Общество как объект философского анализа. Исследовательские программы в обществоведении.




Общество – это система общественных надличных отношений.

Основу общественной жизни составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, а также деятельность по производству самого человека как социального существа, его культуры.

Т.Е. общество – система деятельности и отношений.

 

Общество – это также мир культуры.

Общество как система имеет свою структуру. Можно выделить четыре основные сферы жизни общества: 1.материально-производственная (экономическая); 2.социальная; 3.политическая; 4.духовная. Поэтому научный подход к обществу – это всегда системный подход, дополняемый структурным, функциональным и историческим подходами.

 

Материальная сфера является основой жизни общества, но ведущей является духовная сфера. Сознательно или бессознательно человек действует – от этого зависят результаты деятельности.

 

Общество – материально-идеальный континуум.

 

Материальное в обществе:

1. географические условия, природа, втянутая в жизнь общества практикой (вторая природа);

2. народонаселение (численность, качество народонаселения, влияющие на развитие производства);

3. технико-технологическая база;

4. материальное в обществе – это также система закономерностей, отношений, которые складываются и функционируют не проходя через сознание людей, объективно и в этом смысле они – материальны. Прежде всего, это производственные экономические отношения.

Идеальное в обществе:

1. это общественное сознание, духовная жизнь общества, духовные отношения.

 

Общество – это развивающаяся система. Источник развития – борьба внутренних социальных противоположностей (основное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями).

Социальная реальность на уровне сущности – это надличные общественные отношения, а на уровне явлений – это люди (индивидуальный уровень), их группы, культура, производство, события (надиндивидуальный уровень) и др. как носители общественных отношений.

 

Исследовательские программы в обществоведении.

Начнем с того, что можно выделить материалистический и идеалистический подходы к обществу. Но т.к. общество – многофакторная система, то появляется разнообразие подходов, делающих акцент то на одни, то на другие аспекты жизни общества.

 

В нашей программе дана следующая классификация исследовательских программ в обществоведении:

1) Натуралистическая программа: рассматривает общество по аналогии с природой;

2) Социологическая программа: подчеркивает специфику социальной реальности. Общество понимается как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам. Маркс считал, что социальная реальность определяется экономической деятельностью, М.Вебер – что социальным действием, рациональным в своей основе, Хабермас – что коммуникативным действием.

3) Культурно-историческая (культурцентристская) программа начинает с различия наук о природе и наук о духе. Общество сверхиндивидуальная реальность, основа его – культура, т.е. надо выявлять уникальное в обществе (Дильтей, Виндельбанд и др.). Надо понимать, а не объяснять социальную реальность, мотивы (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).

4) Психологическая и социопсихологическая программа считает, что в обществе основные – психологические факторы.

 

Есть и другие классификации, например, выделяют:

1. Социологический идеализм.

2. Географический детерминизм.

3. Мальтузианство.

4. Биологический детерминизм: а) социальный дарвинизм; б) расизм; в) фрейдизм.(не видят разницы между разными уровнями сложности в организации материи).

5. Марксизм.

6. Психологические исследовательские программы.

7. техницистское направление.

39. 41.Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.

Общество имеет свои объективные законы. Развитие общества – это естественно-исторический процесс.

Новое поколение, приходя в мир, получает общественные отношения в качестве объективных условий, с которыми следует считаться. Каждый сознательно ставит свои цели (да и бессознательное регулирует деятельность человека), однако в итоге получается не совсем то, что хотел каждый, ибо цели и интересы сталкиваются. В итоге социальные законы носят статистический, вероятностный характер. В их появлении велика роль случайностей. Но в целом социальным законам также характерна направленность.

Закон – это необходимая, существенная, общая связь предметов и явлений. Необходимость и закономерность в явлениях общественной жизни можно раскрыть тогда, когда исследователь изучает жизнь определенных социальных групп, классов, побудительные мотивы, интересы которых следует искать исходя из их положения в системе социальных связей. Но повторяемость выявить в обществе труднее, чем в природе.

На самом деле в истории имеет место диалектика необходимости как закономерности, причинной обусловленности и случайности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: