Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.
Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.
Субъектом познания могут быть:
— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;
— группа (коллектив)
— общество в целом.
Общество считается универсальным (трансцендентальным — по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В настоящее время нет возможности представить познание вне общества. Поэтому, с одной стороны — познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык.
Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.
Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение.
|
Порой грани между субъектом и объектом трудноуловимы или отсутствуют вовсе. Человек — изучает мир, являясь его частью. Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба являются субъектами. В квантовой механике доказана особая роль прибора и наблюдателя в познании микрообъектов, то есть объект зависит от условий познания, а условия познания являются частью объекта.
Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности.
(Пока элементарные частицы не были известны человеку — они не могли быть объектом. До XV не выделялись в качестве объекта человеческие переживания, эоции — поэтому не было психологии и жанра романа в литературе
Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание. Практика. Творчество.
Познание – высшая форма отражения объективной действ-ти людьми, представляющая собой процесс формирования знаний, передаваемых от одного поколения другому
Чувственное познание – форма деят-ти, при к-ой в рез-те функционирования орг. чувств, НС, мозга, возникает ощущение, восприятие материальных объектов (с т.зр. марксистско-ленинистской теории (диалектический материализм)).
Структура чувственного познания:
1. ощущение;
2. восприятие – целостный образ материального предмета;
|
3. представление;
4. эмоции.
Ч.п. – сложное синтетическое единство 1, 2, 3, 4, кот. неразрывно связаны с формами мыслительной деят-ти.
«Рациональная» деят-ть – взаимод. чувственно-образных форм освоения действ-ти (опыт, эмпирия) и форм мыслительной деят-ти, т.е. деят-ти, напр. на образование понятий, абстракций, умозаключений, идей, систем идей.
Познание искусства.
Я слушаю музыку…
1. Объект восприятия – музыка – продукт человеческой деят-ти, который различается от эпохи к эпохе
2. Спос-ть человека к восприятию музыки – рез-т его включения в сферу культуры, приобщения к культуре, общения с людьми.
Восприятие объектов искусства – подлинно человеческий процесс, возникающий в ходе совместной деят-ти людей и зависимый от многих культурных предпосылок и исторического опыта.
35.Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины. Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Свойства истинности:
1.Объективность-независимость от познающего субъекта. 2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность.
Концепции:
Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.
Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)
Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)