нормы которого утверждались в течение веков. Этим законом предки очень дорожили. Он давал силы и уверенность, опору в жизни. Он, по сути, был основой народного самосознания. Нравственный закон, да ещё физические силы - основа самостоятельности северных крестьян. Самостоятельность, упорство в освоении бескрайних просторов северной тайги сформировали самобытный уклад жизни и, как сейчас принято говорить, менталитет. Чувство причастности к единому для всех нравственному закону было у всех и у каждого отдельного хозяина - А.Р.).

Хотя народ и был неграмотен, но правдив и честен, не вороват и трудолюбив. Так как грамотных не было, то документов никаких не писали. Все верили слову. Слово своё держали. Слова не нарушали, никогда один другого не обманывали и не судились друг с другом. Воровства тоже не было. По всей деревне ни в котором доме не было замка. Даже во время уборки: уйдут в поле на весь день, к воротам поставят кол - это значит, что в доме никого нет, и без хозяина никто в дом не заходил.

К труду детей приучали с самых малых лет. Дети двенадцати лет - это уже заметные работники в хозяйстве. Они делали работу только по их силам. Вообще, дети трудились с 10 лет. Если это мальчик, то с отцом шёл на охоту, ставил силышки. Как интересно было ребёнку самому уловить первого рябчика, первую рыбку в вёрше! Во время посева проехать на лошади поборонить! На сенокосе ребёнок и воды принесёт, и чайник поставит на огонь, согреет, и подпору срубит, и ляпунья (длинных разлапистых веток, используемых в волокуше – А.Р.) для возки сена. Или на куст заберётся, черёмухи сломит (здесь – достанет ягод – А.Р.) Лошадь привести, напоить её, граблями сено подгрести и маленькой косой помахать, цветы поскашивать (глядишь - и косить уже начинает!) - всё это мальчишеские труды. Всё это с малых лет потянет на волю, на работу.

Девочки с детских лет помогают матери в домашнем хозяйстве. Во время уборки идут с матерью на поле - помогают лён, коноплю, репу рвать. Прясть, ткать - это всё работа девочек.

Так народ жил не одну сотню лет. Условия жизни были трудны, но люди жили свободно. Высока была мораль. В семье была полная послушливость. Хозяину повиновались все. Глава семьи был хозяином дома. Это был отец. Если нет отца - старший сын. Хозяин распоряжался, что нужно делать в хозяйстве. Он же распоряжался деньгами: кто, где, что заработает - все деньги отдавали хозяину. Семейные устои глубоко почитали. Разводов совсем не было и вне брака совместно не жили, несмотря на то, что браки подчас происходили помимо воли молодых по воле родителей.

Может быть, некоторые скажут, что тогда человек был совсем забит, потому и переносил всё безропотно. Нет. Не в этом дело. Теперь (в 1957 г. - А.Р.) нравственности меньше. Нет уже того семейного уклада, какой следовало бы вести. Женятся по своему желанию, никто не неволит, а разводов много. Своих детей оставляют на произвол судьбы, воспитывать не хотят, от алиментов уклоняются. Закон о браке не сохраняют. Живут не зарегистрированы, в многожёнстве.

Или возьмём, к примеру, воспитание детей. Когда дети учатся до четырёх классов, начинают работать дома и в колхозе. Как стали учиться в 5-6-х классах, в работах станут мало участвовать, а как перейдут в 7, 8 и 9 класс - совсем работать перестают. Им даже кажется унизительным идти на работу. И родители на их сторону становятся. Мол, им учиться надо, а не работать. И выходит: 20 лет человеку, а коса в руках не бывала, и работа становится страшной. Этот, хотя и выучится, но хозяйства знать не будет. Не будет знать, что такое труд! Не приучают их также к тому, что нельзя пользоваться чужим трудом. Дошло до того, что нельзя посадить в огород никаких овощей - всё унесут. И колхозное как своим считают. Нет, чтобы родителям унять, сказать, что этого делать нельзя. Больше того, они принимают сторону детей: "Что тебе колхозного жалко? Морковки или огурчика?! Ведь дети же! Хотят!"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: