Развитие - невозвратное, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов.В результате развития возникает новое качество. Это - общее свойство материи,ее важнейший признак. Развитие - прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием.В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению. Диалектика есть современной общей теорией развития всего сущего,которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи",как у Гегеля,а и материального мира.Т.е.диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как"духа",так и материи, сознания, познание.
В реферате я попытался определить основные альтернативы диалектики, такие как метафизика, «Отрицат» диалектика,софистика, догматизм и релятивизм.
Метафизика как основная альтернатива диалектики
Диалект. является не единственной теорией о развитии всего сущего.Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развит), которые также являются философскими методами. Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики.Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение.В процессе эволюции метафизика признала идею развития.
Догматизм (положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину.
|
Релятивизм. Возвратным боком догматизма есть релятивизм. Релятивизм (с греческой - релятивный, относительный) - теоретико-познавательная концепция, которая выходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. И,конечно,здесь релятивизм выступает как разновидность метафизического толкования истины.Релятивизм не является единой доктриной,а скорее нечеткой совокупностью убеждений относительно того,что истинность или ложность высказываний зависит от характеристик индивида или социальной группы. Догматизм строится на преувеличении значения абсолютной истины,игнорируя момент ее конкретности; релятивизм, наоборот,преувеличивает значение относительной истины, отбрасывая момент ее абсолютности.
Софи́стика (умение хитро вести прения)рассуждение,основан.на преднамер.нарушении законов логики,на употреблении ложных доводов. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность,то софистика,напротив,односторонне тяготеет к релятивизму,абсолютизируя относительность результатов познания.
Эклектика. Эклектика (выбираю) - метод мышления,соединяющий в одном построений,одном отношении взаимоисключающие принципы.Эклектик непоследователен,его взгляды противоречивы. Эклектичными могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.Часто.Эклектикой является все то что обнаруживает в себе эклектизм,то есть стремление построить целостность на основе разнородных,несовм. элементов.
|
28.Закон единства и борьбы противоположностей.
Единство и борьба противоположностей, всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, "ядро" диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. и б. п. указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон Е. и б. п. снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Например, в биологической эволюции именно путём Е. и б. п. наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Выражение "борьба противоположностей" содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.
|
29.Закон перехода количественных изменений в качественные Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества. В диалектическом материализме, материалистической диалектике а также ряде близких философских концепций — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления.Закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса.Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности[. Категория «качество» обозначает такую определенность явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть[2]. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одно целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.
Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.
При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Выделяют следующие виды скачков:
1.по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
2.по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
3.по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).
Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества
30. Закон отрицания отрицания Смысл закона отрицания отрицания в том, что изменяясь, предмет переходит в свою противоположность не однократно, а постоянно; и как бы он не изменялся, он всегда сохраняет в своём текущем состоянии содержание предшествующих состояний (в снятом виде).Для выражения этой идеи Гегель использует трёхступенчатую логическую формулу (не стоит забывать, что у Гегеля это был процесс самопознания Абсолютной идеи, и терминология была разработана им для описания этого процесса):
Первый этап – исходное состояние предмета, с которого мы начинаем изучать процесс изменения. Гегель называет его полаганием или тезисом.
Второй этап – переход предмета в свою противоположность (т.е. изменение любого характера, происходящее с предметом), Гегель называет отрицанием или антитезисом.
Третий этап – очередной переход предмета в свою противоположность. Гегель называет отрицанием отрицания или синтезом.
В качестве иллюстрации действия данного закона обычно используют циклические процессы, самые известные из которых – “зерно / растение / зерно” или “деньги / товар / деньги”. Зерно бросают в землю, вырастает растение, отрицающее зерно (мы имеем иллюстрацию перехода в свою противоположность: растение – не зерно, но если бы не было зерна, то не было бы и растения – зерно переходит в свое другое (Гегель) или свою противоположность (Ленин)); растение вновь производит зёрна, точно так же отрицающие это растение. Однако это уже другие зёрна, поэтому процесс не возвращается к исходной точке, а проистекает как бы по спирали, в которой каждое последующее состояние предмета вбирает в себя предыдущее плюс приобретает какое-то новое содержание.
Т.е. борьба противоположностей не заканчивается пустым компромиссом. В новом состоянии объекта борьба не исчезает, а сохраняется «в снятом виде». Данный закон может быть использован в качестве дополнительного аргумента в пользу доказательства глобального характера процесса развития, потому что какова бы ни была направленность изменений, которые происходят с предметом (прогрессивная или регрессивная), в любом случае происходит самообогащение, самовозрастание богатства содержания предмета за счёт аккумуляции, обобщения в его текущем состоянии предшествующих состояний.
Гегель абсолютизировал троичность. Все, что бы ни исследовал Гегель, он разбивал на три ступени, превратив триаду в искусственно навязанную действительности схему.
Но далеко не все циклические процессы, происходящие в мире, укладываются в 3 этапа. Например: бабочка, яйцо, гусеница, куколка, бабочка (5 этапов). Кроме того, есть процессы нециклические, линейные. Например, смена общественно-экономических формаций.
Каким образом может быть применён этот шаблон (тезис-антитезис-синтез) для описания циклических процессов, не укладывающихся в 3 этапа, и линейных процессов?
Дело в том, что, во-первых, логическая формула, предложенная Гегелем, не предполагает какого-то замкнутого цикла в изменениях. 3 этапов достаточно, чтобы показать непрерывность борьбы противоположностей. Мы могли бы добавить ступень, например, отрицания отрицания отрицания и далее, но это ничего нового не добавило бы к уже сформулированному принципу.
Во-вторых, точка отсчёта может быть выбрана произвольно, мы можем взять за исходное любое состояние предмета (бабочку, куколку, яйцо). И для любого участка любой цепочки изменений эта формула будет справедлива.
Категории диалектики.
В диалектической философии диалектическими категориями или категориями диалектики называются ее категории:
- во-первых, диалектические категории - это наиболее общее формы человеческого мышления, в частности рассудочные понятия, которыми оперирует человеческое мышление для определения и раскрытия сути познаваемых проблем (причем не являющиеся собственно категориальностями);
- во-вторых, в современной диалектической философии к диалектическим категориям также относятся предельные субъективные определения и такие рассудочные понятия и формы человеческого мышления, которые предельно точно и однозначно характеризуют то или иное некоторое, т.е. такие определения, для которых нельзя найти не только более широких понятий или форм, но и более конкретных понятий, форм или определений;
- в-третьих, в современной диалектической философии к диалектическим категориям также относятся образы непосредственных категорий.
Диалектические категории, в отличие от категорий обычных наук, во всеобщем и наиболее концентрированном виде отражают свойства и отношения не только бытия и чувственного познания, но и вне-бытия и постижения.
К основным диалектическим категориям относятся:
- идея и Изначальность,
- свобода,
- вообщность и винтальность (не путать с витальным),
- мышление,
- миросоздание,
- определенность, объективность, содержательность и существенность,
- единство, синтез,
- опосредствование, рефлексия, снятие, положение, воспроизводство,
- сознание, дух,
- начало, Второе начало (см. Начала…), вне-бытие и пространство,
- диалектика,
- структурность, триада и квадрада,
- бытие, сущность и понятие,
- философия, диалектическая философия и наука,
- непосредственное сознание, самосознание и разум,
- знания,
- тождество и различие,
- единичное, особенное, всеобщее,
- конкретное и общее,
- возможность, существование и действительность,
- явление, закон,
- форма и содержание,
- причина и следствие,
- необходимость и случайность,
- человеческое мышление, человеческое сознание и человеческий дух.