Взаимоотношения с нанимаемыми сотрудниками




Природная сфера ответственности, а именно: счастье его собственных животных во многом определяет отношения вайшьи (нанимающего) с шудрами (наёмными работниками). Вайшья не обязан решать все их жизненные проблемы, это - сфера ответственности кшатрия. Ответственность вайшьи по отношению к шудрам состоит в том, чтобы обеспечивать их в рамках договорённости (в наши дни, в основном, в форме заработной платы, в прошлом было также распространено натуральное обеспечение) и не спрашивать с них работы, кроме той, о которой изначально договаривались стороны при найме.

Прямой обязанностью вайшьи является необходимость четко оговорить условия будущего сотрудничества с нанимаемой личностью («Ягьявалкья смрити», 16.194): «Хозяин (торговец, владелец стада или земледелец) который нанимает работников без предварительного объявления размера вознаграждения (заработной платы) и получения их согласия, должен быть наказан царем [кшатрием] штрафом в размере одной десятой, соответственно, дохода полученного от торговли, поголовья скота или урожая.»

Ответственность шудры по отношению к вайшье состоит в том, чтобы выполнять оговоренную работу добросовестно и в полном объеме, не врать и не воровать. В комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад Бхагаватам» (7.11.24) читаем: «Все знают, что слуги и наёмные работники склонны воровать. Однако хороший слуга никогда не ворует. В этом стихе говорится, что шудра должен быть очень чистоплотным, не воровать, не лгать и всегда служить своему господину».

 

Неисполнение обязанностей нанимаемым сотрудником должно наказываться («Ягьявалкья-смрити», 16.194): «Если некто получил заработную плату авансом, под обещание, что он будет выполнять свою работу в течение месяца, но сам редко занимается работой и присвоил выплаченные деньги, то он подлежит наказанию в размере удвоенной выплаченной ему заработной платы. Если авансовой выплаты не было, то работа должна быть оплачена по фактическому количеству дней. Нанятый сотрудник несёт ответственность за вверенные ему средства труда (плуг, лопату и т.п.)».

«Если человек согласился выполнить некоторую работу, но так и не приступил к ней, то он должен быть подвергнут штрафу в размере не менее одной седьмой части общей оговорённой суммы. Если нанимаемый согласился выполнить работу, но отказался от нее после начала деятельности, то он должен выплатить нанимающему штраф в размере одной четвертой общей оговорённой суммы контракта. Если сотрудник отказался от работы после того, как выполнил половину оговорённого объема работ, то нанимающий должен удержать с него штраф в размере всей оговорённой суммы. Если сам нанимающий отказывается воспользоваться услугой работника, о которой имелась договоренность, то он должен выплатить ему оговорённую сумму в полном объеме.» («Ягьявалкья-смрити», 16.198).

Важно также отметить, что с точки зрения социального устройства вайшья стоит выше шудры. Данное понимание возникает из концепции неоплатного долга. Достаточно очевидно, что мы находимся в неоплатном долгу перед своими родителями, поскольку, когда мы были маленькими, мы не могли сами о себе позаботиться. Подобным образом, существует неоплатный долг ученика перед духовным учителем, подданного перед царём, жены перед мужем и работника перед нанявшим его. Сам шудра не способен ни выплатить себе зарплату, ни вести бизнес подобно вайшье.

Зависимость от вайшьи в жизненно важных вопросах порождает соответствующий этикет: шудра (нанимаемый) должен вести себя по отношению к вайшье весьма уважительно. Если этот принцип нарушается, то бизнесмен может расстаться с неуважительным сотрудником (исполнив, однако, свои финансовые обязательства по отношению к нему).

Чанакья Пандит писал об этом в своём труде «Нити-шастра» (1.5): «Порочная жена, плохой друг, наглый слуга и проживание в доме со змеёй считается не чем иным как смертью».

 

Налогообложение

Рассмотрим систему налогообложения, принятую в ведическом обществе. Кшатрии (цари-воины) облагали вайшьев единственным 25-процентным налогом, который мог взиматься как деньгами, так и натурой, по желанию вайшьи.

В «Шримад Бхагаватам» говорится (1.9.27, фрагмент комментария): «Налоговое обложение было простым. При этом не применялась сила, и не допускался произвол. Царь имел право на четвёртую часть того, что производил подданный. Царь мог испросить четверть дохода».

Примечательно, что выплата данного налога вайшьей была также арендной платой за пользование выделенной ему землей. Земля всегда находилась в собственности кшатриев; вайшьям она выделялась в пользование с правом наследования и ограниченного распоряжения (без права продажи).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: