Отношение ведической культуры к совместному бизнесу вытекает из двух принципиальных моментов:
Первый состоит в том, что весьма важным элементом ведической культуры является отсутствие в ней представления о коллективной собственности как таковой. Вся собственность в рамках системы варнашрамы являлась индивидуальной.
Можно привести несколько примеров, иллюстрирующих данный принцип: всё имущество, нажитое в браке, автоматически считается собственностью мужа (т.е. жена вообще не обладает собственностью в браке, кроме той, которая была подарена ей отцом на свадьбу), имущество отца в обязательном порядке подлежит разделу между его сыновьями (при жизни – с оставлением ему доли – или после его смерти), вся земля в государстве находится в собственности одной личности – царя (кшатрия). Совместное владение фирмой, мастерской, фабрикой, фермой с точки зрения ведической культуры является нонсенсом. Причиной тому не эгоизм (как думают некоторые, ошибочно отождествляющие бескорыстие с коллективной собственностью), а индивидуальная ответственность за вверенную собственность.
Второй момент состоит в том, что вайшья (бизнесмен) от природы склонен к самостоятельной деятельности. Он обладает и способностью, и желанием действовать независимо. Кшатрий, например, не определяет хозяйственную деятельность вайшьи, а лишь взимает с него налог. В случае совместного владения бизнесом вайшья теряет возможность самостоятельно принимать решения, попадая в зависимость от мнений партнёров по бизнесу, что является неприемлемым.
Существуют определённые дополнения к данному правилу, не меняющие его сути. Например, купцам естественно отправляться в дальние страны за товаром не в одиночку, а компанией. В таком случае они могут купить товар вскладчину, совместно доставив товар к месту продажи, однако, впоследствии разделив его в соответствии с затраченными средствами или иной договорённостью: «В случае совместного путешествия группы торговцев обретённая прибыль (понесённые потери) следует разделить между членами группы пропорционально вложенным средствам или согласно ранее сделанной договорённости» («Ягьявалкья-смрити», 22.259).
|
При этом отнюдь не подразумевается совместного владения товаром, т.к. в любой момент времени, пока товар транспортируется, можно точно сказать, сколько чьего товара в «общей куче».
Инвестирование (т.е. фактически передача в собственность части предприятия другим личностям посредством продажи акций) также является неприемлемым, поскольку подразумевает коллективную собственность.
Маркетинг
Примечательно отношение ведической культуры к такой сфере знания, как маркетинг. Считается, что вайшья от природы обладает достаточным разумом и чутьём, чтобы самостоятельно определять, каким именно товаром ему следует торговать и как именно. Это можно сравнить с работой высококлассного, талантливого от природы повара, который, хотя и не пользуется мерными инструментами на кухне, тем не менее, всегда готовит идеально. Маркетинг как феномен возникает тогда, когда за бизнес берутся шудры.
Шудра по природе более эгоцентричен, и в меньшей степени склонен думать об интересах других. Он не обладает природной квалификацией определять, что именно будет пользоваться спросом, поскольку не видит ценности в удовлетворении чужих интересов, в отличие от вайшьи. Поэтому ему нужны советчики при выборе товара для продажи или планируемых к оказанию услуг.
|
Пожертвования
В «Шримад Бхагаватам» (11.17.18) говорится, что вайшья должен посвятить себя – среди прочего – пожертвованиям. Следует обратить внимание на значение пожертвований в ведической культуре. В наши дни пожертвования совершаются, как правило, либо из сентиментов, либо для поддержания имиджа. В ведической культуре пожертвования достойным личностям (брахманам) рассматривались, с одной стороны, как способ занять себя в служении Богу, а с другой – как инструмент для обретения богатства.
В «Нити-шастре» Чанакьи Пандита говорится: «Богатство пополняется хорошей тратой, подобно тому, как пруд пополняется свежей водой по мере того, как из него вытекает старая». Как же это возможно? Наш жизненный опыт подсказывает, что траты лишь уменьшают наши накопления. На самом деле, проявляя способность распорядиться финансами в соответствии с наставлениями священных писаний, человек демонстрирует свою квалификацию в будущем по судьбе получить в собственность более крупные суммы денег. Расхожее представление о том, что богатые люди в массе своей являются скрягами, является ложным. Жертвовать и быть богатым – это одно настроение, один вкус, а ничего не жертвовать и быть бедным – другое. «Благотворительность кладёт конец бедности» (Чанакьи Пандит, «Нити-шастра», 5.11)
Бизнес и женщины
Как говорилось выше, вайшьи получали инициацию в свою деятельность, т.к. их способ поддержания себя требовал развития определённой веры. Однако женщины в ведической традиции вообще не получали инициаций. Для них давался наиболее простой и комфортный путь, который соответствовал их обусловленности и определялся особенностями строения их тонкого и грубого тел – служение мужу. При этом подразумевалось, что женщина не должна иметь собственного источника средств к существованию; всем необходимым её обеспечивал муж, что создавало ещё один повод для уважения по отношению к супругу.
|
В наши дни, увы, нередко мужья не зарабатывают достаточно денег для поддержания семьи, и женщинам приходится находить себе занятие с целью обретения дохода. В такой ситуации бизнес категорически не может быть рекомендован в качестве приемлемого вида деятельности.
Столкнувшись с потенциальной неопределённостью прибыли и необходимостью принимать решения, последствия которых будут влиять на собственный доход, ум женщины будет страдать. Случается, что некоторые «бизнесвумен» добиваются успеха в коммерческой деятельности, однако счастливы ли они? Спокоен ли их ум? Едва ли. «Бхагавад-Гита» (3.35) утверждает: «Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно».