9. Главная черта эпохи-господство церкви и религиоз.мировоззрения.Философия-служанка богословия.Глав.черта философии-теоцентризм.Центральная проблема-соотношение Бога и чел-ка,веры и разума.Креационизм:Бог творит и материальный мир и духов.мир чел-ка.Способ познания-вера.Мышление пронизано символизмом:любой объект,слово рассматривается как требующий истолкования знак.Формы философствования:комментарий(писался к Библии,сочинениям авторитетных деятелей церкви,к трудам антич.философов).Задача комментатора-максимально ясно,не принося ничего от себя передать смысл священного текста;исповедь-литератур.сочинение,в котором автор раскрывает свои духовные искания,опис.свои грехи,прозрения на пути к Богу.Исповедь писалась с целью поучения(Исповедь А.Блаженного). Этапы средневеков.филос-ии:1.Аппологетика(2-3вв.н.э.)-эпоха защиты религии от пасягательств.Главная тенденция-сближение антич.филос-ии с хрестианскими вероучениями.2.Патристика(4-8вв.н.э.)-учение отцов церкви,которые формировали теологич.доктрины в борьбе с отступлениями от учения.Крупный представитель-А.Блаженный.С его точки зрения,Бог создал мир и чел-ка по своей воли.Богу характерна вечность и неизменность.Материальный мир изменчив.Время создано Богом.Время он связывал с чел.душой.Ей присуще ожидание будущего,внимание к настоящему и память о прошлом.В итоге,прошлого и буд.нет.А настоящее-исчезающее,малый миг.3.Схоластика(9-13вв.)Централ.проблема-соотношение единичного и общего,за которым скрывалась проблема соотношений материального и идеального.Выделились два основных течения: реализм (Блаженный,Аквинский)-реально существует общее понятие.Единичные вещи вторичны.Это объективный идеализм; номинализм (Копелло,Оккам)-существуют единичные вещи,а понятия-это только имена даваемые нами вещам.Наиболее универсально концепцию реализма развил Аквинский.Его учение о двойственности истины.Бог есть истина в полном объёме.К Богу можно придти двумя путями:через божественное откровение,через веру нам вдруг открывается,что Бог есть;через науку,изучая сотворённую Богом природу мы постигаем мудрость творца.Признаём,что без него мир был бы не возможен.Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества.
|
9.Основные черты философии эпохи Возрождения:
– отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
– использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
– тесная связь с естествознанием;
– исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
Ренессанс – эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.
Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.
Неоплатонизм – одна из форм греческой философии, которая возникла в результате смешения учения Платона, Аристотеля, стоического, пифагорейского и др. с восточной и христианской мистикой и религией.
Основные идеи неоплатонизма:
– мистически-интуитивное познание высшего;
|
– существование ряда ступеней при переходе от высшего к материи;
– освобождение человека, материально обремененного, для чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.
Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.
Натурфилософия – это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.
Цели натурфилософии:
– обобщение и объединение общего знания о природе;
– выяснение основных естественно-научных понятий;
– познание связей и закономерностей явлений природы.
Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.
Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты – в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.
Теософия – мудрость от Бога. Теософией называют высшее знание о Боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и переживанием, благодаря чему становится доступной тайна божественного творения.
|
Яркий приверженец теософии в эпоху Ренессанса – Николай Кузанский. Он, как и другие мыслители, считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог – предел познания. Бог – это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.
Пантеизм – учение, которое обожествляет Вселенную, природу.
Пантеизм существует в четырех формах: 1)теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия;
2) физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;
3) мистический пантеизм;
4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах. Сторонники пантеизма в эпоху Ренессанса возвеличивали личность через Бога.