Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность (интенциональность); сознание раскрывается в его связи с логикой и действительностью, а также с бессознательным.
" Идеальное " обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является "идеальной формой бытия предмета в голове человека" [1]. Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.
Предметность и направленность сознания вместе составляют такое его свойство, которое принято называть интенциональностью. Внутренний мир сознания - это связанные друг с другом элементы, реальные акты человеческой деятельности, направленные на объект сознательной установки. Феномен сознания нельзя даже представить себе без направленности на мыслимый предмет.
Проблема генезиса (происхождение, возникновение,) сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают:
· эволюция свойства отражения, присущего всей материи;
· развитие зачаточного интеллекта животных;
· переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.
|
С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем: например, след на песке, отпечатки в камне тел давно умерших животных). Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне. Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.
|
Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.
Социокультурная природа сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать.
К основным механизмам влияния общества на сознание относят общение (коммуникацию), язык и труд (деятельность).
Сознание и коммуникация. Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – это процесс обмена информацией. Коммуникация – это существенная черта человека, социума и культуры. Коммуникация выступает смысловым и содержательным аспектом деятельности. Можно сказать, что коммуникация – это деятельность по восприятию и переработки информации. Структура коммуникации включает: 1) как минимум двух участников, наделенных сознанием и владеющих языком (субъекты коммуникации); 2) ситуацию, которую они пытаются осмыслить и понять; 3) сообщение, текст; 4) мотивы и цели – то, что побуждает субъектов коммуникации общаться друг с другом; 5) средства коммуникации.
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. Однако, единство сознания и языка не означает их тождества. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в форме мысли.
Сознание и деятельность. Становление сознания человека обусловлено, прежде всего, его трудовой деятельностью. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подсобные средства (камни, палки и т.д.), действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов, и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не совершенствуют их, не оставляют при себе долгое время.
Общение, язык и труд оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс возникновения и развития сознания.