Здесь проявилась реакция, которая, как правило, розникает почти бессознательно.
Сколькоможетдлитьсяинтервью!
Сколько может продолжаться интервью? Это один из вопросов, которые наиболее часто задают при знакомстве с методом опроса. Краткий ответ на это, который обычно устраивает,— около тридцати минут. ) j^B этом ответе нет ошибки, и все-таки он вводит в заблуждение. Действительная или приемлемая продолжительность интервью измеряется не только по часам. Чистое время, которое требуется для вопросов и ответов,— это не самое главное. Правильную продолжительность интервью следует определять не механически, а психологически. Добавляя вопросы, можно психологически сократить интервью.
Згоистическая анкета, при составлении и формулировании которой исследователи думали только о себе, только о том, что их интересует, может и десятиминутное интервью сделать надоедливым, так настроить опрашиваемых, что результат исследований потеряет всякую ценность.
О чем же должны думать исследователи, если не о своей собственной программе? Они должны обдумать, на какие темы их опрашиваемые будут охотно разговаривать, какие вопросы или рисунки их заинтересуют и какие вопросы необходимо включить в программу, даже если интервью из-за этого внешне станет длиннее. Интервью должно производить на опрашиваемого приятное впечатление.
На некоторых заказчиков исследований из области сбыта и потребления такого рода вкрапления «развлекательных вопросов», «игровых вопросов», «буферных вопросов» действуют как бельмо на глазу: «А я за все должен платить?»
Но по поводу анкеты не следует торговаться, необходимо лишь установить, какие задачи должны быть решены в данном исследовании. Если уж обсуждать «игровые вопросы»— например, предъявление рисунков с гномами, или с интерьером жилых комнат, или с дамскими шляпами («Какой из рисунков Вам нравится больше всего?»),— то необходимо изложить условия, от которых зависят дружественные, полные, обоснованные ответы людей.
|
В конце хорошо построенного интервью опрашиваемые иногда робко спрашивают: «Это имеет какую-нибудь ценность?» Никогда не нужно забывать о доброжелательности, с которой исследователь (в своих пробных интервью) и интервьюер часто сталкиваются: опрашиваемые «дают» интервью, они даже дарят зачерствевшему заказчику исследования о рынке сбыта товаров свое время, но они не позволяют собой командовать, они не чувствуют себя к чему-либо обязанными, у них нет причин позволять интервьюеру себя мучить и подвергать умственному перенапряжению. Интервью должно доставлять удовольствие — во всяком случае, основную часть времени. Тогда интервью может продолжаться даже час или больше — этобудетедвазамечено.
Необходимо проверить, идет ли интервью в удовлетворительном психологическом темпе. В конце беседы у опрашиваемого узнают, сколько времени, по его мнению, продолжалось интервью, и сравнивают его ответ с действительной длительностью. В случае хорошо организованного интервью его продолжительность, как правило, сильно занижаетсяопрашиваемым.
Хотя интервьюеру беседа часто кажется скучнее, чем опрашиваемому, однако для контроля организации исследования целесообразно просить интервьюера в конце интервью написать на анкете: «Интервью по продолжительности было: хорошим, несколько длинным, слишком длинным». Или же в конце можно задать самому опрашиваемому однозначный вопрос: «Как Вы оцениваете продолжительность интервью?»
|
Глухой интервьюер
Интервьюер должен строго придерживаться последовательности и текста вопросов. Поэтому предусмотрительно составленная анкета не должна создавать впечатление, будто он не слышит слов респондента. Однако нелегко избежать ситуаций, когда опрашиваемый удивленно скажет: «Я ведь это Вам уже объяснял...» Это бывает в тех случаях, когда респондент подробно отвечает на вопросы, которые до этого уже были затронуты в анкете вобщем виде.
Убедившись несколько раз, что анкета ставит его в неловкое положение, интервьюер по вполне понятным причинам начинает импровизировать. «Только что Вы сказали, что Вы...» или, еще хуже, он указывает ответы, вообще не задавая вопросов, и единообразие исследования тем самым нарушается.
При обсуждении анкеты необходимо учесть, что некоторые опрашиваемые почти по каждому вопросу готовы давать пространные объяснения, которые угрожают выбить из колеи все интервью. В этих случаях рекомендуется прервать рассказ замечанием, которое можно повторять сколькоугодно:«К этому мы вернемся позже».
«Открытый вопрос» — особенностьобыденного разговора, в большинстве случаев он мало пригоден длястатистическойобработки»
Влияние формы вопроса на ответы пока еще недостаточно исследовано. Как велико может быть это влияние, показывает следующий пример:
ФормавопросаI[61]:
«Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»
|
Форма вопроса II:
«Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза, или каждый в отдельности должен решить, хочет он быть членом профсоюза или нет?»
Ответы: Форма вопроса I*' Форма вопроса Й
Вседолжныбытьчленами
профсоюза 44% 24%Я против, этоделокаждого ___________
70% |
20% |
36% |
6% |
в отдельности Трудно сказать
100% ~Т00%~~
Обычно считают, что форма вопроса влияет на результаты, поэтому часто предлагают формулировать вопрос по возможности «открыто», чтобы исключить всякое влияние на ответ, например: «Что Вы думаете о профсоюзах?»
Между тем «открытый» вопрос не является выходом из положения. Нужно спрашивать непосредственно о том, что хочешь узнать, иначе лишь по чистой случайности можно получить ответ на интересующий вопрос[62]. Другой недостаток открытого вопроса — сильная зависимость от умения опрашиваемого говорить: представители социальных слоев с высшим образованием могут лучше выразить свою мысль, так как они свободнее формулируют свои суждения, чем простые люди.
Кроме того, открытый вопрос особенно заметно выявляет влияние интервьюера, и ответы опрашиваемых могут быть различными в зависимости от поведения интервьюера. К тому же интервьюеры записывают респондента не дословно, а прежде всего то, что им кажется понятным, убедительным. Ожидаемое они регистрируют — не осознавая этого — лучше, чем неожиданное.
«Открытый» вопрос без предварительно разработанных ответов используется правильно в следующих случаях:
для проверки знаний[63];
Примеры методических решений в анкете
Ряд особенно важных технических форм и специальных функций вопросов в интервью будет рассмотрен-наследующих примерах.
В одном из исследований, выбранном нами в качестве примера, изучались отношения личности к государству и к обществу: какова может быть степень ответственности государства за жизнь граждан («общество благоденствия»), насколько и в каких границах возможна свобода инициативы и ответственность отдельной личности? Как государство должно заботиться о социальной справедливости — уничтожая экономические различия или заботясь о том, чтобы каждый имел равные изначальные шансы? Как соотносятся понятия «работа» и «социальная справедливость» вглазах населения?
1. «СчитаетелиВы,что ДА............................................ V
лучше всего было бы жить НЕТ......................................... X
без необходимостиработать?» ТРУДНО СКАЗАТЬ......... А
Комментарий по технике анкеты: контактный вопрос, «.вопрос, ломающий лед» (тема, с которой можно начать обыденный разговор), используется прианализе.
2. «Сейчасчастоговорят, НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ 0что мы живем в суетливое вре- ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ 1мя. Как Вы считаете сами: ДРУГИЕ ОТВЕТЫ(запи-
относитесь ли Вы клюдям, сать!).................. 2
которымвсегданехватает
времени?»
Комментарий: еще один контактный вопрос, используется при анализе.
3. «Как Вы оцениваете в об- «ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ»........ 3
щем и целом состояние своего «ДОСТАТОЧНОХОРО-адоровья?»....... ШЕЕ» 4
«СРЕДНЕЕ»......... 5
«ДОВОЛЬНОПЛОХОЕ» 6«ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ» 7
Комментарий: «субъективная шкала» (вербальная градация). Ответы поставлены в кавычки — читает их интервьюер.
4. ИНТЕРВЬЮЕР передает белый лист бумаги с картинкой. «А сейчас совсем о другом: посмотрите,здесь беседуютдвое рабочих. Правый не закончил фразу. Как Ёы думаете, что он хотел сказать, как можно было бы закончить это предложение/*»
Рис. 8.Тест, по завершению предложения, причем опрашиваемый выступает в роли советчика. Однако его реакция показывает, как он сам относится к проблеме ответственности: положительно или отрицательно.
Комментарий: тест по завершению предложения. Такой тест должен — как открытые вопросы вообще — по возможности стоять в начале интервью (или комплекса вопросов), когда отдельные темы интервью еще не затрагивались, размышления опрашиваемого еще не направлены по определенному руслу. Коды для переноса ответов на перфокарты также указаны в анкете, при кодировании их необходимообвестикружочком(см. с.236иел.).
5. ИНТЕРВЬЮЕР передает красные карточки!
«Посмотрите эти карточки: что из перечисленного, по Вашему мнению, в основном достигнуто у нас в ФРГ,я имею в виду
в общем,исключая трудные случаи?» (Все названное обвести
кружочком и отложить эти карточки!)
/1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/ НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО............. VС6
Предложенные карточки содержали следующие записи (причем на каждой карточке была лишь одна запись):
(1) Хорошая зарплата
(2) Достаточносвободноговремени
(3) Социальнаяуверенность
(4) Достаточныйотпуск
(5) Достаточные пенсии по старости
(6) Хорошее здравоохранение, достаточная оплата по болезни
(7) Хорошая система_школьного образования, приличные школы
(8) Достаточная,доступная квартплата,неслишкомвысокая
(9) Хорошиеперспективыростадлякаждого, ктоэтогохочет
(10) Социальная справедливость, достаточный жизненный уровень
для каждого
Комментарий: вопрос с предложением набора карточек. Возможны несколько ответов: опрашиваемому предоставляется право выбрать столько карточек, сколько он сам хочет.
ДА...................................... V НЕТ, выбрал все кар точки или девять кар точекиз десяти............. X ** |
6. ИНТЕРВЬЮЕРУ: пожалуйста, укажите, есть ли хотя бы две карточки, которые опрашиваемый не выбрал?
** Сразу перейти к вопросу 8!
Комментарий: техническая квалификация, направляющая работу интервьюера.
7. ВНИМАНИЕ, ИНТЕРВЬЮЕР: теперь отобранные карточки отложить, а остальные — которые не были выбраны — вернуть. «Еще раз просмотрите оставшиеся карточки; что из названного в них следует осуществить в первую очередь, что самое важное и что Вы поставили бы на второе место?» (ИНТЕРВЬЮЕРУ: пожалуйста, запишите номера карточек!)
Самыми важными являются: №......... 123456789OXV C7
Второстепеннымиявляются: №......... 123456789OXV C8
Комментарий: еще один вопрос с использованием карточек. Опрашиваемый ранжирует карточки по степени важности. Такие субъективные ранжирования от опрашиваемого требуются в особых случаях. Как правило, опрашиваемому достаточно предложить выбрать две или несколько карточек, которые он считает важными. Ранжирование для группы получают путем подсчета голосов. Только в редких случаях статистическое ранжирование получает значимое уточнение в результате специально организованного субъективного ранжированная.
Далее в анкете следует ряд вопросов об окончании работы магазинов, о путешествиях во время отпуска (см. с. 339—340 с ел.) и выходном дне в субботу. Затем интевыоер спрашивает:
СТОП! С18
33. «Теперь я расскажу Вам СПРАВЕДЛИВО............. V
одинслучай: двесекретарши НЕСПРАВЕДЛИВО.... X
одноговозраставыполняют ДРУГОЙ ОТВЕТ............. 0 1
практически одинаковую работу, но как-то случайно одна из них узнает, что другая получает на 100 марок в месяц больше. Она идет после этого к начальнику, чтобы пожаловаться. Но начальник говорит ей, что другая трудолюбивее, печатает чище и быстрее, чем она. Считаете ли Вы справедливым, что одна получает больше, или Вы считаете это не-спр аведливым? »
Комментарий: маскировка вопроса о том, что такое справедливость — равная оплата для каждого или равная оплата за равную работу. Рассказывается история, благодаря чему вопрос конкретизируется и таким образом опрашиваемый попадает в ситуацию, когдаон должен выразить свою установку словами.
Подчеркивание номера вопроса 33 означает, что вопрос в параллельном варианте анкета имеет другой текст (см. раздел «.Полугруппы», с. 182).
«СТОПЪ — это указание для производящих перфорирование: содержание, кодируемое в столбце IS, продолжается на следующейстранице.
Щ 34. «Атеперьодругом: КАКПЕРВЫЕ........................ 2
иногда случается, что по теле- КАК ВТОРЫЕ...................... 3
видениювбудни передают ДРУГОЙОТВЕТ................... 4
важный футбольный матч в то время, когда предприятиями^ работают. Одни говорят,~что в таком случав предприятия должны отпускать своих людей, чтобы они могли посмотреть футбольный матч, это время можно отработать заранее или после матча. Другие говорят, что из-за телевизионной передачи переносить работу на другое время — это уже чересчур. Работа ведь важнее, чем футбольный матч. Как Вы думаете?»
Комментарий: вопрос об отношении к работе и к свободному времени провоцирующегохарактера.
35. «Позвольте вопрос, не ВПЕРВОЙ............................ 5
т связанный с нашей темой: ВО ВТОРОЙ.......................... 6
представьте себе, что Вы ТРУДНО СКАЗАТЬ......... А
могли бы жить в таких странах: в одной стране налоги и вычеты высокие, но государство заботится о каждом, если он болен или безработный, а в старости каждый получает достаточную пенсию.
В другой стране налоги низкие. Но государство помогает только в крайних случаях. Люди сами заботятся о своем финансовом положении и о своей старости заранее. В какой из этих двух стран Вы хотели бы жить?»
Комментарий: маскировка вопроса о предпочтениях респондента — на стороне государства с социальным обеспечением или на стороне возможно более либерального государства. Буква Т под номером 35 означает, что речь идет о вопросе для выявления тенденций («трендов»), который уже встречался в предыдущих опросах. Проводится наблюдение за развитием установок.
36. «Конечно, никто не может заглянуть в будущее, но что Вы думаете, какой будет наша жизнь через двадцать-тридцать лет, что,вероятно,будет не так,как сейчас?»
Комментарий: вступительная фраза служит для того, чтобы предотвратить возражения опрашиваемого, которые могут прервать ход беседы, чтобы подготовить опрашиваемого к последующему вопросу. Вступительные фразы или предваряющие вопросы часто служат для того, чтобы «разгрузить» основной вопрос. Благодаря этомуегоможносформулироватькороче.
а) «Как Вы считаете — смогут НАВЕРНЯКА...................... 7
ли люди летать на Луну МОЖЕТ БЫТЬ...................... 8
[или другие планеты?» Я НЕ ВЕРЮ ЭТОМУ......... 9
Комментарий: «подготавливающий» вопрос, который помогает опрашиваемому перенестись в будущее. Одновременно при этом у опрашиваемого создается определенный духовный настрой, который дает ему возможность ответить на следующий сложный вопрос.
б) Интервьюер передает список на желтой бумаге!
«Как Вы думаете, что из этого списка будет иметь нормальная рабочая семья через двадцать-тридцать лет, предполагая, конечно, что не будет никакого большого экономического кризиса?» (Все названное обвести кружочком!)
/l/2/3/4/5\/7/8/9/lu/XV C19
список
(1) Телевизор
(2) Стиральная машина
(3) Автомобиль
(4) Собственный дом, особняк
(5) Прекрасная мягкая мебель и ковры в квартире
(6) Минимум 5000 марок в банке на крайний случай
(7) Холодильник
(8) Путешествие каждый год во время отпуска на несколько недель
(9) Достаточноденег,чтобыповоскресеньямссемьей ходитьв ресторан
(10) Достаточно денег, чтобы дети могли получить высшее образование. Комментарий: вопрос со списком. Возможно несколько ответов.
После того как в интервью среди прочего говорилось о расходах на детей, а также о пенсии и зарплате, последовал вопрос:
62. Имеются различные пред- ДА, СЛЫШАЛ............. 1 С 33
приятия,где введено участие НЕ СЛЫШАЛ............. 2
в прибылях. При участии в прибылях Есе работающие на предприятии получают часть прибыли, образовавшейся в течение года. Какова доля прибыли на каждого, зависит от того, сколько сделали все вместе. Вы об этом слышали?»
Комментарий: содержание вопроса раскрывается через описание. С точки зрения техники интервью вопрос задуман как подготовка к последующей беседе. Графическое выделение (особый шрифт) означает, что интервьюер должен при чтении выделить слова «участие в прибылях».
63. «Предположим, Вы ище-................................................................ НА ПЕРВОМ:болеевысоте новое место работы и може- кая зарплата........................................................................................................ 4
тевыбиратьмеждудвумя НА ВТОРОМ: участие в
предприятиями.Наодном прибыли............................. 3
зарплатаиокладывыше, на ТРУДНО СКАЗАТЬ............. 5
другомпрактикуется участие
в прибылях, то есть работники имеют еще дополнительные выплаты, если предприятие хорошо работает. Где бы Вы стали работать — на первом или на втором предприятии?»
Комментарий: маскировка вопроса о том, обращают ли внимание на вознаграждение за совместный труд, придают ли значение связи с интересами предприятия.
В каждом втором интервью альтернативы меняли местами (ср. с. 303 и 182, параграф «Полугруппы»), соответственно и ответы, а также коды стояли в' анкете в обратном порядке:
НАПЕРВОМ:участие в
прибыли.............................. 3
НА ВТОРОМ:более высокая зарплата 4
ТРУДНО СКАЗАТЬ............,. 5
Интервью заканчивается вопросом:
68. «Двое мужчин беседуют ПЕРВЫЙ....................... 3 С 65
о жизни. ВТОРОЙ....................... 4
Одинговорит: «Каждый — ТРУДНО СКАЗАТЬ... 5
кузнец своего счастья. Кто сегодня действительно старается, тот может чего-либо достичь».
Другой говорит: «В действительности все устроено так, что одни наверху, а другие внизу, и при сегодняшнем положении дел они не поднимутся наверх, какбыни старались».
Что Вы лично скажете: ктоиз двоих прав — первый иливторой?,...
Комментарий: заключительный вопрос для оживления интереса перед получением объективных данных о личности опрашиваемого. Используется при анализе: личная ответственность, мотив к достижению.
В качестве дополнения к иллюстративному материалу ниже даны еще несколько отдельных вопросов из других исследований Института демоскопии в Алленсбахе:
«В связи с воспоминаниями — разрешите спросить, где Вы были в последнюю новогоднюю ночь между 11 и 12 часами, тоесть за час до полуночи: дома, в ресторане, или Вы уже спали?»
БЫЛ ДОМА.......................... ()
ПРАЗДНОВАЛ У ЗНАКОМЫХ ()
В РЕСТОРАНЕ.................... ()
УЖЕ СПАЛ.......................... ()
РАБОТАЛ, ГУЛЯЛ, БЫЛВ ДОРОГЕ и т. д ()
Комментарий: этот вопрос служил для оживления воспоминаний. Далее следовала серия вопросов о слушании радио в новогоднюю ночь (если спросить об этом невзначай, то никто не смог бы, быстро ответить).
Из анализа спроса на средства для мытья волос:
«Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов о Ваших привычках, связанных с мытьем волос. Многие говорят, что для волос и для кожи головы вредно слишком частое мытье. Не могли бы Вы мне сказать, когда Вы в последний раз мыли голову?»
Комментарий: прчмер"того, как в вопросе устранить влияние конвенциональных норм, как противодействовать ответам, на которые могли бы повлиять" соображения престижа.
Вопросизсферыполитики:
«Если Вы найдете в азете сообщение, что в бундестаге принят закон во втором чтении: значит ли это, что депутаты бундестага в первый раз не были единодушны, или все законы должны читаться два раза? Или, может быть, это имеет какое-то другое значение?»
Комментарий: вопрос-ловушка для проверки знаний (законы должны читаться в бундестаге трижды).
Методическим мастерством составления анкеты можно овладеть только на практике. Принципы можно выучить, как это делают в школе. Однако для их воплощения требуется прежде всего опыт.
Особые трудности при разработке анкеты заключаются в том, |что приходится идти на компромисс между требованиями опрашиваемых, интервьюеров, сотрудников, обрабатывающих полученные сведения, статистиков по выборке, аналитиков, включая специалистов по математическому анализу, тех, кто готовит отчет, и целями исследования. Необходимо овладеть всеми этапами опроса, прежде чем можно будет найти такой компромисс и подготовить соответствующую анкету.