Неприемлемые виды бизнеса




С точки зрения индуизма, не все деньги являются одинаковыми. Праведные деньги являются проявлением Лакшми, богини процветания, и несут хорошую карму. Неправедные деньги являются проявлением её сестры, Алакшми, богини бедности, и призваны доставить их владельцам лишь страдания. В книге Гададхара Пандита даса «Молитвы, дарующие защиту» говорится: «Совершенством является осознание величия Господа вместе с Его супругой Шри Лакшми. Благодаря такому осознанию человек в полной мере обретает как духовные, так и материальные благословения. Это совершенство отчетливо прослеживается в царе небес Индре. Он является великим преданным Господа и в то же время наделён полнотой благословений супруги Господа, богини процветания Шри Лакшми. Благословение же Лакшми таково: «Семью того, кто следуя по стопам Индры, будет регулярно воспевать эту молитву, не покинет процветание и благоденствие в течение трёх поколений!»

В Ведах говорится, что противоположностью богини процветания Лакшми, является Алакшми. Как известно, Кали-югой, нынешней эпохой (по ведическому летоисчислению) повеливает Кали – демонический полубог деградации и ссор. Алакшми же приходится ему супругой.

Вот что говорится в «Махабхарате» (1.67.87–89) о Кали: «На Земле Кали воплотился в облике царя Дурьйодханы, который стал бесславием династии великих царей Куру. Его разум и взгляды на жизнь были искажены невежеством и злобой. Он был воплощением ненавидящего весь мир Кали. Вся Земля была подвергнута опасности уничтожения, когда он разжёг в мире людском великую смертоносную вражду».

Мадхвачарья пишет в «Махабхарата-Татпарья-Нирнае» (19.201): «Дурьйодхана женился на принцессе царя Каши, которая была рожденной на Земле главной богиней нищеты – Алакшми. Поскольку в ней также частично воплотилась Парвати, супруга Шивы, она обладала внешней привлекательностью».

Так Дурьйодхана был воплощением Кали, а его супруга – богиней нищеты Алакшми. Мы знаем, что Дурьйодхана являлся наследным принцем царства Куру и не испытывал недостатка в деньгах и роскоши. Однако влияние Алакшми в его жизни проявилось в потере его душевного покоя: зависть к Пандавам постоянно терзала его и в конечном счёте привела к гибели.

Подобным же образом в наше время просто обладание крупными суммами денег не является гарантией счастья. Чаще всего практический опыт жизни показывает обратное – чем больше у человека денег, тем больше у него проблем и беспокойств. Таким образом, деньги могут принимать форму не Лакшми, дарующей счастье и гармонию, а напротив – Алакшми, навлекающей ссоры и несчастье. Проблема заключается в том, что, если в доме и душе человека нет Бога на алтаре, то и подлинная Лакшми не желает там оставаться. Она уходит, а Её место сразу же занимает Алакшми, которая начинает сеять в доме раздоры и нищету, по крайней мере, духовную.

В последних стихах «Лакшми- стотры» даётся ещё одно очень ценное благословение: «У того, кто будет постоянно воспевать эту молитву, богиня нищеты Алашкми никогда не поселится в доме!» Во время одного из воплощений Лакшми, богиня Алакшми стала Её старшей сестрой по имени Джьештха.

В «Шримад Бхагаватам» (1.17.32) говорится, что нищета – джьештха является неразлучной спутницей Кали вместе с другими пороками, такими как: ложь, воровство, притворство, тщеславие и т. п. Поэтому в восьмом стихе гимна «Шри-Сукты» из «Риг-Веды» сказано: «Пусть священный огонь веры выгонит из моего дома нищету и нужду в деньгах! Так я разрушу Джьештху-Алакшми, которая оскверняет дом, порождая голод и жажду!» Эту «старшую сестру» Джьештху-Алакшми ни в коем случае нельзя допускать в дом, её нужно гнать прочь, таково предписание в гимнах Вед».

Выше, в главе «Бизнес и гуны», были перечислены источники дохода в гуне невежества. Все они являются неприемлемыми. В книге «Артха» Сарва Шактимана даса говорится и о следующих неприемлемых видах бизнеса:

«6.3. Сетевой маркетинг

Рассмотрим такой вид мошенничества, как финансовая пирамидальная игра. Для простоты понимания сделаем это на примере. Участник приобретает одну «акцию», скажем, за 900 рублей. При этом он получает возможность продать 4 акции по 900 рублей четырём другим людям (все продажи регистрируются в офисе фирмы-организатора). С каждой акции участник получает комиссию 300 руб. Таким образом, приобретя 1 акцию и продав 4, участник уже имеет в кармане 300 рублей дохода. На этом его активное участие в игре заканчивается. С каждой акции в фирме-организаторе остается 600 рублей. 200 из них она оставляет себе, а 400 разделяет на 8 частей по 50 рублей, и рассылает их по следующему принципу: человеку, который продал акцию участнику, человеку, который продал акцию этому человеку, и так 8 раз.

В результате человек, когда-то продавший всего 4 акции, начинает получать всевозрастающее количество денег, общая потенциальная сумма которых составляет более 1000000 рублей (при условии, что всем участникам на восемь колен вниз по пирамиде удалось реализовать свои акции). Уловка данной игры заключается в том, что в конце игры, когда количество потенциальных покупателей (в городе, стране, или даже мире) будет исчерпано, то люди, потратившие свои деньги на покупку акции за 900 рублей, не смогут никому продать ни одной акции. Именно они оплатят доходы других участников пирамиды. Данная деятельность представляет собой азартную игру, так как участник получает шанс приобрести деньги или лишиться их (подобно тому, как игрок в рулетку, делая ставку, получает шанс выиграть деньги или проиграть их), и относится к доходу в гуне невежества.

В товарно-денежных отношениях продавец предлагает в продажу товар, покупатель приносит деньги. Происходит обмен товара на деньги - покупатель и продавец меняются правами собственности. Так вот, сетевой маркетинг является синтезом двух вышеописанных понятий, то есть содержит в себе свойства как первого, так и второго.

Система сетевого маркетинга занимается распространением какого-либо товара или услуги. Это – элемент торговли. Для этой цели система использует распространителей, приглашаемых для сотрудничества.

Распространители сами являются потребителями продукта системы – как правило, именно приобретение продукта системы даёт возможность вступить в неё, став распространителем. Характерно, что одни распространители занимаются «вербовкой» других распространителей, причём эта структура обязательно не линейна, а пирамидальна. В зависимости от конкретной системы вновь «завербованному» распространителю надо найти как минимум двух новых, что способствует образованию пирамидальной структуры.

Справедливости ради, заметим, что иногда это количество не оговаривается, однако, тот факт, что распространителю предлагается создать свою «сеть дистрибьюторов», подразумевает наличие более одного «вербуемого». При этом подразумевается, что распространитель будет иметь процент дохода с продаж «завербованных» им распространителей, а также тех распространителей, которых «завербуют» они, и так - на определённое количество колен по пирамидальной структуре. При «вербовке» распространитель красноречиво описывает перспективы создания собственной «сети», рассказывая, к примеру, что такой-то участник системы уже купил квартиру, а другой заработал 200000 долларов и начал собственный бизнес.

Так вот, именно в обещании распространителя вновь «вербуемому» возможности создать свою «сеть дистрибьюторов» или же пригласить требуемое по стандарту системы количество распространителей (двое, четверо и т.п.) и заключается элемент финансовой пирамидальной игры. Из-за того, что число потенциальных потребителей продукта конечно, когда-нибудь вновь «завербованные» распространители уже не смогут создать свою «сеть дистрибьюторов» или же пригласить необходимое количество распространителей.

Кроме того, участник системы сетевого маркетинга, организовавший свою сеть и получающий проценты с продаж всех участников своей сети на несколько колен вниз, не имеет возможности как-либо связать свои усилия со своим доходом. Это означает, что его сеть может оказаться удачной, разветвлённой, и он может заработать тысячи долларов, но может и не заработать ничего. Таким образом, его доход превращается в лотерею.

Таким образом, сетевой маркетинг содержит в себе элементы торговли и финансовой пирамидальной игры. Это, образно говоря, сам Кали, нарядившийся в одежды вайшьи.

6.4. Продажа и покупка акций на фондовой бирже

Изначальное предназначение фондовой биржи заключается в том, чтобы дать возможность владельцам предприятий привлечь свободные средства граждан на взаимовыгодных условиях. Продавая акции своего предприятия, владелец предприятия, с одной стороны, делает нового держателя акций совладельцем и принимает на себя обязательства делиться с ним прибылью предприятия пропорционально размеру его пакета акций, а с другой - привлекает в предприятие финансовые средства, которые могут быть использованы для увеличения оборотных средств, покупки оборудования и т.п.

Брокер, или торговец акциями, выступает посредником между предприятием и инвестором и получает комиссионные за оказываемую услугу. Однако, на самом деле, доход человека, торгующего акциями, как правило, не менее чем на 70% складывается из разницы в цене покупки и продажи акций в различные дни на бирже.

Известно, что есть брокеры, играющие на повышение (то есть скупающие акции предприятий в надежде, что они затем подорожают с целью последующей их продажи), называемые быками, и брокеры, играющие на понижение (то есть продающие акции предприятий, надеющиеся на падение котировок и последующую скупку по низкой цене), называемые медведями. Стоит ли говорить, что курс акций – вещь практически не предсказуемая, зависящая от слухов, скандалов, заявлений в прессе, общих настроений рынка и множества других факторов. Результатом подобной непредсказуемости является то, что брокер, планирующий получить выгоду от той или иной операции на бирже, фактически получает шанс как увеличить свой доход, так и потерять деньги, подобно игроку в казино.

Не случайно другим названием брокерской деятельности является «игра на бирже». Марку Твену принадлежит замечательное высказывание на эту тему: «Октябрь. Месяц, особенно опасный для игры на бирже. Среди других особо опасных месяцев я бы выделил сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август».

Важно также понимать, что доход, полученный чисто на курсовой разнице, не связан с оказанием ценной услуги и, следовательно, относится к гуне невежества. Как правило, доход брокера не находится в чистом невежестве и является смешанным, однако, присутствие дохода в гуне невежества делает эту профессию неприемлемой для вайшнава.

6.6. «Откаты»

Бизнесменам-вайшнавам не следует применять практику неофициальных финансовых поощрений (как правило, в виде определённых процентов от суммы заказа) представителей фирмы-заказчика (в просторечии «откатов»), так как тем самым они провоцируют их на воровство денег у владельца фирмы-заказчика и становятся соучастниками греховной деятельности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: