¨ Дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Для упражнения "Закончи фразу" могут быть предложены предложения типа:
(1) "В лесу растут г... и я..."; "На клумбе выросли красивые ц... "; "Топором рубят д... "; "Молотком забивают гво..."; Зимой на улице хо..., а летом... "; "Миша и Петя любят петь... пе... "; "Девочка качается на ка... " и др.
(вариант, когда дети договаривают нужное слово по его первому звуку / слогу/);
(2) "Цветы растут на/ в... "; "Кошка спряталась за /
в..."; “Бабушка несет сумку с... "; "В саду растут... "; "Ребята пошли в лес... / на речку... (Зачем?); "Маша часто помогает маме...” (Что делать?) и т.д.*
(3) "Цветы стоят в... (в вазе)"; "Ваза с цветами стоит... (на столе)"; "Картина висит... (над столом)"; "Вчера дети ходили в... (в зоопарк)";. "Папа ходил в магазин "Одежда". Там он купил... (шарф, ботинки и шапку)"; “Девочка расчесывается. Она взяла... (зеркало и расческу)".**
(4) "Наступила осень. С деревьев падают... Небо закрыто низкими темными... Часто идет... Дует холодный сильный... Ночи становятся..., а дни... Выходя на улицу, люди одевают теплую..." и т.п. (листья, тучами, ветер, длиннее, короче, одежду).
¨ Упражнение на составление словосочетаний из данных двух слов. Речевой образец: " Стакан, молоко. Стакан чего? - Молока. Стакан молока.
Составляемые словосочетания: стакан чая / кефира, сока; бутылка молока / воды, сока; кусок сыра / торта, мыла и т.д. Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: " Мама купила бутылку молока";" Саша выпил стакан сока" и др.;
¨ составление предложений по данным словам
(слова, в т.ч. в "нейтральной форме", предлагаются вначале в правильной, а затем - в измененной последовательности), например: "Медведь, мед, сладкий, любит"; "Под, ноги, скрипит, снег, белый"; "Сосну, на, Петя, прибить, кормушка"; "Снежинки, легкие, падать, кружиться" и т.п.;
¨ упражнение в составлении предложений по данному слову (предложно-падежной конструкции): "Под деревом" - "на дереве"; "Перед домом" - "за домом"; "В воде" - "над водой" и т.д. (Используются соответствующие предметные картинки, например: " скамейка " и "гнездо " или "гамак " и " птица"; "рыбки" и "бабочки" и др.).
¨ Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы ("Подумай и ответь!"). Предлагаемые вопросы:
"Куда можно повесить пальто?" (Образец отве-
та); "Пальто можно повесить в / на... ");
"Куда можно положить книги?"; "Куда кладут
обувь?";
"Кого можно увидеть в зоопарке?" и т.д.
¨ Упражнения для развития "поэтического слуха", в т.ч. в подборе рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе. Приводим пример:упражнение " Давай вместе расскажем веселые стихи" (дополнение предложений нужными по смыслу словами-анто-нимами). В качестве речевого материала можно использовать стихотворение Д.Чиарди "Другое эхо".
"А нам с тобой пришел черед Скажу я слово
Сыграть в игру “Наоборот. “потерял”.
Скажу я слово “высоко”, Ответишь ты...
А ты ответишь... (н и з к о). (“Нашел!”)
Потом скажу я: “Далеко”, Теперь: “Начало”,
И ты ответишь... (б л и з к о). - я скажу,
“Скажу теперь я: “Потолок”, “Нет,- скажешь ты...
А ты ответишь... (п о л). (“Конец!”)
Дополнительно можно рекомендовать: составление словесной характеристики предметов, наблюдаемых во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление словосочетаний и фраз - кратких характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений / облака, дождь и т.п. /); выполнение рисунков к характеризуемым предметам с последующим составлением фраз-высказываний по вопросам педагога.
Словесное творчество детей при выполнении этих заданий проявляется в нахождении слов и речевых выражений, возможно более точно отражающих содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и предложений. Регулярное выполнение ими упражнений на подбор синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только способствует лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем, при составлении собственных рассказов.
В задачи работы по формированию грамматически правильной фразовой речи на данном этапе входит усвоение детьми наиболее простых форм сочетания слов во фразе - форм согласования существительного и глагола (в функции подлежащего и сказуемого), а также прилагательных с существительными в именительном падеже. Дети учатся различать окончания имен прилагательных женского, мужского и среднего рода, соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных. Для этого используются специальные упражнения, которые одновременно являются подготовительными к составлению самостоятельных описаний предметов. Например, ребенку предлагается назвать какой-либо общий признак (цвет, форма и др.) ряда различных предметов, относящихся к женскому, мужскому или среднему роду; основой для правильного нахождения падежной формы определяющего слова служит при этом форма вопросительного слова в вопросе педагога ("Как ая репа по форме?", "Как ой арбуз по форме?", Как ое яблоко... " и т.д.). Аналогичным образом проводится работа по дифференциации падежных окончаний единственного и множественного числа относительных прилагательных.
Таким образом, на первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказывание по картинам и др.).