Главное - разум, воля и ответственность 1 глава




Меня часто спрашивают, что надо делать, чтобы наперекор возрасту и бытовым неурядицам сохранить здоровье, работоспособность и в старости не утратить интереса к жизни, остаться деятельным, активным членом общества. Задают вопросы и о том, как правильно питаться, дышать, двигаться и др. В последующих главах я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы.

Здесь же хочу дать читателям некоторое представление о принципах, составляющих основу системы естественного оздоровления, чтобы каждый, кто захочет следовать ей, делал это сознательно. Важно ведь не просто механически усвоить комплекс дыхательных и физических упражнений, закаливающих процедур, рекомендованных рационов питания, но и понимать, по каким законам природы осуществляются основные процессы жизнедеятельности человеческого организма.

В отличие от иных представителей животного мира, человек обладает духовностью, определяющей характер его стремлений и действий. Духовную деятельность, так же, как и психическую жизнь, следует отнести к высшим категориям человеческой сущ

ности, но эти категории все еще во многом остаются тайной трансцендентальных знаний.

Казалось бы, тот факт, что компьютеры и другие «мозговые машины» способны безупречно и неустанно перерабатывать сложную информацию и принимать логические решения, наподобие человека, мог бы во многом улучшить условия нашей жизни. На деле же получилось иначе — человек превратился в придаток сконструированной им же машины, которая подавила волю, величие разума и духовность ее создателя.

Наши высокообразованные математики отказываются понимать, что бездушный интеллект машины — это лишь орудие труда в руках «человека разумного», как некогда дубина, вытесанная камнем, в руках неандертальца.

В изменившейся космической обстановке последних лет многие из нас перестали стремиться к массивам интеллектуальной информации, пригнулись к земле. Нам некогда взглянуть на солнце, погружаясь в беспорядочную суету каждодневья, умирая при безответственном отношении к своему здоровью.

Мне удалось доказать, что хронические болезни излечимы, и основной мерой защиты от их массовости следует считать профилактику здоровья, но не ту всеобщую диспансеризацию населения и лечение болезней симптоматическими методами, характерными для западной медицины.

Напрашивается вывод, что может быть дело в нас самих, в нашем пренебрежении интересами природы, беспорядочном образе жизни, в привычках и пороках, которые зачастую становятся нашим вторым «я». И не будем оправдывать их неустроенностью быта, стрессами и дефицитами. Это самое простое объяснение, потому что не требует от человека никаких усилий для преодоления собственной слабости, и по существу своему ошибочное, так как даже и в более развитых странах, где о дефицитах и бытовой неустроенности давно забыли, средняя продолжительность жизни не превышает 75—80 лет.

Дело, следовательно, не в обстоятельствах, а в том, что мы не умеем пользоваться великим богатством, которое даровала природа — беспредельными возможностями человеческого организма. Более того, мы еще толком и не узнали их.

Привычки, догмы и предрассудки зачастую заменяют нам научные знания. И самое печальное заключается в том, что познание законов природы остановилось на одном, к слову сказать, очень низком уровне. Как это ни парадоксально, мы до сих пор не знаем, какое воздействие на организм оказывает потребляемая пища, хотя процесс питания существует ровно столько же, сколько и сам человек.

Мы до сих пор используем в производстве продуктов питания как искусственные, так и естественные, но сконцентрированные до неразумных пределов вещества, что ведет к коллективному самоотравлению людей.

Природа установила для людей достаточно жесткие границы видового выживания. Интервал температур,, в котором может существовать незащищенный одеждой или стенами жилища человеческий организм, невелик. Разум позволил человеку расширить эти пределы. Но, создавая для себя искусственную среду обитания, человек одновременно рвет нити, связывающие его с природой. У него возникает иллюзия вседозволенности. Такая самоуверенность не остается безнаказанной: организм, лишенный предписанных природой условий жизни, становится легкой добычей многочисленных болезней.

Однако люди ищут причины своих заболеваний не в отклонении от видовых норм жизни, не в утрате гармонии с природой, а в неких самопроизвольно возникающих нарушениях в деятельности внутренних органов, сами же болезни рассматривают как их «поломку». Упрощенный взгляд на человеческие недуги породил веру в то, что если изучить устройство и работу каждого отдельного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно «отремонтировать» его. Эта ошибочная точка зрения привела к тому, что европейская медицина сосредоточила свои усилия на исследовании деталей в ущерб познанию целого — человеческого организма. Сегодня насчитывается свыше 180 медицинских специальностей, каждая из которых занимается изучением какой-то его частички. Не случайно мы все еще не знаем, каким же должен быть здоровый человек, не имеем объективных физиологических показателей здоровья. Несколько лет назад на съезде Всемирной организации здравоохранения, где собирался цвет ученых планеты, была принята следующая описательная формулировка: «Под здоровьем понимается состояние, когда человек не является больным и находится в состоянии полного физического, духовного и социального преуспевания».

Подобное определение, естественно, не может служить основой действенной системы профилактики здоровья. Это в свое время побудило меня провести ряд исследований с целью найти такую основу. И выяснилось, что действительно здоровый человек потребляет примерно в 5 раз меньше кислорода, чем так называемый практически здоровый. Первый даже без специального обучения дышит реже: 3—4 цикла (вдох-выдох) в минуту, а не 18—20, как второй.

Этот факт подтверждает новые представления о нормах основного обмена, которые включают в себя энергетические расходы, идущие на удовлетворение внутренних потребностей организма. Считалось и до сих пор считается, что в зависимости от массы тела человеку только для поддержания жизненных функций организма требуется от 1200 до 1700 ккал в сутки. Но оказалось, что эта «железная» норма может быть отнесена лишь к той категории людей, которая характеризуется нерассуждающей преданностью современной антигуманной цивилизации. В награду за свою верность такие люди получают так называемое практическое здоровье, означающее только то, что болезни еще не взяли верх над здоровьем, но уже готовятся это сделать.

Мне удалось измерить, что вопреки общепринятым представлениям основной обмен фактически здорового человека, придерживающегося рекомендаций системы естественного оздоровления, требует гораздо меньших энергозатрат: 250—450 ккал в сутки.

Эти нормы диктуют и новый подход к калорийности суточного рациона питания. Еще в начале 80-х годов в многолетних и многочисленных экспериментах мне удалось доказать, что значительное снижение калорийности суточного рациона не снижает массы тела даже при длительных и тяжелых нагрузках, а способствует повышению выносливости. В этой связи приходит на память известный афоризм: все новое — это давно забытое старое. Еще древние говорили о том, что могучие воины Спарты получали свой суточный рацион питания на вечерней заре, в строю, причем весь он умещался в ладонях. Тем не менее он не только удовлетворял аппетит, но и сохранял их волю, выносливость, массу тела. Таким образом, менее чем умеренное потребление пищи — еще одно свидетельство здоровья человека.

Конечно, объективных показателей здоровья существует намного больше и не все они достаточно полно изучены. Поэтому здесь я буду оперировать только теми показателями, в достоверности и истинности которых полностью уверена, поскольку получены они в ходе моих собственных исследований. Почему я считаю исключительно важным изучение отличительных особенностей здорового организма? Да потому, что это дает нам ключ к ответу на актуальнейший вопрос современности: что такое здоровье и что такое болезнь? Только ответив на него, мы сможем, наконец, переместить акценты в практической медицине — от лечения и профилактики болезней к профилактике здоровья. Здоровый организм — это саморегулирующаяся система с автоматическим управлением процессами жизнеобеспечения. Такая динамичная биологическая самовосста- навливающаяся система настолько сложно устроена, что на нынешнем уровне наших знаний о ней просто- напросто недоступна для нашего понимания. Недостаточно познаны нами и те объективные законы природы, которым она подчинена. Тем важнее для нас выявить и описать хотя бы внешние объективные признаки здоровья, что, в свою очередь, позволит нам не плестись по следам уже состоявшихся болезней, а искать и находить те условия, в которых организм сможет в полной мере реализовать свою способность к саморегуляции и самовосстановлению. Именно этот принцип лежит в основе системы естественного оздоровления. В своей практической деятельности я в отличие от традиционной медицины не признаю лечения как формы воздействия на организм медикаментами, физиотерапевтическими манипуляциями. Чужда мне и экстрасенсорная регуляция биополя, хотя методами такой регуляции владею в полной мере. Сказанное, естественно, никоим образом не распространяется на такие области, как психология и парапсихология.

Строго говоря, я лишь разгадываю ребус природной саморегуляции человеческого организма, а саму болезнь рассматриваю не с позиций тех или иных симптомов, нарушений функций отдельных органов, а как нарушение саморегуляции целостного организма в его единстве с окружающей средой. Полученные данные свидетельствуют о поразительных результатах. Люди, приговоренные современной медициной к смерти, буквально возвращаются с того света. Здоровье восстанавливается даже при тяжелейших онкологических, сердечнососудистых и многих других заболеваниях. Зафиксированы случаи, когда раковые больные, организм которых был поражен метастазами, возвращались домой здоровыми.

Высокие возможности системы естественного оздоровления неопровержимы. Доказательствами тому могут служить моя лечебно-профилактическая деятельность практикующего врача и многолетние эксперименты, подтверждающие теоретические установки системы. Одним из наиболее доказательных можно считать уникальный эксперимент, проведенный мной летом 1990 года.

Смысл его заключался в проверке возможностей человека преодолеть тяжелые длительные физические нагрузки в экстремальных условиях автономного существования. Эксперимент проводился в условиях пустыни. При этом использовалась разработанная мной методика пеших многокилометровых походов. В программу эксперимента входило участие моих пациентов, в недавнем прошлом перенесших наиболее часто встречающиеся хронические болезни, такие, как инсулинозависимый диабет, хроническая, не поддающаяся лекарственному лечению гипертония, язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки, тяжелый пиелонефрит на фоне лекарственной аллергии, цирроз печени, рак фатерова соска, сердечная недостаточность при ожирении. В группу входили также 58-летний проводник, страдающий хронической гипертонией, и 75-летний автор этих строк — руководитель экспедиции.

Вполне понятно, что участники эксперимента предварительно были излечены в системе естественного оздоровления и приведены в состояние фактического здоровья.

В программу эксперимента был заложен пеший 500-километровый переход по пескам Центральных Каракумов по трассе Бахарден—Куртамышский заповедник. Предполагалось пройти маршрут за 20 дней, но участники перехода настолько легко переносили огромные физические нагрузки в тяжелейших климатических условиях, что уложились в 16 дней.

Результаты эксперимента превзошли все ожидания. Участники похода великолепно себя чувствовали и не только сохранили массу своего тела, но и прибавили в массе, обходясь минимальным количеством пищи и воды.

Этот уникальный эксперимент еще раз показал, насколько велики и беспредельны возможности человеческого организма в условиях системы естественного оздоровления.

По моему твердому убеждению, в основу современной медицины следует заложить принципы профилактики здоровья, а не профилактики болезней.

Человек — это высший ресурс природы, сотворенный как саморегулирующаяся и самовосстанавли- вающаяся система в своем единстве с окружающей средой. И.П. Павлов утверждал, что способность центральной нервной системы человека к адаптации разрешает ему быть в постоянстве не только самовосстановления, но и самосовершенствования, лишь бы были созданы условия. В поиске и реализации этих условий я вижу сущность системы естественного оздоровления и будущее нашей отечественной медицины. Для осуществления задачи необходимо восстановить в людях высокую ответственность за личное и общественное здоровье.

 

НА ЧЕМ СТОИТ СИСТЕМА

Тремя китами, на которых покоится все здание системы естественного оздоровления, являются духовное, психическое и физическое здоровье. Причем прошу обратить внимание, на первое место я ставлю именно духовное здоровье человека.

Что я под этим подразумеваю? Прежде всего, отсутствие эгоизма, терпимость, стремление к единению с природой в самом широком смысле слова, понима

ние законов единства всего живого и принципы живой этики, вселенской любви. Наши предки, лучше нас чувствовавшие связь с природой, разработали эти принципы, которые могут быть верным показателем духовного здоровья человека. Они сформулированы в хорошо известных библейских заповедях.

Другими словами, духовно здоровый человек тот, кто в своем поведении руководствуется принципами природного добра, кто живет не лично для себя за счет других, а как равный с заботой об окружающих. Надо только понять, что жить по законам добра — это не один из возможных путей развития и совершенствования человеческого общества, а единственный, дающий нам надежду выжить всем вместе. В этой связи я вполне согласна с теми учеными, которые говорят о запрограммированности процесса развития как живой, так и неживой природы. Мне представляется, что дальнейшее развитие связано с закономерностью формирования порядка из хаоса. Это достаточно убедительно показал ленинградский физик-теоретик И.Л. Герловин1 в недавно обнародованной им парадигме для жизнеспособных и развивающихся систем. Она содержит восемь условий, соблюдение которых обязательно, чтобы система сохраняла жизнеспособность, могла развиваться.

Если кратко сформулировать главную мысль парадигмы, то она звучит так: любая система жизнеспособна, если состоит из связанных между собой и обменивающихся информацией подсистем. Если в какой-то подсистеме властвует порядок, гармония, то она направляет в каналы связи информацию, способствующую стабильному, гармоничному развитию других подсистем. И наоборот, хаос, насилие, дисгармония в одной из подсистем вызывают негативный отклик в других, дестабилизируют ситуацию и в них. В результате вся система может прекратить свое существование.

 

1 Герловин И. JI. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. JL: Энергоатомиздат, 1990.

 

Но самые катастрофические последствия вызывает обрыв каналов связи между подсистемами. Это неизбежно заканчивается гибелью системы в целом. Накануне этого мы сегодня находимся, поскольку связь между двумя подсистемами — человеческим сообществом и природой — стала хрупкой и предельно истонченной.

Именно поэтому неотъемлемым элементом моих занятий с доверившимися мне людьми является воспитание доброго отношения к другим, к природе во всем ее величии и многообразии.

В неразрывной связи с духовным находится психическое здоровье. Под ним я подразумеваю гармоничное сочетание сознательного и подсознательного. Мозг человека выполняет в организме двоякую роль. С одной стороны, он обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность составляющих наш организм подсистем отдельных органов. За это отвечают те структуры центральной нервной системы, которые связаны с подсознанием. Они достаточно стабильны и являются своеобразными автоматическими регуляторами.

Но человеческий организм, даже если сам человек думает иначе, находится в полной зависимости от окружающей его среды и потому должен чутко реагировать на происходящие в ней изменения, оценивать, не несут ли эти изменения опасности самому его существованию. Функции сторожа, контролера и призвано выполнять наше сознание.

Единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма и унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям — приспособляемость. Естественно, это — очень упрощенная схема, не охватывающая всего многообразия функций человеческого мозга. Но я выделила именно эту его функцию как имеющую прямое отношение к теме нашего разговора.

Наконец, последний элемент триады — физическое здоровье. Это интегральный показатель, труднее всего поддающийся изучению. Прежде всего потому, что абсолютное здоровье сегодня — редкость. Наша деформированная цивилизация наносит сокрушительные удары по здоровью человека, когда он находится еще на эмбриональной стадии развития. Так что уже при рождении в генетическую память младенца заложены семена будущих болезней. Именно поэтому возвращение физического здоровья — и физически и психологически трудный процесс.

Здесь я наметила в общих чертах контуры своей системы и назвала цели, к достижению которых стремлюсь. Теперь о том, с помощью каких средств решаются эти и другие задачи.

В создании системы естественного оздоровления важную роль играют воззрения древних греков, римлян, египтян, в которых нашло отражение высокое понимание принципов физического здоровья, значимости единства организма и внешней среды.

Практическую основу системы составляют методики и приемы, многие из которых известны человечеству с древнейших времен. Есть в ней элементы древнеиндийской и древнекитайской народной медицины, различных систем восточных единоборств, дыхательных упражнений во всем их разнообразии и т. д.

Весь этот комплекс методик призван нормализовать такие процессы жизнедеятельности организма, как дыхание, терморегуляция, психическая деятельность и, конечно, питание как элемент наиболее интимной взаимосвязи внешней среды и внутренней сферы человеческого организма. Каждому из них посвящены отдельные разделы. В них вы найдете конкретные советы и рекомендации. Здесь же упоминаю об этих процессах с единственной целью — определить место и роль каждого в жизнедеятельности человеческого организма и системе его естественного оздоровления.

Среди жизненных потребностей человека дыхание — самая главная. С первым вздохом начинается жизнь, с последним она кончается. Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи — недели и месяцы, без движения — годы, то без дыхания — секунды, в лучшем случае — минуты. С ним напрямую связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.

Важнейшую роль в сохранении здоровья играет отлаженность процесса питания. Здесь важно иметь в виду, что организм человека запрограммирован природой на определенные виды пищи, главным образом растительного происхождения. Это предопределено природными анатомо-физиологическими особенностями его организма. Поэтому нарушение постоянства видового питания является причиной многих и многих недугов. Однако в процессе своего исторического развития человек все дальше отходит от заложенной в него программы видового питания из-за расширения его за счет продуктов животного происхождения. Бесспорно, это, с одной стороны, расширило его возможность в борьбе за выживание, с другой — стало причиной многих отклонений его физического здоровья от нормального, поскольку усвоение мясной или рыбной пищи возможно только за счет адаптационных резервов организма.

Огромный ущерб здоровью человека наносят получившие широкое распространение представления о пище как единственном источнике восполнения энергетических затрат человека. Начало этим представлениям было положено в конце прошлого века, когда Конгресс Всемирной организации здравоохранения утвердил предложение немецких ученых определять необходимое человеку количество пищи по ее калорийности. Так были заложены основы калорийной теории питания. Причем за основу был принят расчет среднестатистической калорийности суточного рациона питания жителей Германии. Для своего времени это было прогрессивным шагом, так как давало возможность хоть как-то регулировать рацион питания. Но с тех пор прошло 130 лет (!), а официальная наука не предложила по существу ничего нового. Разве что Институт питания АМН СССР в свое время немного снизил норму потребления калорий. Однако сама калорийная теория сбалансированного питания продолжает править бал, изо дня в день, из года в год калеча людей, сокращая их жизни.

Про себя я называю ее теорией «паровозной топки». Сущность теории довольно проста. В ее основе лежит представление, будто энергозатраты человеческого организма восполняются исключительно за счет потребления энергии питательных веществ. Эта энергия возникает в процессе горения при разрыве химических взаимосвязей веществ.

Человек «загружает» необходимое количество питательных веществ в «топку» своего организма, где они сгорают, а высвободившаяся энергия компенсирует все энергетические затраты.

Разработана и методика подсчета количества энергии, выделяемой различными продуктами питания. Оно определяется путем их сжигания и суммирования количества получаемого при этом тепла. Основываясь на этой теории, медики рекомендуют съедать в день 80—100 г белка, 80—100 г жиров, 400—500 г углеводов. В переводе на продукты это примерно 0,5 кг мяса, 80—100 г жира, 1,5—2 кг овощей, круп, сахара, мучных изделий. Правда, в наши дни такие рекомендации ученых воспринимаются как ненаучная фантастика. И все же когда думаешь о людях, которые пытаются следовать подобным рекомендациям, так и хочется остановить их. Сама я вот уже 40 лет обхожусь количеством пищи в несколько раз меньшим: 11 г белка, 5—10 г жиров, 100—200 г углеводов. И чувствую себя великолепно.

По возрасту мне впору «чулочки вязать», а я постоянно в движении. Только за последние годы четырежды пешком пересекла жаркие пески Центральных Каракумов и Кызылкумов, с группой единомышленников совершила пешее путешествие из Нальчика в Пицунду, преодолев четыре горных перевала.

Следующим элементом системы естественного оздоровления является движение — жизненно необходимая функция всех живых организмов. Под этим

словом я пониманию не только возможность изменения живым организмом своего положения в пространстве (назовем это внешним движением), но и процессы, протекающие внутри организма (внутреннее движение). Оба они связаны между собой неразрывно и подчинены одной цели — обеспечить организму оптимальные условия существования.

Особенностью моей системы движения является то, что в качестве неотъемлемого элемента она включает в себя динамическую аутогенную тренировку или, говоря другими словами, воспитание способности сознательно контролировать и регулировать поступление энергии в ткани в процессе движения.

Наиболее естественным интенсивным движением для человека является бег. Во время бега включен буквально весь организм. Если кому-то бег не по душе, то можно заниматься ходьбой. Разумеется, ходьба и бег не исключают, а, напротив, предполагают, что человек будет сочетать их с другими методиками и комплексами физических упражнений, которых известно в настоящее время достаточно много.

И наконец, еще об одном из основных элементов системы — нормализации природной терморегуляции. Каждый биологический вид, в том числе и человек, имеет свои специфические, предписанные только ему границы температурного диапазона существования. Изнеживающее воздействие современной цивилизации сузило для человека эти границы, что никак нельзя признать нормальным.

Человек не должен испытывать особых неприятностей ни при жаре, ни при холоде. Но особенно важно, чтобы он не боялся холода. Холод должен стать его союзником, поскольку он мобилизует защитные силы организма, гармонизирует его деятель- ность, стимулирует процесс саморегуляции. В этом и заключается смысл закаливания, органично входящего в систему естественного оздоровления.

 

ПЛЕННИКИ ИНЕРЦИИ

На моих лекциях многие слушатели делают записи в блокнотах, ставят на сцену магнитофоны, чтобы не пропустить ни одного слова. Я понимаю их: люди хотят быть здоровыми, жить так, как назначила человеку природа. Но заканчивается встреча, слушатели расходятся по домам, и здесь-то их решимость жить по-новому начинает понемногу ослабевать, причем происходит это незаметно для них самих — сегодня одна уступка привычному, завтра другая. В конце концов собственная инерция и окружающая обстановка берут верх — и прощай благие намерения. Нужны достаточный уровень знаний и духовности, элементарная воля, чтобы суметь противостоять инерции традиционного и, добавлю, порочного, образа жизни, который несравнимо опаснее алкоголизма, курения и других форм наркомании. Алкоголик и наркоман хотя бы сознают, что они больны, что их пристрастия противоестественны.

А теперь задумайтесь, чувствует ли себя больным или неполноценным нормальный, практически здоровый человек, который утром плотно завтракает, целует жену и детей, трясется в автобусе по пути на работу, в положенное время обедает в заводской столовой или в ближайшей закусочной, вечером возвращается домой, ужинает, читает газету, смотрит те

левизор и, наконец, ложится спать. О нем заботятся конструкторы, дизайнеры, создающие конструкцию самого мягкого, самого удобного кресла или дивана. Крестьяне откармливают коров и бычков, прочую живность, чтобы не оскудел стол нашего «нормального» человека. Талантливые журналисты, «киношники» и прочая творческая братия думают над тем, как развлечь нашего дорогого землянина.

Человек едет в командировку или отпуск. За окнами вагона проплывают огромные, километровой длины заводские корпуса, ажурные мачты линий электропередачи, необозримые поля, коробки животноводческих комплексов, бетонные полукружья плотин. Сердце человека невольно сжимается от восторга перед мощью человеческого разума и мастерством рук, потому что все это действительно по-своему прекрасно, талантливо, разумно.

И вдруг приходит какая-то Шаталова или другой оригинал и начинает убеждать, что человечество все делает не так: неправильно питается, дышит, двигается. Даже думает и то неправильно. Кого-то еще осеняет мысль, что система земледелия, используемая сегодня, никуда не годится, так как уничтожает плодородие почв. Где-то на другом краю земли другой чудак уверяет, что нынешние способы получения энергии, самые современные технологии убивают природу. И все они в один голос доказывают, что такая милая, обжитая, удобная цивилизация на самом депе уродлива, расточительна, губительна для человека, поскольку подменяет естественные потребности навязанными, чуждыми, искусственными и неуклонно ведет к самоуничтожению человечества. «Неужели они всерьез считают, — может подумать читатель, — что все люди

шагают не в ногу и только они в ногу». Кто бы и что бы ни думал, лично я убеждена, что рано или поздно перестраиваться придется всем. Не оказалось бы только слишком поздно. Я — не физик и не агроном, не лирик и не инженер. Я — врач, поэтому буду оперировать фактами и наблюдениями, накопленными в процессе изучения человеческого организма.

Ошибается тот, кто полагает, будто наши жизненные потребности в их сегодняшнем, деформированном виде — это нечто извечно данное, органически присущее человеку. Нагляднее всего ошибочность такого предположения проявляется в области питания.

Я уже высказывала свое мнение о калорийной теории питания, которая наносит здоровью людей ущерб намного больший, чем все эпидемии мира, вместе взятые. Причем это касается не только нашей страны, где пока еще ощущаются дефицит и низкое качество продуктов питания, но и куда более благополучных, развитых стран Запада. Не являются исключением и процветающие страны Востока: Япония, Южная Корея и др., хотя здесь, казалось бы, еще сильны традиции древней культуры, воспринимавшей человека в его целостности с природой.

Теперь я хочу перейти от критики калорийной теории к такому понятию, как видовое питание. Читатель, несомненно, запомнил этот термин встречавшийся на предыдущих страницах. Там я не стала подробно объяснять его смысл и сделала это совершенно сознательно, поскольку речь тогда шла в основном о количестве необходимой человеку пищи. Здесь же я приглашаю читателя поразмышлять о структуре питания, запрограммированного природой для человека.

В свое время В.И. Вернадский высказал предположение (с моей точки зрения его следует считать законом) о том, что химический состав клеток каждого вида живого организма присущ только ему, этому виду. Причем стабильность химического состава определяется постоянством видового питания. Думаю, смысл этого станет понятнее, если приведу конкретный пример.

Вспомним всем известного яка, живущего в суровых условиях высокогорья. Чем он питается? Травой и только травой. Между тем это могучее животное, у которого жирность молока достигает 12%. Для сравнения скажу, что у человека она составляет всего 2%.

Як ниже 3000 м над уровнем моря не спускается, на таких высотах трава растет между камнями реденькими кустиками, да к тому же зимой еще завалена снегом глубиной по пояс. Я сама недавно была в горах и видела все это собственными глазами. Якам приходится буквально добывать сухие травинки, разрывая копытами сугробы. Ни о какой калорийности питания тут говорить не приходится. Между тем нас уверяют, что только калории, полученные из продуктов питания, восполняют энергозатраты организма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: