I. Демоскопическое интервью 6 глава




В последней колонке матрицы указывается стоимость, причем ответы могут быть записаны по-разному ■ - в соответствии со сведениями, которые сообщает респондент.

3. «Когда Вы в последний 1958.................................... ()

раз продали корову на убой, 1957..................................... ()

в каком году?» 1956.................................... ()

1955 и раньше................ ()

ЕЩЕ НЕ ПРОДАВАЛ..()**

** Сразу перейти к 7-му вопросу!

Комментарий по технике анкеты: закрытый вопрос. Если следует ответ «ЕЩЕ НЕ ПРОДАВАЛ», то следующие вопросы не задаются,

4. СВОБОДНО ФОРМУЛИ
РУЕМЫЙ ВОПРОС:

Кому Вы продали эту по- ТОРГОВЦУ СКОТОМ ()*

следнююкорову?(ИНТЕР- КООПЕРАТИВУ ------ () ***

ВЬЮЕР:Есликоровабыла МЯСНИКУ.................... () **

продана в 1957 году, пожа- КОМУ-ЛИБОДРУГОМУ

луйста, еще раз запишите ответ):.................................... ()**

** Сразу перейти к 5-му вопросу!

Комментарий по технике анкеты: закрытый вопрос. Одна звездочка и три означают разветвление дальнейших вопросов по двум линиям. После ответов, обозначенных двумя звездочками, следует пропуск вопросов.

а) «Вы сказали, что продали корову торговцу скотом. Разговаривали ли Вы предварительно с доверенным лицом кооператива о своем намерении продать корову или Вы ему ничего не сказали?»

НИЧЕГОНЕ СКАЗАЛ() РазговаривалсДОВЕРЕННЫМ ЛИЦОМ**

**Сразу переходить к пункту в

А) «Вы сказали, что продали корову через кооператив по продаже скота. Разговаривали ли Вы предварительно по поводу этой коровы с камим-либо торговцем скотом или не разговаривали?»

Разговаривал с ТОРГОВЦЕМ……

НЕ РАЗГОВАРИВАЛ с торговцем скотом…..**

** сразу переходить к вопросу 5!

Комментарий по технике анкеты: закрытый вопрос, сформулированы альтернативы, пропуск вопросов.

б) «Потому что Вы не видели доверенное лицо или потому, что он не должен был об этом знать?»

НЕ ВИДЕЛ....................... ()**

ОН НЕ ДОЛЖЕН БЫЛЗНАТЬ ()**

** Сразу переходить к 5-му вопросу!

Комментарий по технике анкеты: отвод (вопрос-«ту-пикь), то есть каков бы ни был ответ, он в любом случае ведет к пропуску следующих вопросов', в дальнейшем разговоре участвуют те, кто на вопрос а) ответил, что имел разговорс доверенным лицом.

в) «Что решающим образом повлияло на то, что корова передана торговцу скотом, а не кооперативу по реализации скота?»

Комментарий по технике анкеты: открытый вопрос, общего характера, качественный, то есть ответы не содержат чисел.

5) «Вы сами взвешивали последнюю корову, которую продавали?»

САМ НА ОБЩИННЫХ ВЕСАХ….

СМОТРЕЛ, как взвешивает торговец или мясник……..

САМ НЕ ВИДЕЛ, сколько она весит………

Комментарийпотехнике анкеты: полузакрытыйвопрос, полевое кодирование.

6. «Деньги за эту корову Вы получили наличными или они были переведены на Ваш счет?» НАЛИЧНЫМИ ()

ПЕРЕВЕДЕНЫ....................... ()

ЧАСТИЧНО наличными,

ЧАСТИЧНО переведены ()

7. «Если бы это зависело от Вас: что было бы лучше ■- получить деньги за скот наличными или по переводу?»

НАЛИЧНЫМИ.......................... ()

ПОПЕРЕВОДУ........................... ()

НЕИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ ()

Комментарий по технике анкеты: закрытый вопрос, сформулированы альтернативы, маскировка вопроса о том, какой покупатель меньше зависит от механизма спроса и предложения,- на конкретном примере.

8. «Крупный рогатый скот делится на четыре товарных категории: А, Б, В, Г. Скажите, пожалуйста: сумеете ли Вы приблизительно оценить, к какой товарной категории относится корова или это слишком сложно?»

Мог бы оценить ТОЧНО.. ()

Могу сказать ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ()

ЭТОСЛОЖНЫЙ ВОПРОС.... () **

** Переходить к10-му вопросу!

9. «Если корова отнесена к самой низкой категории (категория Г), то будет ли разделка туши на 50% считаться слишком большой, нормальной или слишком маленькой - как Вы думаете?»

БОЛЬШАЯ............................... ()

НОРМАЛЬНАЯ.......................... ()

МАЛЕНЬКАЯ........................... ()

ТРУДНО СКАЗАТЬ; незнаю........ ()

10. «Собственно говоря, кроме мясника, в этой местности скот можно продать торговцу скотом или в кооператив по реализации скота. Весь вопрос в ттом, когда лучше пойти к одному, а когда - к другому. Я сейчас Вам кое-что прочитаю, а Вы мне скажите, пожалуйста, кому, по Вашему мнению, в данном случае продать скот было бы лучше всего?»

а) «Если кому-то нужно продать корову категории Г - настоящую «вешалку для платья», то где лучше всего ее сбыть: в кооперативе по реализации скота или у торговца?»

В КООПЕРАТИВЕ ПОРЕАЛИЗАЦИИ СКОТА ()

У ТОРГОВЦА СКОТОМ.. ()

ВСЕ РАВНО, У КОГО... ()

ТРУДНО СКАЗАТЬ, незнаю........ ()

б) «Предположим, на рынке избыток свиней и именно в это время приходится продавать свинью. Где можно в такое время получить за нее больше: у торговца скотом или в кооперативе по реализации скота?

У ТОРГАВЦА СКОТОМ……….

ЧЕРЕЗ КООПЕРАТИВ……..

ОДИНАКОВО и в том и в другом случае……….

ТРУДНО СКАЗАТЬ, не знаю………….

Комментарий по технике анкеты: закрытый вопрос, сформулированы альтернативы, маскировка вопроса о том, какой покупатель меньше зависит от механизма спроса и предложения, - наглядный конкретныйпример.

в) «Где крестьянин в обшем У ТОРГОВЦА СКОТОМ..()

может бытьболее уверен- В КООПЕРАТИВЕ..................... ()

ным, чтоегоне обманут: ОДИНАКОВО в обоих

уторговца скотом или в случаях................................. ()

кооперативе по реализации ТРУДНОСКАЗАТЬ,не

скота?» знаю...................................... ()

11. ИНТЕРВЬЮЕР дает опрашиваемому картинку. «На этой картинке изображены трое крестьян, беседующих о кооперативной реализации скота и о торговцах скотом. Прочтите то, что они говорят. Кто из них, по Вашему мнению, прав? Кто говорит то, что Вы об этом думаете: левый, средний или правый?»

Левый Л…………

Средний С……….

Правый П………

ТРУДНО СКАЗАТЬ………

Комментарий по технике анкеты: закрытый вопрос, три ответа на выбор, сформулированные как беседа, картинка.

Еще один пример -• опрос клиентов промышленных предприятий, обрабатывающих изделия из стального проката. Мы выбрали фрагмент из середины интервью.

Комментарий по технике анкеты касается прежде всего пунктов 2 и 7 из дискуссионного материала для обсуждения анкеты (с. 95, 98).

11. а) «Каким образом в последний раз Вы получали стальные трубы для муфт: со склада торговца, через торговца с заводского склада или Вы покупали их без посредничества торговца сразу у фирмы-изготовителя?»

СО СКЛАДА ТОРГОВЦА………*

Через торговца с ЗАВОДСКОГО СКЛАДА…..*

НЕПОСРЕДСТВЕННО У ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ……

Комментарий по технике анкеты: вопрос о поведении, объективные контрольные сведения ■- поведениеприпоследней закупке.

* «Не знаете ли Вы, случайно, на каком заводе изготовлялись стальные трубы для муфт, кто является изготовителем?»

ДА, им является...........................................................................

НЕТ, НЕ ЗНАЮ....................................................................... ()

Комментарий по технике анкеты: вопрос о знании (на информированность). Цель его ■ - выяснить, какое внимание обращают на имяизготовителя при закупке.

б) «Какая фирма, по Вашему САМЫЕЛУЧШИЕвыпу-

мнению, выпускает самые екает фирма..............................

лучшие стальные трубы для ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ.... ()

муфт?» НЕ ЗНАЮ............................ ()

Комментарий по технике анкеты: вопрос об установке.

в) «КогдаВы заказываете СОПРЕДЕЛЕННОГО

стальныетрубыдля муфт, ЗАВОДА................................. ()

следите лиВызатем, В принципе ВСЕРАВ-

чтобы получить трубыс НО.......................................... ()

определенногозавода или ДРУГИЕ ОТВЕТЫ(за-

Вам в принципе все равно, писать!).........................................

трубыкакойфирмыбудет

поставлятьВам торговец?»

Комментарий по технике анкеты: вопрос о поведении, субъективный: заказчика спрашивают, как он ОБЫЧНО поступает. Служит для выделения групп по поведенческому признаку. Одновременно вопрос об установке для проверки отношения к маркам и изготовителям.

12. «Теперь вопрос о тор- ДА, имеются рядом............. ()

говцах. В принципе положе- НЕТ..................................... ()*

ние таково, что, с одной стороны, имеются торговые объединения крупных фирм и наряду с ними много самостоятельных торговцев, которые не связаны жестко ни с какой фирмой. Есть ли здесь поблизости торговые объединения крупных заводов?)

Комментарий по технике анкеты: вопрос о фактах, одновременно этот вопрос близок к вопросам об информированности. В сомнительных случаях сведения можно подвергнуть объективной проверке - просмотреть списки филиалов отдельных фирм, чтобы убедиться, насколько сведения соответствуют действительности.

Уточнение смысла вопросапутемописанияипротивопоставления «торговых обществ» и «свободных торговцев».

СВОБОДНО ФОРМУЛИРУЕМЫЙ ВОПРОС: | * |Далеко ли находится отсюда ближайшее бюро торгового общества фирмы, примерно в скольких километрах?

Не имею понятия..............................

Комментарий по технике анкеты: вопрос о фактах. Вопрос используется для формирования групп респондентов при анализе поведения, например привычки покупать в зависимости от «есть торговое объединениепоблизости)},«меньше 25 км»,«25 км» и т.п.

13. «Где, по Вашему мнению, можно все-таки получить материал на более благоприятных условиях? Что Вы считаете более выгодным: закупку у торгового общества или у свободных торговцев?»

У ТОРГОВОГО ОБЩЕСТВА ()*

У СВОБОДНЫХ ТОРГОВЦЕВ ()*

ВСЕ РАВНО, ОДИНАКОВО ()

НЕ ЗНАЮ, НЕ МОГУСКАЗАТЬ ()

Комментарий по технике анкеты: вопрос о мнении, об установке. I * |«Почему - не могли бы Вы объяснить мне это подробнее?»

Комментарий по технике анкеты: вопрос о мотивах, он носит общий характер. Служит для получения первого представления о возможных - преимущественно рациональных - объяснениях выбора поставщиков. В этом случае получают не очень обдуманные сведения, причем эта необдуманность может иметь три различных объяснения:

а) ответможноособеннолегкосформулировать - существуетклише',

б) ответ звучит, по мнениюопрашиваемого, наиболее разумно;

в) ответкасается обстоятельств,наиболееважных для опрашиваемого, стоящих для него в большинстве случаев на первом месте.

Чтобы узнать, какова значимость отдельных приведенных объяснений - не говоря о косвенных формах получения сведений, корреляционном анализе (с. 263 и ел.),- необходимо по каждому аргументу в отдельности задать вопросы относительно деталей (см. ниже вопросы 15 и 16). Если приходится изучать слишком много аргументов, то на помощь приходит «разветвление», когда опрос идет по двум или более линиям беседы в.

Однако при этом исчезает возможность изучать взаимосвязи аргументов, поскольку они распределены по разным линиям «разветвления» ''.

14. СВОБОДНОФОРМУ- ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМЛИРУЕМЫЙ ВОПРОС: ОТ ОДНОГО ()**

«Еще^ вопрос, относящийсяко всем изделиям, ОТ РАЗНЫХ.... ()

о которых мы говориливы- ----------------

ше,- трубы, лист, профиль- Сразуперейтикследую-

ная и сортовая сталь. Полу- щемутематическомуком-

чаете ли Вы этот материал от плексу вопросов,одноготорговцаилиотразных?

Комментарий по технике анкеты: вопрос о поведении в целом, свободная формулировка, так как интервьюер часто уже из предыдущих ответов знает о привычках опрашиваемого по данному вопросу. В интервью служит для направления разговора в нужное русло, чтобы логичным был следующий вопрос (то есть этот вопрос необходим в структуре анкеты, даже если он не будет анализироваться); позжеонтакже используется при анализе.

15. «Часто по нескольким причинам в каждом конкретном случае обращаются к одному торговцу,а не к другому.Разрешитепрочитать Вам нечто,а Вас прошу сказать, что играет для Васкакую-либо роль при выборе торговца и что не имеет значения?» Комментарий по технике анкеты: вводная фраза общего содержанияперед последующей длинной, несколько однообразной серией вопросовсоздает определенный психологический настрой у опрашиваемого(относитсяктеме«Вежливость»]).

«Первый вопрос: часто ли ИМЕЕТБОЛЬШОЕ ЗНА-

сроки поставки играют опре- ЧЕНИЕ............................. ()

деленную роль? Я имею в ви- ИМЕЕТНЕКОТОРОЕ

ду - заказываете ли Вы тем, ЗНАЧЕНИЕ.................... ()

кто может быстрее обеспечить НЕИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ ()

поставки,или внастоящее ДРУГОЙОТВЕТ................

время сроки поставки практически одинаковы, так что в большинство случаев это не имоот значения?»

Комментарий по технике анкеты: вопрос о мотивах, закрытый, с различными степенями интенсивности в ответах. Спрашивается о роли единственного фактора при выборе торговца. Стилистическая шероховатость при формулировании вопроса носит намеренный характер - для лучшего понимания; вместо монотонного «заказываете у торговца, который...» применено «заказываете тем, кто...»

16. «Бывают ли условия ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНА-

платежаилипроцентскидки ЧЕНИЕ............................. ()

у разных торговцев настолько ИМЕЕТНЕКОТОРОЕ

различными,чтопорой Вы ЗНАЧЕНИЕ.................... ()

идете к тому,кто предлагает НЕИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ ()

более выгодные условия; или ДРУГОЙОТВЕТ................

практически нет никакой разницыиэто не имеетзначения?»

Далее в анкете следуют семь других вопросов о факторах, которые могут повлиять на выбор торговца.

Часто приходится слышать, что опросы по стандартизованным анкетам с помощью «нормальных» интервьюеров можно проводить лишь по общеизвестным вопросам, касающимся потребления и политики. Для исследований на более узкие темы необходимо якобы привлекать специалистов, которые владеют терминологией и знакомы с кругом проблем. Это, безусловно, звучит убедительно, но является одной из многочисленных «ошибок здравого смысла», которые затрудняют правильное использование метода опросов.

Специальная терминология и точное знание проблем требуются в пилотажных интервью и при составлении анкеты, но вслед за тем и самая сложная проблема должна исследоваться по единой методике. Ограничение содержания анкеты рамками специальных областей (например, вопросами строительства собственных домов, торговли скотом, закупки изделий проката) - очень трудоемкая работа, и исследователь, применяющий метод опроса, в случае структурированного интервью в большей степени подвергается критическому контролю, чем при простом формулировании «специалистами» свободной (нестрогой) схемы анкеты. Однако исследовательская группа должна быть готова в ходе многомесячной интенсивной работы ознакомиться с кругом проблем, усвоить язык соответствующей области. Слова о том, что некоторая исследовательская задача является якобы слишком трудной, чтобы ее можно было вместить в анкету, объясняются лишь недостатком опыта.

Обсуждениеанкеты

Чтобы обобщить опыт, перспективы, идеи и критические соображения, которые накапливаются при разработке анкеты, обычно три-четыре человека собираются на совещание по анкете. Согласно имеющемуся опыту, при большем числе участников трудно организовать работу. Даже в группе из 3-4 человек, работающих над анкетой, требуется соблюдать своеобразные правила игры и строгую дисциплину. Большая часть обсуждения проходит в письменном виде, напоминая салонную игру. После совместного обсуждения планов исследования рассматриваются блоки вопросов один за другим, участники совещания записывают свои предложения по формулировке вопросов. Окончательное решение - окончательное по крайней мере для первого варианта.анкеты - принимается после сравнения и обсуждения трех, а может быть, десяти или двадцати различных предложений.

На совещании по анкете обсуждаются проблемы, которые могут быть перечислены здесь лишь тезисно[55]:

1.Приблизительная схема вопросника: формулированиепрограммныхвопросов и определениенаборадемографическихданных и,необходимых для анализаи статистического контроля.Иногда предусматривается распределение всех задач на несколько отдельныхопросов. Организация многоступенчатых исследований.Структураанкеты,введениеканкете,последовательностьвопросов, тематическиевставки.

2. Определение методов сбора информации: исследование путем опросов или путем наблюдения? Вопросы относительно деталей или общегохарактера?. Нужнолипроводить исследование объектов,придерживаясь конкретных событий (определенный день, определенная неделя, определенный номер журнала) или оно должно бытьобобщенным, субъективным («регулярно читаю то-то и то-то»,«обычно по воскресеньямхожу гулять»)?

3. Перевод: какие тематические Комплексы исследовательскихзадачнеобходимо расчленить на анкетные вопросы? Какуюконкретизациюможнопридумать,как наладить взаимопонимание между исследователем и опрашиваемым?

4. Какие внешние контрольные данныеможно использовать при формулировании анкетныхвопросов, чтобы применить имеющиеся методы контроля? Какие методы внутреннего контроля можно включить в анкету -вопросы, которые проверяют надежность и достоверность ответов?

5. Какиетехническиеформывопросовследуетвыбрать? Открытые, полузакрытые и закрытые вопросы; формулировать альтернативыили отказаться отот них; маскировать альтернативы в виде диалогов или сводить к поведению в заданной ситуации; предоставить две, три, десять, двадцать или более закрытый в вопросе, позволить выбирать один или несколько ответов одновременно?Использование списков, карточек, рисунков.

Какие типы вопросов с точки зрения выполняемыхими психологических функций следует использовать: контактные вопросы («вопросы, ломающие лед между интервьюером и респондентом»), подготовительные вопросы для переключения внимания респондента на новый тематический комплекс; буферные вопросы, которые служат для разграничения отдельных тематических комплексов и одновременно для нейтрализации влияния одних вопросов на другие (также используются игровые приемы),вопросыдляукрепления уверенности опрашиваемого в своих силах, для оживления воспоминаний, поощряющие воображение, для повышения заинтересованностивбеседе,дляснятияконвенциональных ограничений, «провоцирующие» вопросы для получения спонтанных ответов, вопросы-ловушки для проверки информированности, для проверки неискренности или склонности к преувеличениям.

7. На изучение чего должны быть направлены вопросы: на выяснение материального положения, знаний,

Рис. 3.

поведения, мнений, мотивов? Как будет измеряться степень интенсивности высказываний? Будет ли проводиться ранжирование? Как предполагается проверить четкость, непротиворечивость установок или их подверженность воздействию? Как будет контролироватьсядостоверность, надежность и непротиворечивость данных?

8. Какой язык, какие слова следует использовать в анкете? Можно ли употреблять собственные имена,иностранные слова, девизы?[56]

9. Комплекс проблем, связанных с определением вопросов-«фильтров» необходимых рисунков[57], словесных описаний,суточнением смыславопросов, с выбором объективной или субъективной формы вопроса, что связаносостатистическойсторонойисследования, например, указывать в вопросе конкретное время, которое считать контрольным, или спрашивать о субъективном восприятии себя респондентом как членом одной из поведенческих групп. Определение вопросов-индексов для группировки опрашиваемых при анализе.

 

10. Организация исследования тенденций, составление «опросов, направленных на измерение «трендов»,использование вопросов из проведенных ранее исследований, чтобыпроследить«тренд».

Применениепсихологическихтестов, особых инструментов для тестирования: проективные тесты, нап ример тесты йа завершение предложений, тест тематической апперцепции, ТАТ (Thematic Apperception Test), тесты на словесные ассоциации, тесты с рисунками (например, тест с деревом) или рисунки различных сценок и придумывание историй по этим рисункам, цветные тесты, например с«цветными пирамидами»,физиогномические тесты (Szondi), тесты умственных способностей (например, о пространственном воображении), «тесты образов» («Image-Tests»), например путем применения «семантического дифференциала», графологические тесты. Использование предметов для тестирования, например нейтрализующегооформлениятоваров.

12. Применение измерительного инструментария: субъективные шкалы (термометры, лестницы, вербальные шкалы — например, от «очень» до «вовсе нет»), серии вопросов для объективных шкал или факторного анализа, использование приборов для тестирования, например ручноготахистоскопа.

Рис. 5. Пример теста, подобного P-F-тесту Розенцвейга («Picture Frustration»). Вопрос: «Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок. Один человек входит в купе вагона и ударяет другого по голове и, кроме того, еще пачкает его. К сожалению, здесь не написано, что сказал пострадавший, ведь ему больно и он испачкан. Что он мог бы ему оказать? По можете ли Вы воспроизвести его слова?» При анализе теста ответы делятся на агрессивные и сдержанные (ср. раздел о кодировании, с. 242). Реакция опрашиваемого в данном случае является отправной точкой для его психологической характеристики (Архив Института демоскопии, отчет № 499/П).

13. Организация экспериментов: в первую очередь «разветвленные опросы», то есть варьирование экспериментальных факторов, в то время как все остальные деталиопросовостаются неизменными.

14. Определение окончательной формулировки анкетных вопросов. Определение формулировки предполагаемых ответов (закрытий в вопросах), которые в свою очередь еще раз определяют содержание вопроса для интервьюера (а в том случае если они будут прочитаны вслух,то и уточнение его значения для опрашиваемого).

Рис. 6. Тест с деревом является одним из психологических тестов, применяемых в опросе. Интервьюер предлагает опрашиваемым в конце интервью нарисовать фруктовое дерево. Примеры взяты из первой стадии исследования мотивации (ср. с. 312) у водителей автомашин. Следовало определить, какую роль играют психологические мотивы при выборе марки бензина (к п. 11).

15. Акустическое регулирование: фиксация ударения ипроизношения.

16. Технические формы, сигналы для интервьюера: указания припомощи звездочек, чтобыв зависимости от ответов или положения вещей направлять беседу по различным разветвлениям одной и той же серии вопросов;«разветвления внутри интервью», знаки или условные слова, чтобы отмечать степень точности текста вопроса;таблицы, схемы для наглядного оформления данных;применение бумаги различного цвета.

17. Инструкции для интервьюеров по обращению С инструментарием для тестирования по предъявлению предметов тестирования, по записи наблюдений (например, указание положить без комментариев предмет тестирования в определенном положении в поле зрения опрашимаемого или указания, когда опрашиваемый должен надеть очки).

Подготовка анкеты для дальнейшей машинной обработкиответов.

Графическое оформление (верстка), которое должно по возможности облегчить работу интервьюера, а так же последующие отметкив анкете (подготовка анкеты для переноса материала на перфокарты) и перфорирование.

Эти кратко перечисленные тезисы в ходе дальнейшего изложения метода будут проиллюстрированы примерами. Из-за ограниченного объема книги мы не можем рассматриватьболееподробно этивопросы.

Структура ипоследовательность: «Япривелвпорядок Вашуанкету»

Анкета определяет драматургию интервью: сначала приятное впечатление, контакт, пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемого в своих силах, обеспечение продолжения беседы, чтобы респондент отвечал на последующие вопросы охотно, с добрыми намерениями. Вопросы, относящиеся к личности опрашиваемого, не должны стоять в начале.

Сменяя друг друга, затем следуют — часто неизбежные — серии однообразных вопросов. Например, о каждом прочитанном за последние четыре недели журнале: где прочитан, как получен, как регулярно читается журнал? Или по очереди о каждом из 20 федеральных министров: «Каково Ваше отношение к нему: хорошее, плохое, ни то, ни се, нет мнения?»Их сменяют занимательные вопросы: например, предлагается картинка с изображением4 жилых комнат: «В какой Вы хотели бы жить?»

Чередуются разрядка и напряжение. За вопросами проверки знаний: «Не знаете ли Вы случайно, жил Лютер до или после 30-летней войны?»; «В Бонне, кроме бундестага, имеется еще бундесрат. Знаете ли Вы, для чего существует бундесрат?..»— следуют вопросы мнений, оценки или у респондента просят совета:

«Двое супругов спорят о том, должны ли они остаться на старой квартире или им следует переехать. Муж говорит: «Мы переезжаем на другую квартиру», а жена: «Мы остаемся здесь». Спор идет в течение нескольких недель, и они просто не могут прийти к единому мнению. Как вы считаете: кому в этом случае принадлежит последнее слово — мужу или жене?»

Чередуются вопросы на различные темы. Одна из из самых распространенныхфразванкете звучит так: «Теперь о другом...» Тематически взаимосвязанные этапы беседы отделяются друг от друга. После шести вопросов о покупке и потреблении шоколада следует: «Теперь о другом...», а пять минут спустя: «Вернемся еще раз к шоколаду...»[58].

Это предпринимается для того, чтобы опрашиваемый не скучал и не уставал; чтобы исключить влияние, которое мог бы оказать предыдущий вопрос на ответ[59]; чтобы проверить противоречивость или устойчивость установок.

Нелогичная смена темы ни в коем случае не производит неестественного впечатления, обычный повседневный разговор между людьми также скачкообразен, но в анкете, когда это написано черным по белому, это иногда удивляет читателя. Можно понять того интервьюера, который разрезал анкету, снова склеил и послал ее руководству института с дружеской припиской: «Я привел в порядок Вашу анкету».

Чтобы интервью не казалось слишком переменчивым, для подражания ассоциативной связи в повседневном разговоре достаточно создать просто видимость объективной связи: «Глава французского государства...»—«Что, по Вашему мнению, лучше всего привезти в подарок из путешествия по Франции?»

Однообразные серии вопросов, вероятно, целесообразнее всего расположить в середине интервью; вопросы личного свойства или вопросы, ответы на которые могут быть неискренними, лучше поставить ближе к концу; вопросы, ответы на которые легко подвержены влияниям, лучше поставить в начале, прежде чем сами интервью своей темой повлияют на ответ.

Так как интервью в целом требует сильного напряжения, то не следует задавать в конце, прежде чем будут получены объективные данные о респонденте, никаких банальных вопросов («Пользуетесь ли Вы кремом для кожи?»). В конце следует стремиться к ослаблению напряжения:

«В заключение совсем другой вопрос: не случалось ли у Вас в последние три года кражи, или в течение последних трех лет с Вами ничего подобного не происходило?»

В конце можно задать также вопрос, звучащий с некоторым пафосом:

«Если бы Вы могли начать Вашу жизнь сначала, то многое ли Вы делали бы по-другому, или ничего не изменили бы?»

Анкеты с хорошими манерами

И анкета может иметь хорошие или плохие манеры, быть вежливой и предупредительной или грубой и эгоистичной.

Некоторые из перечисленных выше правил или указаний относятся к «хорошим манерам», например выбор контактных вопросов в начале или размещение интересного или веселого вопроса в конце интервью. Становятся ли благодаря этому результаты опроса лучше и надежнее? Этот вопрос систематически пока не исследовался. Психологически вежливость в анкете необходима, потому что благодаря ей увеличивается вероятность получения надежных сведений в интервью, повышается качество статистических данных.

Однако проблема хороших манер в интервью незаметно превращается в условия, соблюдение которых непосредственно определяет качество результатов.

Если при составлении анкеты не обращается внимания на то, чтобы

1) переменой темыразговорапомешатьусталости и

2) предупредить влияние предыдущих вопросов на ответы, то исследователь получит не представляющие ценности, сильно искаженные результаты.

Процесс обучения в интервью: «Потом Вы спросите"почему?,,»

Влиянию самого интервью на ответы способствует также процесс обучения респондента во время интервью, что необходимо учитывать при составлении анкеты. Из текста вопросов опрашиваемый узнает нечто новое. Нередко респонденты просят интервьюера изменить задним числом ответы на предыдущие вопросы[60].

То, что в интервью можно сообщить новые знания, не повредив выявлению непредвзятых суждений, только используя структуру и последовательность вопросов, является важным преимуществом устного опроса по сравнению с письменным, когда ничто не препятствует респонденту до заполнения прочитать всю анкету. Но опрашиваемый не только узнает новое в интервью. Он также в определенном смысле тренируется. Он узнает, какой вид ответов предполагает в качестве «штрафа» дополнительный, требующий напряжения вопрос, и приспосабливается. Так, в одном интервью наряду с «закры тыми вопросами» 76 часто применялись вопросы с открытыми последующими вопросами, как, например: «Почему Вы так думаете? Не могли бы Вы объяснить это более подробно?» Одну молодую женщину спросили: «Предстоит решить, следует ли допускать отказ от военной службы? Как Вы думаете? Следует ли разрешить отказ от военной службы или не разрешить?» Ответ этой молодой женщины в интервью был: «А Вы потом спросите — "ПОЧЕМУ?,,»»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: