Вайшьи, или бизнесмены
В контексте настоящей книги нам наиболее интересна варна вайшьев, бизнесменов. Рассмотрим её, для более рельефного понимания сравнив с варной шудр, наёмных работников.
Шудра ценит стабильность и не приемлет неопределенности своего дохода. Для него естественный способ получения дохода – фиксированное вознаграждение за труд, выплачиваемое нанимателем. Возможно и иное поддержание – натуральное – но всегда стабильное и оговорённое. Если шудра займется бизнесом и, скажем, будет прилагать примерно равные усилия в течение двух месяцев, но за второй месяц его доход будет вдвое меньше, чем в первый, то шудра будет считать это несправедливостью судьбы и не сможет видеть милость Бога в таких условиях своего существования. Шудра испытывает страх перед принятием решений в бизнесе, поскольку неверно принятое решение означает уменьшение его дохода, что причиняет ему страдания.
Подобного страха полностью лишен вайшья. Вайшьи от природы обладают более лёгким отношением к деньгам, хотя и испытывают интерес именно к обретению денег.
Как понять это кажущееся противоречие? Можно привести в пример человека, занимающегося рыбалкой ради интереса. У такого рыбака может быть сильная медитация на рыбалку, полный дом удочек и пр. и тем не менее, он нисколько не боится, что не поймает ничего на рыбалке. Отношение шудры к деньгам можно сравнить в данном контексте с отношением к рыбе у посетителя рыбного ресторана. Ему необходимо, чтобы рыба прибыла вовремя и в определенном количестве. Также отношение вайшьи и шудры к деньгам можно сравнить с отношением к воздуху обычного человека и аквалангиста – у первого есть уверенность в том, что воздух всегда будет. Откуда берется такая уверенность у вайшьи?
|
Первая причина в том, что у вайшьи есть вера в то, что исполнение его предписанных обязанностей (дхармы) обеспечит его всем необходимым. Если вайшья заботится о коровах (а именно забота о коровах является основной дхармой вайшьи), то он пребывает уверенности, что он получит всё необходимое для жизни.
Заботу о коровах следует упомянуть особо. В «Ману-самхите»[3] говорится, что вайшья никогда не должен думать, что у него не будет коров. Вайшьи и коровы образуют естественную связку в системе варнашнамы. С одной стороны, потому что корова является своеобразным алтарем, где присутствуют многие полубоги, и просто служа корове, вайшья получает их благословления.
Поклонение полубогам является весьма естественным для вайшьи, о чём можно прочесть в цитируемом ниже в разделе «Дхарма вайши» стихе из «Шримад Бхагаватам» (7.11.23).
С другой стороны, вайшья от природы обладает способностями к пониманию насущных потребностей других живых существ, поскольку его собственные материальные жизненные ценности зафиксированы именно в этой сфере. Это делает его искусным в заботе о животных (сфера ответственности вайшьи – счастье его животных, в первую очередь, коров). Это делает его не менее искусным в предложении товаров и услуг, что является второй причиной. У вайшьи есть четкое представление о том, что его доход возникает из оказания ценных услуг другим.
Поскольку людям всегда что-то нужно, и вайшья всегда способен понять, что именно и предложить им это, у него нет страха перед неопределённым доходом. Шудра не обладает ни вышеописанной верой, ни вышеописанными способностями. Поэтому наиболее благоприятным для него является получение оговоренной суммы или иного поддержания от нанимателя.
|
Что такое «дхарма»?
Для того, чтобы составить представление о природе предписанных религиозных обязанностей бизнесмена (вайшьи) с точки зрения индуизма, следует осознать значение слова «дхарма». Дословно «дхарма» означает «неотъемлемое свойство».
Данное понятие не имеет прямого аналога в западных философиях и потому требует подробного разъяснения. Часто данное понятие переводят как «религия» или «предписанные религиозные обязанности», что раскрывает его суть лишь до определённой степени. Например, дхарма сахара – быть сладким. Не являясь сладкой, некая субстанция не может называться сахаром. Подобным образом, существуют дхармы различных категорий людей как установленные Богом роли с соответствующими им обязанностями.
Концепция неотъемлемого свойства проявляется в данном случае в том, что неисполнение предписанных обязанностей не дает права называться соответствующим образом (в нашем случае - вайшьей).
Для разъяснения приведём несколько аналогий из области обычных знакомых нам профессий. В качестве примера профессии с одной обязанностью можно привести продавца билетов. Он не должен делать чего-либо, кроме продажи билетов. Если он не делает этого, то он не может называться продавцом билетов. В качестве примера профессии с двумя обязанностями можно привести линейного контролёра на транспорте. У него две обязанности – проверять билеты и штрафовать безбилетных пассажиров. Если он лишь проверяет билеты, но не налагает штрафы, то его деятельность бессмысленна. Если он лишь взимает штрафы, не проверяя билеты, такая деятельность также бессмысленна и не может быть отнесена к профессии контролёра. Лишь выполнение одновременно двух обязанностей контролёра делает его контролёром.
|
Подобным образом могут быть приведены примеры профессий с тремя, четырьмя и т.д. существенными обязанностями, исполнение которых дает право называться представителем данной профессии.
Итак, вайшья – это тот, кто исполняет все обязанности вайшьи, т.е. следует дхарме вайшьи. Следует обратить внимание, что, с одной стороны, существует дхарма (набор обязанностей) вайшьи, а с другой стороны, существуют личности, имеющие психофизическую природу вайшьи, которым надлежит данной дхарме следовать.
С точки зрения ведической культуры, имеющий природу той или иной варны имеет все возможности следовать её дхарме (кроме экстренных ситуаций, для которых предписаны особые обязанности, называемые ападхармой), поэтому неследование своей дхарме является грехом.
Обязанности различных варн описаны в дхарма-шастрах (богооткровенных писаниях) – таких, как «Ягьявалкья смрити» и «Ману-самхита». Принципиальным моментом является то, что дхарма может быть установлена только лишь Верховной Личностью Бога (носящей имена Вишну и Кришна). «Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам - истинные законы религии устанавливает Сам Верховный Господь» («Шримад Бхагаватам» 6.3.19, фрагмент).
Дхарма вайшьи
Какова же дхарма вайшьи?
Для полноты картины приведем описание дхармы вайшьи из различных источников:
«Шримад Бхагаватам» (7.11.23):
«Преданность полубогам, духовному учителю и Верховному Господу, Вишну, стремление совершенствоваться в выполнении религиозных обязанностей, обеспечении материального благополучия и удовлетворении чувств [дхарме, артхе и каме], вера в слова духовного учителя и священных писаний, а также умение и неизменное желание зарабатывать деньги — таковы признаки вайшьи».
Шримад Бхагаватам (11.17.18):
«Вера в Бога, посвящение себя пожертвованиям, свобода от лицемерия, привязанность к брахманической культуре и неустанное стремление накапливать деньги – таковы природные качества вайшьи».
«Бхагавад Гита» (18.44, фрагмент):
«Земледелие, защита коров и торговля - таковы занятия, соответствующие природе вайшьев».
«Ягьявалкья смрити» (1.119, фрагмент):
«Вайшье предназначены следующие виды деятельности: торговля, ссуды под процент, сельское хозяйство и забота о животных».
«Ману-самхита» (глава 9):
«325. Так вечный закон завершает описание обязанностей царя; нижеследующие правила определяют обязанности вайшьев и шудр.
326. После того, как вайшья получит инициацию и вступит в брак, он должен посвятить свою деятельность зарабатыванию средств и заботе о скоте.
327. Когда Господь всех живых существ создал скот, он вверил его вайшье; брахману и царю он доверил все созданные живые существа.
328. Вайшья никогда не должен допускать мысли о том, что у него не будет коров. Никто другой, кроме вайшьи, не должен ухаживать за ними, если вайшья готов проявить о них заботу.
329. Вайшья должен знать относительную стоимость драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, духов и специй.
330. Он должен разбираться в вопросах посадки семян, знать хорошие и плохие качества полей, а также в совершенстве знать систему мер и весов.
331. Более того, он должен знать, в чём состоят идеальные потребительские свойства и дефекты товаров, преимущества и недостатки товаров из различных стран, образование прибыли и потерь в торговле и способы ухода за поголовьем скота.
332. Он должен быть знаком с тем, каковы должны быть выплаты нанятым работникам, знать различные языки, способы хранения товаров и правила купли-продажи.
333. Пусть же он прилагает все усилия к тому, чтобы увеличивать свое имущество благочестивыми способами, и пусть же он усердно обеспечивает едой все воплощенные живые существа».
Положение вайшьи в обществе
Каково было социальное положение вайшьи (бизнесмена) в ведическом обществе? Общий подход к определению положения основывался на области ответственности варны. Чем выше природная сфера ответственности, тем выше положение.
В некоторых случаях вайшьев относят к низшим слоям общества, причисляя к высшим слоям лишь брахманов и кшатриев. Это делается на основании того, что лишь две упомянутые варны обладают от природы альтруистическими наклонностями, т.е. их собственное счастье составляет счастье других людей (брахманов полностью, кшатриев – хоть и в меньшей, но в существенной степени). Соответственно наклонностям и способностям в системе варнашрамы, представителям различных варн назначались определенные обязанности и сфера ответственности.
Сферой ответственности брахмана являлось счастье всех живущих на земле (что фактически означало полный альтруизм в ежедневной деятельности); сферой ответственности кшатриев являлось счастье всех его подданных. Лишь в сферу ответственности двух высших варн входило счастье людей, и лишь две высшие варны принимали в процессе своей деятельности на себя карму других людей (брахман – с пожертвованиями, кшатрий – с налогами, шудры и вайшьи не принимали чужую карму, поскольку при купле-продаже, равно как и при выплате и получении зарплаты карма не передаётся). Вайшья, по природе, не склонен заботиться о счастье других людей, в его сферу ответственности входило лишь счастье его собственных животных.
В некоторых случаях вайшьев относят к высшим слоям общества на основании того, что вайшьи получали инициацию в свою деятельность (равно как брахманы и кшатрии, но не шудры и женщины). Зачем была необходима инициация вайшьям? Получая посвящение и проходя обучение под руководством гуру, вайшья получал необходимую для его способа поддержания себя веру и образование.
Наличие определенной веры необходимо для любого из трёх способов получения средств, соответствующих трём высшим варнам. Например, вайшья в своей деятельности сталкивается с неопределенностью дохода (в отличие от шудры). Ничто самоочевидное не является гарантом того, что вайшья получит количество клиентов, достаточное для поддержания себя и своей семьи. Поэтому для комфортного существования при таком способе получения денежных средств вайшья (бизнесмен) должен обладать определённой верой в то, что следование им его дхарме гарантирует ему безбедное существование. Данная вера давалась вайшье в процессе инициации и обучения.
Примечательно, что два вышеописанных деления встречаются внутри одних и тех же источников (например, в «Шримад Бхагаватам»).
Однако, с точки зрения вайшнавизма, этикет, возникающий из деления на варны, является вторичным по отношению к вайшнавскому этикету, согласно которому любой вайшнав является в высшей степени достойной личностью, поскольку он дорог Господу. В рамках вайшнавского общества деление на варны, с точки зрения стандартов общения, является малозначимым, подобно делению по цвету волос или росту. Шрила Бхактивинода Тхакур писал в статье «Вайшнавская варнашрама»: «Многие люди думают, что не существует разницы между вайшнавами и теми, кто ниже их уровнем. Поэтому они часто спрашивают вайшнавов об их варне и пытаются пригвоздить их к одному из четырёх ашрамов, подобно обычным членам общества. Подобные попытки являются чисто социальными и полностью противоречат вайшнавской культуре».