Все многообразие школ классического периода развития индийской философской мысли делят и классифицируют в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как авторитетные источники философской традиции. Различают ортодоксальные и неортодоксальные школы. Ортодоксальные школы. Выделяют шесть "ортодоксальных систем философии": Веданта, или уттара-миманса; Пурва-миманса; Санкхья; Йога; Ньяя; Вайшешика. Названные системы являются "брахманическими системами", поскольку все они признают авторитет вед. Системы мысли, признающие авторитет вед, называются астика, а отвергающие его - настика.
Йога. Очень древние ведические корни у классической йоги, основателем которой был Патанджали (2 в. до н.э.). Упанишады ссылаются на йогу как на путь достижения сверхъестественного состояния через аскетическую практику. Все восемь частей философии классической йоги (воздержание, самодисциплина, сидение в позе, регулирование дыхания, прекращение деятельности чувств, сосредоточенность, размышление, прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде Упанишад.
Санкхья. Прямое отношение к ведической традиции имеет и философия санкхьи (основатель Капила). Здесь мы найдем учение о Пуруше (подлинное я, вечный, бесконечный неизменный дух) и Пракрити (материальная субстанция, природа, жизненная энергия), рассуждения о гунах, проявление и взаимодействие которых образуют видимый мир, доктрину мокши (освобождение от страданий с помощью техники йоги). В соответствии с доминирующей традицией Вед, все учения ведического канона принимали догмат о возможности жизни после смерти.
К неортодоксальным школам индийской философии относят локаята (материализм), джайнизм, буддизм.
Буддизм. (рис. 2.1.3) Будда - Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства Шакья. Шакьямуни - мудрец из Шакьев, родился около 567 г. до н.э. Основа его учения - четыре благородных истины: существует страдание, у него есть причина, оно может быть прекращено, есть путь, ведущий к этому.
- Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.
- Имеется причина человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы - "волнение океана жизни". Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как результат действия прошлых рождений на настоящее и будущее в виде морального воздаяния (карма). Поэтому, с другой стороны, причиной страданий является безмерная привязанность человека к жизни, удовлетворению своих чувственных страстей.
- Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности, то выход - не в подавлении воли или ее переключении с одного естественного объекта на другой, а в направлении вовнутрь, на отвращение нашего я от предметов внешнего мира, на разрушение привязанности к миру.
- Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений, как высшей цели). Этапы данного пути следующие:
- правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего самосовершенствования;
- правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к ближним и т.п.;
- правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т.п.;
- правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, воровства, удовлетворения дурных желаний;
- правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом;
- правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их добрыми намерениями;
- правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и внешние, а не как на мои, неразрывно связанные с собственным "я";
- правильное сосредоточение - принятая в йоге техника, ведущая к обузданию мысли и чувства, когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру.
Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым). Восьмеричный путь Будды образует целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться морально-интеллектуальным очищением человека.