Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры. Изучение духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии природа духовного - это неопределенное, объективное идеальное начало - составляет основу возникновения не только материального, но и души (сознания) человека. Объективная идея оказывается первосущим, а материальный мир является лишь ее несовершенным подобием в изменчивом и несовершенном мире. Платон ищет абсолюта, совершенства, постоянства - и находит все это лишь в мире идей, приобретающих у него статус самостоятельного существования. Но как ни велик Платон и как ни уважали в античности философов, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании людей той эпохи. А вот на следующем крупном отрезке,европейской истории, в Средние века, "линия Платона" получила неожиданное продолжение и своеобразное развитие в христианстве. Природа духовного стала усматриваться (приниматься на веру) в едином Боге. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием религиозного духа. Бог в христианстве признавался непознаваемым творцом всего, Абсолютным добром, Абсолютной красотой и Истиной. Средневековая религиозная философия (патристика, схоластика), немало потрудившись над логической стороной духа, все же не особо продвинула разрешение проблемы идеального. Божественную суть духа предлагалось принимать как данность, на веру, а не изучать причины его появления. Возрождение и начало эпохи Нового времени ознаменовались новыми подходами к объяснению духа и духовной жизни общества. На место авторитета Божьего разума был водружен не менее категоричный авторитет разума человеческого. "Разум правит миром", - провозгласили европейские "революционеры духа" XVIII в. Лучшее общество можно построить не на религиозной духовности, а используя разум человека. С возникновением науки реальные успехи человеческого разума оказались настолько велики и очевидны (промышленность, строительство, транспорт, политика, право), что каких-либо преград "светоносному" и "плодоносному" разуму люди просто не замечали. Но последующее развитие общества показало, что и разумное, теоретическое, рациональное мышление человека может делать ошибки. Стали более внимательно изучать историю развития духовной жизни человека и общества. Марксистская концепция формационного понимания человеческой истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, с материалистических позиций объясняла как само появление человеческого сознания, так и многие его формы и способы практического проявления. Однако свет разума, так победоносно воссиявший для мыслителей XVIII - начала XIX в., не смог уберечь человечество в последующих двух столетиях от массы неудачных социальных решений, колоссального количества жертв и страданий, практически неуправляемого развития истории. Неудивительно поэтому, что рационалистическое обществоведение, основанное на математике и точном физико-механистическом знании, не смогло долго удерживать господствующие позиции. В конце XIX в. возникает релятивистское (неклассическое) объяснение природы и общества, которое с 1920-1930-х гг. перерастает в постнеклассические формы знания. На первые позиции в современном постнеклассическом объяснении природы и общества, духовной жизни людей выдвигается ценностный подход.
* Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Общ. С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него. Формы общественного сознания: 1)Политическое - совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления. уровни - обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание - это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного бытия и находит свое выражение в науке и других своих формах, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованного теоретического познания.