Философия Эпохи Возрождения. Философия эпохи Возрождения - совокупность философских учений




Философия эпохи Возрождения - совокупность философских учений, выдвинутых в период XV-XVI вв. (рис. 2.5) Начало и конец философии эпохи Возрождения можно обозначить двумя фигурами - Петраркой и Кампанеллой. Огромное влияние на развитие философии Возрождения оказала античная культура. Философия эпохи Возрождения является возрождением античной культуры, "погребенной", "умерщвленной" эпохой средневековья. Вместо Аристотеля, символизирующего схоластическую философию, искаженного в средние века, на первый план для ренессансных мыслителей выходит творчество Платона. В 1462 г. Козимо Медичи Старший подарил Марсилио Фичино виллу в Карреджи, чтобы на досуге и в спокойствии тот мог посвятить себя изучению и переводам Платона. Так возник союз ученых, условно именуемый "платоновской академией".
Наиболее разностороннеее развитие ренессансная (возрожденческая) философия получила в Италии: Николай Кузанский Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Помпонацци, Бруно, Галилей, Макиавели и мн. др.
Лоренцо Валла (1407-1457) известен своим сочинением "Об истинном и ложном благе" (или "О наслаждении"). Работа представлена в форме диалога и состоит из трех книг (рис. 2.5.1). В центре работы - дискуссия между стоиком, эпикурейцем и христианином о высшем благе.
Стоиков у Валлы представляет Катон, а эпикурейцев - Веджо. Полемика происходит не столько со стоиками, сколько с христианами. В самом облике стоика можно найти черты средневекового монаха. В средние века взгляды Эпикура были признаны безбожными, этика, проповедующая наслаждения, считалась безнравственной, автор которой трактовался как "преданный чреву", как "свинья, валяющаяся в плотской грязи". Эпикур был знаком гуманистам в основном по трудам Сенеки и Цицерона. В XV в. возможности знакомства с Эпикуром расширились. Кроме поэмы Лукреция Кара "О природе вещей", представлявшей собой поэтическое переложение философии Эпикура, сыграл свою роль в знакомстве с Эпикуром и Лактанций, ранний христианский писатель, открытый гуманистами начале XV в. Также существенным было открытие сочинения Диогена Лаэртского. Начавшейся переоценке Эпикура способствовал Леонардо Бруни (1370-1444), в своем трактате "Введение в моральную философию" сравнивший этику Эпикура с этическими учениями стоиков и перипатетиков.
Сочинение Л.Валлы - аргументированная апология этических воззрений Эпикура. Валла желает довести до конца разговор об истинных добродетелях, с помощью которых можно достичь истинного блага. Хотя стоики "решительнее всех защищают высокую нравственность, добродетель", Валла призывает "выступить против эти врагов, воспользовавшись защитой эпикурейцев". Для Валлы сама природа сделала доступными для себя наслаждения и одновременно дала и сформировала душу, склонную к ним. Природа предложила людям многие блага, и наше дело - уметь хорошо пользоваться ими. Наслаждение является благом, которого ищут повсюду и которое заключается в удовольствии души и тела. Под удовольствием понимается "радость в душе от сладостного волнения и удовольствие в теле". Высокая нравственность есть благо, смысл которого заключается в добродетелях и которое желанно ради него самого, а не ради чего-то другого.

  • Структура удовольствий выглядит у Валлы следующим образом:
    • блага внешних вещей
    • блага тела
    • душевные блага

Блага внешних вещей потому называются благами, потому как готовят наслаждение душе и телу, двум частям, из которых мы состоим. Среди благ тела самое главное - здоровье, далее - красота, затем - силы, ощущения: обоняние, осязание, зрение, слух. Красота в теле - главное, и многие не колебались предпочесть ее даже хорошему здоровью, поскольку она включает в себя равным образом здоровье. Душевные блага: благородство, родственные связи, власть, общественные должности и тому подобное.
Николай Кузанский (1401-1464) учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, с 1423 г. доктор канонического права, с 1448 г. кардинал, с 1450 - епископ, занимался математикой, астрономией, предложил реформу календаря, первым составил карту Центральной и Восточной Европы, автор многочисленных сочинений, среди которых "Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога", "О Богосыновстве", "Апология ученого незнания", "Простец", "Начало", "О возможности-бытии", "Об игре в шар", "Об охоте за мудростью", "Компендий", "О вершине созерцания".
В трактате "Об ученом незнании" (1440) содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Парадоксальность заголовка трактата - об "ученом незнании" - заставляет вспомнить Сократа с его установкой мудреца, отмеченного прорицательницей Пифией: "Я знаю, что я ничего не знаю". Это не банальное незнание, а неведение особого рода, на фоне которого иное знание - просто мнение, а то и заблуждение.
Вся система Кузанского держится на допущении понятия бесконечности, на диалектике максимума и минимума: "Все это для тебя проясниться, если представишь максимум и минимум в количественном определении. Максимальное количество максимально велико, минимальное количество максимально мало; освободи теперь максимум и минимум от количества, вынесли мысленно за скобки "велико" и "мало", и ясно увидишь совпадение максимума и минимума: максимум превосходит все и минимум тоже превосходит все". Противоположности свойственны только вещам, допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному максимуму они никак не присущи, он выше всякого противоположения. И поскольку абсолютный максимум есть абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько без всякого противоположения, что совпадает с минимумом, то он одинаково выше всякого утверждения и всякого отрицания. Кузанский исходил из того, что математика лучше всего помогает в понимании разнообразных божественных истин. Видимое есть образ невидимого, и творца можно увидеть по творению как бы в зеркале и подобии. Наиболее подходящие для этого математические предметы. Если приступить к божественному дано только через символы, то "всего удобнее воспользоваться математическими знаками из-за их непреходящей достоверности" (хрестоматия 2.7).
Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600). В 1584 г. выступил в Оксфордском университете с изложением и защитой взглядов Пифагора, Парменида и Анаксагора, опровергая с их помощью космологию Аристотеля. В итоге оксфордские схоласты добились отстранения Бруно от чтения лекций. 1586 г. После диспута по физике Аристотеля в Сорбонском университете, длившегося три дня, Бруно спешно покинул Париж ввиду начавшейся травли. В 1592 г. возвратился в Италию. Венецианский патриций Мочениго, действовавший с ведома инквизиции, пригласил Бруно, прослывшего виртуозом памяти и занимавшегося преподаванием мнемоники, обучать его этому искусству. Бруно принял приглашение, надеясь читать лекции в Падуанском университете. Вскоре Мочениго передал его в руки инквизиции. Мыслителя объявили ересиархом, и в 1600 г. сожгли на костре в Риме, на Площади цветов.
В центре внимания Бруно как философа и естествоиспытателя - устройство мироздания (рис. 2.5.2). Представление о его взглядах по этому поводу можно получить на основе сочинения в форме диалога "О бесконечности, вселенной и мирах". Среди собеседников - Эльпин, Филотей, Фракасторий, Буркий. Именем Филотея, или Теофила, в диалоге "Вечеря" Бруно обозначает самого себя. Под именем Эльпина выводится любознательный ученый, который охотно слушает Теофила. Буркий - сторонник здравого смысла, а вместе с тем и аристотелевской философии. Он преклоняется перед авторитетом Аристотеля и оказывается совершенно неспособным усвоить новое учение. Возможно, что это олицетворение оксфордских ученых, споривших с Бруно и отстаивающих систему Птолемея. В лице четвертого собеседника выведено действительное лицо - Джироламо Фракасторий (1478-1553), автор работ по астрономии и философии. Точка зрения, которую отстаивает Бруно - вселенная бесконечна по размерам, и миров - бесчисленное множество. Одна из главных проблем диалога - проблема движения и источника движения. Бесконечные миры, содержащиеся во вселенной, все движутся вследствие внутреннего принципа, который есть их собственная "душа". Первое начало вселенной будучи спокойным и неподвижным, сообщает возможность двигаться бесконечным и бесчисленным мирам (https://renaissance.rchgi.spb.ru).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: